Размышления у парадного подъезда. Школы. То ли я дурак, то ли сани не едут.
Недобитые буржуинами остатки российского образования не ругают только ленивые и бездетные. Но ворчать и злиться – дело тухлое. Заработаешь нервный тик и бессонницу. А что тогда делать?
Во-первых, радоваться двухнедельной передышке. Я и радуюсь, вместе с дочерью-семиклассницей. Ещё целых пятнадцать дней я не буду слышать по утрам: «Ма-ам, я не хочу в школу! У меня наверное температура! И голова болит!». А по вечерам не надо будет переписывать с ноута реферат по физкультуре о влиянии физических упражнений на здоровье. Или по технологии (она же бывший труд) – о роли цифровизации в жизни общества. Зато можно вместе с папой барахтаться в снегу, смотреть какой-нибудь классный мульт, или играть в монополию. Или просто болтать, в конце концов, не про учёбу, а обо всём.
Хотя достижение восьмидесятого уровня идиотизма случилось ещё во втором классе. Когда мы готовили сообщение по окружающему миру. О том, как принять роды у рыбки-гуппи и ухаживать за комнатной бровалией, а также за белопероне в цветочном горшке. Дочь тогда ещё радостно объявила: «А вы мне говорили, что пицца не растёт на дереве!». Нормально так познали окружающий мир! Переплюнуть эту информацию по степени абсурда и ненужности не удалось ещё никому на сегодняшний день.
Во-вторых, заполнять белые пятна в мозгах любимых деток самостоятельно, причём в форме ненавязчивой и уютной. Попивая чаёк с тортиком, порешать всем вместе какой-нибудь пример из доисторического учебника алгебры 1975 года. На скорость.
Или пересказать содержание «Тараса Бульбы» – под видом модного боевика. Это типа украинский хитовый триллер девятнадцатого века! Попутно восстанавливая способность к логическому мышлению и аналитике. Потому что хаотичная нарезка сведений из разных областей знания, которой кормят учеников под видом образования, лишает детей способности думать и рассуждать последовательно.
Учителя не виноваты, их очень жаль. Особенно молоденьких, которые только из института. Ибо не ведают, что творят. Поэтому творят иногда что попало.
Например, дочке еле удалось избежать двойки в четверти по литературе. Потому что молоденькая училка требовала принести на урок либо книжку Гоголя, либо электронный вариант, но только на планшете-читалке, а не на телефоне. В библиотеке, само собой, нет. Тащиться за книжкой не хотелось. Выкидывать от пяти до одиннадцати косарей за электронную книгу ради прихоти очаровательной, но посторонней нашей семье девушки, тоже в планы не входило. Дочь выхватила две двойки подряд, хотя произведение честно прочла. Надо было уже что-то решать.
- Ты Гоголя читать будешь? – спросил муж.
- В ближайшее время не собиралась.
- И я нет. Не люблю, особенно «Тараса Бульбу». А дочь перечитывать будет?
- Вряд ли. Она еле-еле один раз осилила.
- Тогда на кой я буду его покупать?
- Вы не сочувствуете детям Германии? Или вам денег жалко? – я вспомнила диалог из «Собачьего сердца» Булгакова.
- Сочувствую. И не жалко. Но покупать не буду. Не хочу! – муж был солидарен с профессором Преображенским.
- А мне что сказать учительнице? – обиделась дочь.
- Скажи, что если она не перестанет капризничать, то твои родители вызовут её родителей. На дуэль. Литературную, конечно!
- Ладно, скажи просто, что папа в школу хочет прийти, пообщаться с ней лично, – сжалился муж над расстроенным ребёнком.
- Слышь, это угроза или подкат к девушке?
- И то и другое. Я не ухажёр, я насильник. Сопротивление приветствуется! Э-э, поставь сковородку на место! Литературный, конечно! А ты что подумала?
- Смотри, а то как бы детям Германии не пришлось тебе сочувствовать!...
Не знаю, что там дочь рассказала учительнице, но двойка в четверти отменилась. Разрулила как-то сама, мирным путём. Кажется, выучила и прочла стихотворение Тургенева в прозе. Помните, наверное: «…Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!..» Не рассказывать же, в самом деле, что у ней дома творится. Не родители, а камеди-клаб на выезде, цензурная версия! Она-то привыкла, а другие не поймут!
На самом деле в учёбе важно как раз научить детей добывать нужную информацию и анализировать её. Знания без логики – винчестер без оперативной памяти. Бесполезны.
Но самое главное (и самое трудное) – дать ребёнку почувствовать, как это здорово – всё время узнавать что-то новое, по-настоящему интересное! Заставить его полюбить учиться. Полюбить узнавание и деятельность. Тогда можно считать, что миссия выполнена – детёныш не пропадёт в этой жизни, найдёт своё призвание и будет счастлив.
Потому что по-настоящему счастливым человека делают только три вещи на свете – труд, познание и любовь. Всё остальное – приобретения, путешествия, должности, слава – это про другое. Приятные, но необязательные бонусы счастливой жизни. Совсем непригодные в качестве цели. Иначе они превратятся сначала в бочку без дна, потому что всегда нужно больше. А потом в чёрную дыру, которая поглотит самое лучшее в человеке, засосёт в пустую бездну и любовь, и жажду созидания, и творчество.
Моя мама, прожив долгую, нелёгкую, но очень интересную жизнь, вспоминает чаще всего о том, что построила, будучи инженером – это и вправду уникальные объекты; о том, как изучала разные сложности в своей профессии; и о тех моментах, когда видела нас, своих детей, счастливыми. Места отдыха, награды и почести, которых тоже немало было в её биографии, почти не помнит.
Изменить систему обучения в обозримом будущем не получится. Придётся смириться с мыслью – наши дети нужны исключительно нам. Я тебя породил, я тебя и научу (привет папе-Бульбе). Мне здорово помогли советские учебники, год выпуска до 1989. На репетиторов средств не было, пришлось вспоминать. Со старшим сыном мне повезло в квадрате. В младших классах он застал советскую систему обучения. Ещё нетронутой, без перемешивания мозга. Вдобавок, сын так устроен с рождения – поглощение информации для его организма необходимо как воздух. Поэтому учился он, как дышал – легко и органично. Мне оставалось только сопереживать его взлётам.
Средний сынишка пошёл в школу, когда прогрессивные умы захватило развивающее обучение. К счастью, мне не понадобилось много времени, чтобы понять, какая это подстава. Бетономешалка для мозга берёт своё начало в развивающем обучении. Логика сразу ушла, и вернуться не обещала. Тут нам на помощь подоспел интернет, в смысле, он появился. А в нём старые добрые советские учебники – математика, русский язык, природоведение. Учились вместе до третьего класса, дальше пошло само. Результат – золотая медаль.
Но, как говорится, недолго музыка играла! Родилась младшая дочурка, которая обнулила все мои педагогические навыки. Этот упёртыш седьмой год форматирует любую лично ей не интересную инфу, которую с диким трудом удаётся впихнуть в её хорошенькую головку. Ничего, придётся стать немного изобретательней. Алгебра уже заходит, решает с удовольствием. С литературой сложнее.
Так что пойду я уже будить мою лентяйскую непокорную дочь. Пойдём с ней вместе борщ варганить и заодно стихи рисовать. Это когда фразы или слова из стихотворения изображаешь смешными рисунками. Запоминается ещё по дороге, пока рисуешь и хохочешь. Особенно когда стих пафосный и с незнакомыми словами. Да и простые тоже забавно выходят.
Э-эх, теперь главное – добудиться!
.