Найти тему

Ура, у нас каникулы!

Размышления у парадного подъезда. Школы. То ли я дурак, то ли сани не едут.

Недобитые буржуинами остатки российского образования не ругают только ленивые и бездетные. Но ворчать и злиться – дело тухлое. Заработаешь нервный тик и бессонницу. А что тогда делать?

Во-первых, радоваться двухнедельной передышке. Я и радуюсь, вместе с дочерью-семиклассницей. Ещё целых пятнадцать дней я не буду слышать по утрам: «Ма-ам, я не хочу в школу! У меня наверное температура! И голова болит!». А по вечерам не надо будет переписывать с ноута реферат по физкультуре о влиянии физических упражнений на здоровье. Или по технологии (она же бывший труд) – о роли цифровизации в жизни общества. Зато можно вместе с папой барахтаться в снегу, смотреть какой-нибудь классный мульт, или играть в монополию. Или просто болтать, в конце концов, не про учёбу, а обо всём.

Хотя достижение восьмидесятого уровня идиотизма случилось ещё во втором классе. Когда мы готовили сообщение по окружающему миру. О том, как принять роды у рыбки-гуппи и ухаживать за комнатной бровалией, а также за белопероне в цветочном горшке. Дочь тогда ещё радостно объявила: «А вы мне говорили, что пицца не растёт на дереве!». Нормально так познали окружающий мир! Переплюнуть эту информацию по степени абсурда и ненужности не удалось ещё никому на сегодняшний день.

-2

Во-вторых, заполнять белые пятна в мозгах любимых деток самостоятельно, причём в форме ненавязчивой и уютной. Попивая чаёк с тортиком, порешать всем вместе какой-нибудь пример из доисторического учебника алгебры 1975 года. На скорость.

Или пересказать содержание «Тараса Бульбы» – под видом модного боевика. Это типа украинский хитовый триллер девятнадцатого века! Попутно восстанавливая способность к логическому мышлению и аналитике. Потому что хаотичная нарезка сведений из разных областей знания, которой кормят учеников под видом образования, лишает детей способности думать и рассуждать последовательно.

Учителя не виноваты, их очень жаль. Особенно молоденьких, которые только из института. Ибо не ведают, что творят. Поэтому творят иногда что попало.

Например, дочке еле удалось избежать двойки в четверти по литературе. Потому что молоденькая училка требовала принести на урок либо книжку Гоголя, либо электронный вариант, но только на планшете-читалке, а не на телефоне. В библиотеке, само собой, нет. Тащиться за книжкой не хотелось. Выкидывать от пяти до одиннадцати косарей за электронную книгу ради прихоти очаровательной, но посторонней нашей семье девушки, тоже в планы не входило. Дочь выхватила две двойки подряд, хотя произведение честно прочла. Надо было уже что-то решать.

- Ты Гоголя читать будешь? – спросил муж.

- В ближайшее время не собиралась.

- И я нет. Не люблю, особенно «Тараса Бульбу». А дочь перечитывать будет?

- Вряд ли. Она еле-еле один раз осилила.

- Тогда на кой я буду его покупать?

- Вы не сочувствуете детям Германии? Или вам денег жалко? – я вспомнила диалог из «Собачьего сердца» Булгакова.

- Сочувствую. И не жалко. Но покупать не буду. Не хочу! – муж был солидарен с профессором Преображенским.

- А мне что сказать учительнице? – обиделась дочь.

- Скажи, что если она не перестанет капризничать, то твои родители вызовут её родителей. На дуэль. Литературную, конечно!

- Ладно, скажи просто, что папа в школу хочет прийти, пообщаться с ней лично, – сжалился муж над расстроенным ребёнком.

- Слышь, это угроза или подкат к девушке?

- И то и другое. Я не ухажёр, я насильник. Сопротивление приветствуется! Э-э, поставь сковородку на место! Литературный, конечно! А ты что подумала?

- Смотри, а то как бы детям Германии не пришлось тебе сочувствовать!...

...Суровые годы уходят.... За ними другие приходят. Они будут тоже трудны...
...Суровые годы уходят.... За ними другие приходят. Они будут тоже трудны...

Не знаю, что там дочь рассказала учительнице, но двойка в четверти отменилась. Разрулила как-то сама, мирным путём. Кажется, выучила и прочла стихотворение Тургенева в прозе. Помните, наверное: «…Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!..» Не рассказывать же, в самом деле, что у ней дома творится. Не родители, а камеди-клаб на выезде, цензурная версия! Она-то привыкла, а другие не поймут!

На самом деле в учёбе важно как раз научить детей добывать нужную информацию и анализировать её. Знания без логики – винчестер без оперативной памяти. Бесполезны.

Но самое главное (и самое трудное) – дать ребёнку почувствовать, как это здорово – всё время узнавать что-то новое, по-настоящему интересное! Заставить его полюбить учиться. Полюбить узнавание и деятельность. Тогда можно считать, что миссия выполнена – детёныш не пропадёт в этой жизни, найдёт своё призвание и будет счастлив.

Потому что по-настоящему счастливым человека делают только три вещи на свете – труд, познание и любовь. Всё остальное – приобретения, путешествия, должности, слава – это про другое. Приятные, но необязательные бонусы счастливой жизни. Совсем непригодные в качестве цели. Иначе они превратятся сначала в бочку без дна, потому что всегда нужно больше. А потом в чёрную дыру, которая поглотит самое лучшее в человеке, засосёт в пустую бездну и любовь, и жажду созидания, и творчество.

Моя мама, прожив долгую, нелёгкую, но очень интересную жизнь, вспоминает чаще всего о том, что построила, будучи инженером – это и вправду уникальные объекты; о том, как изучала разные сложности в своей профессии; и о тех моментах, когда видела нас, своих детей, счастливыми. Места отдыха, награды и почести, которых тоже немало было в её биографии, почти не помнит.

Изменить систему обучения в обозримом будущем не получится. Придётся смириться с мыслью – наши дети нужны исключительно нам. Я тебя породил, я тебя и научу (привет папе-Бульбе). Мне здорово помогли советские учебники, год выпуска до 1989. На репетиторов средств не было, пришлось вспоминать. Со старшим сыном мне повезло в квадрате. В младших классах он застал советскую систему обучения. Ещё нетронутой, без перемешивания мозга. Вдобавок, сын так устроен с рождения – поглощение информации для его организма необходимо как воздух. Поэтому учился он, как дышал – легко и органично. Мне оставалось только сопереживать его взлётам.

Средний сынишка пошёл в школу, когда прогрессивные умы захватило развивающее обучение. К счастью, мне не понадобилось много времени, чтобы понять, какая это подстава. Бетономешалка для мозга берёт своё начало в развивающем обучении. Логика сразу ушла, и вернуться не обещала. Тут нам на помощь подоспел интернет, в смысле, он появился. А в нём старые добрые советские учебники – математика, русский язык, природоведение. Учились вместе до третьего класса, дальше пошло само. Результат – золотая медаль.

Но, как говорится, недолго музыка играла! Родилась младшая дочурка, которая обнулила все мои педагогические навыки. Этот упёртыш седьмой год форматирует любую лично ей не интересную инфу, которую с диким трудом удаётся впихнуть в её хорошенькую головку. Ничего, придётся стать немного изобретательней. Алгебра уже заходит, решает с удовольствием. С литературой сложнее.

-4

Так что пойду я уже будить мою лентяйскую непокорную дочь. Пойдём с ней вместе борщ варганить и заодно стихи рисовать. Это когда фразы или слова из стихотворения изображаешь смешными рисунками. Запоминается ещё по дороге, пока рисуешь и хохочешь. Особенно когда стих пафосный и с незнакомыми словами. Да и простые тоже забавно выходят.

Батл Есенин - Маяковский
Батл Есенин - Маяковский

Э-эх, теперь главное – добудиться!

.