По традиции я начал читать объемный фэнтезийный цикл (15 томов как-никак!) параллельно с новым сериалом. Его сюжет Amazon выстроил вокруг первой книги под названием «Око мира». Раньше я точно таким же образом читал/смотрел «Игру Престолов» и «Шаннару» (очень удобный способ, когда рука не поднимается на тысячестраничные циклы). Делюсь впечатлениями (если что, их много, но для вашего удобства я поделил все на 3 блока).
Ритм
Главное отличие книги и сериала. У Роберта Джордана неспешное повествование с множеством отступлений о мире, его истории, традициях, переживаниях персонажей и т.д. Внимание уделяется очень многим деталям, и часто это идет во вред.
Например, во время погони и схватки с троллоками перед Шадар Логотом автор находит время для описаний природы и мыслей главного героя (Ранда ал’Тора), но это сильно снижает темп. В самом Шадар Логоте нападение тени прерывается длинным рассказом о том, откуда она взялась – напряженность сцены сразу падает к нулю. Сериал устраняет эти недостатки.
Лучший пример работы режиссера и сценариста – первая серия, в которую вошли события 10 (!) глав «Ока мира» (из 53). Ничего важного не потеряли: вырезали десятки второстепенных персонажей (жителей деревни) и длинных диалогов, описания природы показали на экране (виды в сериале очень красивые), отношение людей к Айз Седай продемонстрировали одной сценой (Морейн появляется в трактире, и все замирают).
А самое главное – сериал показал то, чего нет в книге. Эпичная битва с троллоками в деревне – отличная кульминация серии и украшение первого сезона. В тексте читатель следует за Рандом и его отцом на ферму, о нападении на остальных мы узнаем постфактум, из скупых рассказов уцелевших жителей и описания разрушений. На экране мы следим за тем, как проявляет себя в экстремальной ситуации каждый из героев. А еще классно показана магия Айз Седай: Морейн не просто поражает врагов силой стихий, но и управляет окружающими предметами, чтобы поразить больше целей (о простой физике волшебники часто и незаслуженно забывают).
Первые 4 серии я просмотрел просто влет. После Таренского перевоза у Джордана герои странствуют по разным поселениям, фермам и бесконечным гостиницам, где их пытаются схватить разнообразные Друзья Темного – этот сюжетный ход повторяется настолько часто, что начинает утомлять. В сериале остались всего одно поселение, одна гостиница, одна ферма и один Друг Темного (Дана). Для 8 серий вполне достаточно.
Важные моменты переносятся или обыгрываются по-другому. Например, событиям в городе Байрлон уделяется 4 главы, но по-настоящему важны для сюжета лишь два: встречи с белоплащниками и провидицей Мин. Сериал сводит героев с белоплащниками на дороге, а встречу с Мин переносит в 7 серию (в действительно значимый для первой книги город Фал Дара).
Важные персонажи появляются в сериале именно тогда, когда они нужны. По книге менестрель Том Меррилин сопровождает Ранда, Морейн и остальных от самого Эмондового Луга, но его роль становится важной лишь после Шадар Логота, когда отряд распадается. Том помогает выжить Ранду и Мэту, поэтому в сериале они встречаются ровно тогда, когда нужна его помощь. Точно так же и Найнив по книге нагоняет отряд уже в Байрлоне, но она не влияет на сюжет, пока не начинает лечить Морейн. И я аплодирую тому, насколько лучше в сериале показан Падан Фейн (просто сравните безумца из 47 главы с опасным слугой Темного из 8 серии).
Изменения героев
Перрин по книге не очень запоминается. До событий в Шадар Логоте (20 глава) это скорее фоновый персонаж. Сериал углубляет образ Перрина, уже с первой серии ярко продемонстрировав причину его внутреннего конфликта. Смерть жены от топора кузнеца (пусть этого и не было в книге) добавляет персонажу трагизма, заставляет зрителя сопереживать и лучше, чем в книге, объясняет, почему Перрин в гостях у Лудильщиков так заинтересовался их учением (отказ от оружия и насилия – Путь Листа).
Также в сериале Перрин самостоятельно устанавливает связь с волками. Мне нравится, когда герой пытается делать что-то сам, без подсказок, поэтому книжного персонажа-наставника (Илайаса) убрали вполне обоснованно. Для сериала это лишняя линия.
Мэт в сериале тоже заиграл новыми гранями. Всего парой сценок нам показывают его рисковую натуру, и это полностью объясняет, почему именно Мэт пошел искать приключений на пятую точку в Шадар Логоте. А еще сериал поднимает тему привязанности Мэта к семье. Он заботится о своих родителях, какими бы они ни были, преодолевает страх, чтобы броситься под мечи троллоков ради спасения младших сестренок, и во время путешествия к Тар-Валону больше всех вспоминает о родных и хочет к ним вернуться.
Мы прощаемся с Мэтом в 6 серии, но это вынужденное изменение – после ковидного перерыва сериал покинул актер Барни Харрис. В принципе, его активное участие в концовке и не требовалось – главные роли там у Морейн и Ранда.
Найнив в сериале опять же понравилась мне больше книжного персонажа. В книге ее поведение и речь совершенно не сходятся со званием «Мудрая». В сериале Найнив проходит через сильное испытание (убийство троллока) – это лучше объясняет ее жесткость в общении с остальными. Джордан всю книгу развешивает ружья в виде упоминаний о большой силе Найнив – сериал наглядно ее показывает (4 серия).
А еще сериал развивает тему отношений между Найнив и Ланом (в книге это опять же подается вскользь). На мой взгляд, такое решение помогло сделать обоих персонажей более объемными. Показать, что за масками Мудрой и Стража скрываются обычные люди, а любовь – настолько сильное чувство, что может разбудить магические способности.
Логайн – всегда лучше показывать, а не рассказывать. Я рад, что все разговоры о нем на протяжении первой книги воплотились в яркий образ на экране. История Логайна в 4 серии помогает понять, чем опасна мужская сторона Силы, показывает подводные течения внутри ордена Айз Седай.
Альваро Морте превосходно сыграл мага на грани безумия. Он колеблется, когда слышит разные голоса в голове, но все же убежден в собственной правоте и мастерски убеждает в этом других – да так, что люди готовы отдать жизнь ради своего лидера.
Много похвалы – а поругать разве не за что?
Конечно же, есть. К сожалению, ритм первых 4 серий не удалось выдержать на протяжении всего сезона. Режиссер 5 и 6 серий (Салли Ричардсон) и сценаристы заставили персонажей заниматься самокопанием – с упавшим темпом книга выглядит более выигрышно. Сами посудите, кому интересны страдания третьестепенного персонажа-Стража, которые развезли на полсерии? Это время можно было бы уделить основным героям (например, знакомству Лойала и Ранда).
«Душераздирающие» вопли всегда сдержанного Лана в конце 5 серии попросту ломают его образ. Понятно, что режиссеру захотелось поставить трагичную точку и выжать у зрителей слезы, актер постарался это сыграть, но результат куда больше достоин мемов, чем премий.
В сериале Возрожденным Драконом может быть женщина. Морейн рассматривает в качестве кандидатов и Эгвейн, и Найнив. В книге вся идея Возрожденного Дракона связана с возрождением испорченного Темным источника мужской стороны Единой силы - саидин. Потому и кандидатов только три - Ранд, Мэт и Перрин. Жаль, что сериал отошел от этой идеи.
В сериал не попали события, которые в книге стали глотком свежего воздуха после бесконечных блужданий по фермам и гостиницам. Они связаны с городом Кеймлин, куда в оригинале и привезли Логайна. Здесь несколько ярких персонажей - принцесса Илэйн, королева Моргейз, их двор; Илэйн наверняка появится во 2 сезоне. В сериале Кеймлин заменен на Тар-Валон.
Я бы не сказал, что это плохо с точки зрения сюжета. Почти всю книгу герои идут именно в Тар-Валон – резкий разворот в сторону Ока мира создает впечатление невыстрелившего ружья. Сериал в этом плане смотрится логичнее – герои дошли до конца пути, а зрители получили возможность познакомиться поближе с Айз Седай в Белой башне. С другой стороны, Салли Ричардсон задвинула Ранда и ко вообще на третий план. Надеюсь, ее (вместе со сценаристами) не будет во 2 сезоне – 7 и 8 серии уже смотрятся на уровне первых.
Традиционно подкачала финальная битва в 8 серии. С одной стороны, хорошо, что ее вообще показали (у Джордана внятного описания нет). С другой, логики в происходящем мало.
Воины Фал Дары обороняют стену, перегородившую Тарвиново ущелье – хорошая позиция. Троллоки штурмуют эту стену без осадных орудий, с помощью живого навала – пускай, их не жалко. Когда оборону предсказуемо прорывают, армию Тьмы встречают пять волшебниц, которые с ней и расправляются при помощи молний. Странно, что сильных и независимых женщин не взяли защищать стену: магия начинает побоище, мечи заканчивают – профит. Ну, это все же лучше, чем Содденская битва в 1 сезоне «Ведьмака».
👉Подводя итог. Если вам нравится неспешное повествование, вы хотите больше узнать о новом мире, людях (и нелюдях), которые его населяют, то лучше открыть «Око мира». Если вам нравится экшен и вы не любите много «воды», то лучше посмотреть сериал «Колесо Времени».
Меня, к сожалению, читать продолжение «Ока мира» не тянет. Хотя после отличной экранизации «Игры Престолов» я прочитал все продолжения еще до выхода 2 сезона.
Спасибо за внимание! Напишите в комментариях, какие у вас остались впечатления от "Колеса Времени" и "Ока мира" :)
#фантастика #кино #сериалы #книги #чтение #фэнтези