Стив Перри, бывший вокалист Journey, недавно в интервью Кайл Мередит (Kyle Meredith) раскритиковал использование Auto-Tune (автотьюн).
Что такое автотьюн? Объяснить можно очень просто – это то же самое, что и фотошоп в фотографии. Только автотьюном корректируется не изображение, а голос. То есть, при помощи этой программы возможна цифровая коррекция высоты звука – в результате получается как бы «идеальное пение».
Придуман автотьюн был не так давно – в 1997 году. Он был создан доктором Энди Хильдебрандом (Dr. Andy Hildenbrand), музыкантом и математиком.
В оригинальном патенте содержалось такое утверждение: «Если голоса или инструменты звучат нестройно, то теряются эмоциональные качества исполнения».
Вот тут уважаемый доктор, похоже, не совсем угадал. Но об этом чуть позже...
Автотьюн стартанул весьма успешно. Хрестоматийным примером его использования является вышедшая 18 октября 1998 года песня “Believe” из репертуара Cher (Шер).
Песня стала большим международным хитом и заново запустила карьеру певицы. Здесь уровень тьюнинговой «накрутки» умышленно выведен до роботического звучания – это дало песне крайне привлекательную новелти-составляющую («элемент новизны»), что способствовало её популярности.
Конечно, такой успех песни породил огромное количество подражателей, а этот эффект даже стали называть «эффектом Шер».
Но вернёмся к интервью Стива Перри. «Идеального воспроизведения нот практически невозможно достичь, но естественные недостатки вокала делают его запоминающимся и уникальным», - говорит он. – «Но что произошло: автотьюн превратил всех в практически одинаково звучащих певцов, что, на мой взгляд, трагично».
Вот тут-то и возникает противоречие с изобретателем автотьюна – Перри ставит впереди уникальность исполнения, а не идеальность воспроизводимых нот. Дилемма: ведь ноты тоже имеют значение – и Перри, как профессионал, это прекрасно знает.
Интересно мнение продюсера Рика Беато (Rick Beato) по этому поводу. Вот его большое интервью.
Он, в том числе, говорит, что любой продюсер, работающий в студии с вокалистами, имеет большой соблазн подтьюнить «кривой» вокал в нужных местах – это очень сильно экономит время. Тут уже возникает вопрос дозировки – в точности как с закрашенными морщинами и отретушированными фотошопом задницами.
Вернёмся к интервью Стива Перри. Вот его слова: «Мне долгое время тому назад один очень умный музыкант говорил, что когда ты слушаешь что-то настоящее – например, пение Барбры Стрейзанд (Barbra Streisand), - то ты чувствуешь, как твое сердце наполняется. Ты ощущаешь восторг: “Как она это делает? Как она держит в голосе столько эмоций?” А потом ты слушаешь, например, Мадди Уотерса (Muddy Waters), и ты тоже испытываешь особое душевное волнение. Да, это два совершенно разных вокальных направления, разные тембры, стили. И если один голос содержит что-то ангельски красивое, то другой включает в себя определённую борьбу, преодоление, и эта борьба – со всеми шероховатостями в голосе, - также привлекает вас».
«Пение – это, наверное, самая примитивная вещь. И это действительно начальная форма общения людей», - добавляет Перри. - «И эта форма общения останется с людьми – по крайней мере, на ближайшее время. Вот почему мне очень не хочется, чтобы специфика этого общения стиралась с помощью автотьюна».
Понятное дело, что не хочется… Вот только остановить этот процесс – впрочем, как и процесс подрисовки женских лиц и фигур фотошопом, - вряд ли удастся. По крайней мере, в ближайшем будущем…