Найти тему
Логопед дает совет

Что мешает развитию ребенка и при чем тут двуязычие

В истории, которую сейчас собираюсь описать много составляющих. Национальный вопрос и двуязычие в семье далеко не главная причина проблем.

Напишу по порядку, а вы сами решите что здесь главное.

Воспитательница одной из групп обратилась за помощью к специалистам детсадовского консилиума. В ее группе мальчик из восточной семьи не общается со взрослыми и не проявляет интереса к занятиям, и трудно понять как он осваивает дошкольную образовательную программу для детей 5-6 лет. Мама утверждает, что средний сын умненький, все знает, а папа грубит и не считает нужным  идти на контакт с педагогом.

Фото замечательной семьи  из свободных источников Яндекс
Фото замечательной семьи из свободных источников Яндекс

Психолог и я, как логопед  познакомились с мальчиком, провели диагностику и пришли к выводу, что отклонений в развитии нет, но есть педагогическая запущенность. 

Педагогическая запущенность это – нарушенное развитие ребенка при котором он не обладает навыками обучаемости, не знает элементарных вещей, имеет признаки общего недоразвития. При этом, у него нет органических повреждений мозга и отставания в интеллектуальном развитии.

Консилиум выработал общую стратегию помощи мальчику. В уравнение, которое мы составили, для решения проблемы педагогической запущенности, кроме воспитателя и психолога, первым слагаемым должна стать семья. Начать решили с разговора с мамой. 

Знакомство с ней началось до нашей официальной встречи. Я привела сына в группу после диагностики, а мама встретилась нам в раздевалке. Я поздоровались. Воспитатель меня представила: «Это наш логопед Елена Альбертовна». 

Мама тревожно:

– У нас все плохо?

– Не волнуйтесь. Сейчас у меня занятия с детьми. Я обязательно приглашу Вас через воспитателя на индивидуальную консультацию на следующей неделе.

– А что, все плохо? Вы скажите! 

– Извините, у меня занятия, поговорим в другой раз. 

Получив от воспитателя по Вотсап  приглашение на консультацию и узнав мое имя-отчество, она поинтересовалась: «А ана армянка» (орфография сохранена).

К слову сказать, мама забыла о нашей консультации и пришла в назначенный день на час раньше. И снова решила, что ее примут прямо сейчас, отодвинув занятия с детьми.

Наконец, наша встреча состоялась. Я рассказала маме, что звукопроизношение ребенка в порядке, но при этом довольно бедный для его возраста словарный запас и есть трудности во владении связной речью. Но у ребенка есть большой интерес ко всему новому и если регулярно заниматься, то проблема исчезнет. 

Например, ребенок не знает названий предметов посуды, детёнышей животных. 

– Я и сама их не знаю. 

– На каком языке Вы говорите дома с детьми? Я на армянском. 

– А папа?

– На армянском. 

– Если бы Вы говорили с детьми на русском, а папа на армянском, то детям было бы легче осваивать язык. 

– Папа считает, что дети должны хорошо знать армянский.

– Но живёте вы в России, где все говорят на русском. Вы хотите, чтобы дети были успешными?

– Да. 

– Значит нужно знать русский язык хорошо, так же как армянский. С детьми нужно заниматься. 

– Что Вы! Когда мне с ним заниматься? У меня их трое! Мне некогда! Я готовлю, стираю, убираю. У меня маленький ребенок, полтора года. Я уроки делаю со старшим. 

– Если сегодня заниматься со средним сыном по  десять минут, то Вам не придется через полтора года  делать уроки с двумя!

А муж Вам помогает? 

– Нет, он работает фельдшером на скорой. Очень устает. 

Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

  • Вы умеете читать по- русски? 

– Да. 

– Возьмите за правило читать детям перед сном на русском языке русские и армянские сказки. 

– Да я сама это не люблю. 

– Что не любите?

– Читать не люблю. 

– А при чем здесь Ваша любовь? Включите ночник и читайте детям.  Сделайте это ритуалом и тогда средний и младший сын не доставят вам хлопот в школе. Начните с сегодняшнего дня. 

– Только не на этой неделе. У моего племянника рак. Ему четыре года. Я прямо не могу ничего делать, –  принимается плакать. 

– Очень сочувствую. А как это мешает читать книги детям? 

– Ой, я не могу…

Битых полчаса мы говорили с мамой о ее ребенке. Я разными путями пыталась достучаться, но узнала о том, как мама устает, папа не позволяет наказывать сыновей, но позволяет не ложиться вовремя спать, старший сын плохо учится и тяжело болен племянник. 

Наш разговор окончился ничем. И национальный вопрос здесь не на первом месте. А вы как думаете?