Найти тему
ЛенПросвет (Hellen Geographic)

Бал, как месть, или История балов в России

«Народ, который поёт и пляшет, зла не думает» (Екатерина Великая)

Я никогда не задумывалась о бальном этикете. Просто кавалеры приглашают дам и кружатся, кружатся, кружатся.

Г.П. Виллевальде. Костюмированный бал в Зимнем дворце при императоре Николае I. 1830-е гг. Собрание Государственного Русского музея.
Г.П. Виллевальде. Костюмированный бал в Зимнем дворце при императоре Николае I. 1830-е гг. Собрание Государственного Русского музея.

Первые балы в России появились при Петре Первом в декабре 1718. Тогда их называли Петровские ассамблеи (франц. assemblée, «собрание»). Первым танцем на ассамблее был полонез, затем танцевали менуэт и только потом шли разные популярные танцы.

Этикет поведения на ассамблеях был регламентирован петровским указом. Согласно указу, посещение ассамблей было обязательно не только для дворян, но и для их жён, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский
 Глинский Б.Б. Царские дети и их наставники: Исторические очерки для юношества. – Изд. 2-е, с портретами, снимками с исторических картин, видами и др. иллюстрациями. – СПб.; М.: 1912
Глинский Б.Б. Царские дети и их наставники: Исторические очерки для юношества. – Изд. 2-е, с портретами, снимками с исторических картин, видами и др. иллюстрациями. – СПб.; М.: 1912

Про правила и этикет на балу

Время шло и отношение к балам менялось, да и сами балы обрастали новыми правилами. Первым танцем стал менуэт, а вторым - вальс. Мазурка стала кульминацией бала, и завершал праздник котильон.

"Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам." А. С. Пушкин

М.Зичи Бал в концертном зале Зимнего в честь шаха Насир-ад-Дина в мае 1873
М.Зичи Бал в концертном зале Зимнего в честь шаха Насир-ад-Дина в мае 1873

Обычно балы проводились от Рождества до Великого поста. В этом отрывке Грибоедов показал все бальные правила.

"...съедутся домашние друзья
Потанцевать под фортепьяно.
Мы в трауре, так балу дать нельзя.
И в другом месте:
Балы дает нельзя богаче,
От Рождества и до поста
И летом праздники на даче".( А.С. Грибоедов)

Бал - это не танцы под фортепьяно (в траур под фортепьяно можно танцевать). На балу должен быть оркестр, какое-то представление и в завершении ужин. Традиционно балы нельзя было проводить в траурные дни. Отмена балов, при трауре, происходила не в одной стране, а во всех столицах дружеских держав. Кто отменил бал, тот друг. А кто не отменил, тот дал хороший повод задуматься. Однажды бал даже стал способом мести императорского уровня.

Наследник российского престола Николай Александрович со своей невестой, дочерью датского короля Кристиана IX - Дагмар. (позже императрица России Мария Федоровна). (1865 год)
Наследник российского престола Николай Александрович со своей невестой, дочерью датского короля Кристиана IX - Дагмар. (позже императрица России Мария Федоровна). (1865 год)

Когда умер Николай Александрович (1865), Австрия не стала устраивать траур по наследнику российского престола. Юная принцесса Дагмар запомнила это. Через полтора года Дагмар стала женой Александра Третьего и будущей российской императрицей Марией Фёдоровной. Шли годы и вот 30 января 1889 года горе пришло в дом Франца Иосифа I.

Майерлингская трагедия — название событий, приведших к самоубийству (а по мнению некоторых исследователей, убийству) Рудольфа, кронпринца Австрии, и его любовницы, баронессы Марии Вечеры. Рудольф был единственным сыном австрийского императора Франца Иосифа I и императрицы Елизаветы (Сиси), наследником трона Австро-Венгерской империи.

Весть о смерти Рудольфа пришла в Петербург 3 февраля, а на 7 февраля у нашей императрицы был назначен бал. Посоветовавшись с мужем, Мария Фёдоровна бал в Аничковом дворце не стала отменять. но повелела дамам одеться в черное. Этим жестом Россия в очередной раз показала - кто и с чем к нам придёт, то и получит. А сам бал запомнился на долгие годы.

"Черный бал" М. Зичи
"Черный бал" М. Зичи
Камер-фурьер А.Степанов: "...все черные костюмы были прелестны... Ах, как рельефно выдавались из них бальные классические очертания до известных стыдливых "нельзя далее". Ах, как ярко отсвечивались белые бриллианты и жемчуг на черном атласе, шелку, газе и мрачном тюле! Черные вырезные платья, черные веера, черные по локоть перчатки, черные башмачки и черные чулочки!! С каким восхищением за стеной кипарисов, олеандр и цветущих камелий через оркестр смотрел я вниз на волнующееся шлейфное море... обрамленное белыми пенными взбрызгами Невских Афродит".

И, кстати, вальс на этом балу, конечно, был Венским...

Все статьи про прогулки по Петербургу по тегу #hellengeo_петербург