Найти тему
Илья Варламов

Прогулка по Москве 1920-х годов

Вид зимней Москвы с Воробьевых гор.

-2

Сейчас мы уже привыкли, что Москва-река из-за различных гидроузлов и водосбросов уже почти не сковывается льдом, а еще какие-то 90 лет назад все Лужники (а название то же не простое, дано по заливным лугам) представляли собой огромное снежное пространство с редкими домиками. Граница города проходит по виднеющейся вдали московской окружной железной дороге, за которой уже в городской черте высятся башни Новодевичьего монастыря. Справа от монастыря уже белеют тогдашние новостройки, ныне конструктивистский квартал между двумя выходами из м.Спортивная. Сейчас это недешевый район центральный Хамовников, а тогда - городские окраины, аж за самым Садовым кольцом, в центр на трамвае надо добираться полчаса.

Вид Москвы-реки, Кремля и Храма Христа Спасителя с Большого Москворецкого моста.

-3

Заметьте, что до строительства шлюзов, водохранилищ и гидроузлов уровень Москвы-реки сильно менялся в зависимости от сезона. Зимой и жарким летом, например, мог сильно понижаться, так что в некоторых местах можно было реку и пешком перейти. Зато каждую весну поднимался, порой выходя за края набережной.

Вид Кремля из Кремля

-4

На первом плане в шатре стоит памятник Александру II Освободителю. За протяженные галереи в народе монумент прозвали кегельбаном.

В 1918 году рабочие-энтузиасты проводили субботник и демонтировали памятник царю. На этот субботник даже Ленин приезжал потаскать бревно, о чем в детских книгах сохранилось множество красивых иллюстраций, документальная хроника же не была такой красивой:

-5

Вид Кремля с площадки от Храма Христа Спасителя

-6

На этой и следующей фотографии даже комментировать ничего не хочется. Просто вглядитесь в дореволюционные еще детали. Как сделаны фонари, набережные трамвайные столбы. Эта городская культура было расцвела еще больше в 1930-х, но после войны все пошло куда-то не туда и мы пришли к тому, что мы сейчас видим на улицах, в отличие от европейских городов, где эта традиция не прерывалась.

-7

И практически все еще по-дореволюционному в головных уборах. Выйти без головного убора - опростоволоситься, да и некрасиво как-то. Все равно что сейчас по городу в исподней майке-алкоголичке разгуливать.

Вид Кремля и угловой Беклемишевской башни. Обратите внимание башня еще беленая, да и Кремль по возможности белили, потому что некрашеное по старой русской традиции означает непорядок. А как пришли к власти красные большевики, так и повелели Кремль содержать только красным.

-8

Обратите внимание, что практически до войны весь Васильевский спуск был застроен, а старый Московрецкий мост стоит правее, за кадром

Обшарпаный белый Кремль и уютная набережная с аллеей

-9

Когда все сетуют, что, мол, в отличие от любого европейского города, в Москве нет старого города, то смело возражайте, что есть. Старый город Москвы - это Кремль. Это и есть изначальный район в пределах крепостной стены, как в любом другом европейском городе. Пока власти при Сталине окончательно не закрыли доступ в Кремль, то это был проходной район - все ворота были открыты, можно было пройти через любую башню. Да и ныне официальный вход в Кремль, Кутафья-башня, был сквозным

-10

А вот утерянное кремлевское сокровище. Собор Спаса на Бору, известный с 1330 г. и снесенный в 1933 г.

-11

Храм за многие века, конечно, перестраивался, но при этом считался самой старой постройкой Москвы, что, тем не менее, его никак не уберегло. По Москве ходила легенда, что Сталин, проезжая в автомобиле мимо храма и увидев наваленные у его стен дрова в сердцах вокликнул: "Безобразие! Убрать!" Уточнять, чем точно был недоволен "отец народов" не стали и снесли храм.

Новые ценности:

-12

Деревянный мавзолей

-13

Сразу после смерти Ленина сначала на скорую руку соорудили куб, но уже в том же 1924 году его заменили на деревянную ступенчатую пирамиду, которую в свою очередь сменил извесный всем каменный мавзолей уже в 1930 г.
Особенно умиляет пальма на Красной площади

Стена:

-14
-15

А это одна из самых красивых площадей Москвы, сожалению полностью уничтоженная - Лубянка

-16

Виден узкий проезд с Никольской через Китай-городскую стену с башнями и огромная часовня Св.Пантелеймона.
Обратите внимание, что для удобства пешеходов брусчатку разрывают ровные дорожки. А на заднем плане прямо у стены стоит красивейший киоск Мосгорсправки, похожий на ракету.

Еще один недошедший до нас шедевр петровского времени - Сухарева башня, стоявшая ровно посредине Садового кольца на Сухаревской площади

-17

Страстная площадь, называвшаяся по Страстному монастырю, снесенному в 1938 году. На место колокольни в 1950 г. перенесли памятник Пушкину, стоявший до этого времени ровно через улицу на Тверском бульваре. А на первом плане также не сохранившийся Храм Дмитрия Солунского

-18

Вместо Юрия Долгорукого на Тверской площади (тогда Советской) в 1920-х высился обелиск советской конституции, он же совесткая статуя свободы.

-19

Сделан был обелиск на скорую руку и к концу 1930-х представлял из себя жалкое зрелище, еще и шутки пошли: "Почему у нас Свобода против Моссовета, потому что Моссовет против свободы". Так или иначе циклопический монумент демонтировали.

Тверская застава и путепровод. Обратите внимание на старообрядческий храм справа. Место тяжело узнать, но храм сохранился и сейчас за ним высятся огромные стеклянные офисные корпуса на площади Белорусского вокзала и улице Лесной.

-20

На переднем плане еле тащится "ломовик" - грузовой извозчик, и на этом же фоне гордо стремится вдаль рекламный автомобиль "Автопромторга"

Тяжело в это поверить, то это Триумфальная площадь...

-21

Посредине сейчас стоит памятник Маяковскому, сквера уже давно нет, а бывший цирк братьев Никитиных (2-й Госцирк после цирка на Цветном бульваре) радикально перестроен после войны для театра Сатиры, хотя купол у здания посреди серой коробки так и остался. О бывшем цирке напоминает и круговая планировка помещений.

Ныне пешеходная Никольская.

-22

Площадь Большого театра

-23

Уже тогда Москва была мегаполисом, но не настолько циклопическим, как сейчас, но почему-то транспорта было больше. Даже на одной этой фотографии можно насчитать около десятка единиц наземного общественного транспорта. А сейчас? И кому он мешал? При этом отдельно выделены разным покрытием пешеходные дорожки и проезжая часть.

Трамваи здесь надо восстанавливать:

-24

Рынок

-25
-26

Еще не снесенный ХХС

-27

А это, опять же не поверите, Тверская в районе Камергерского переулка.

-28

Все расширили и почти все снесли

-29

Еще не расширенный Бородинский мост с изящными столбами для трамвайных проводов

-30

Старый Москворецкий мост с острыми ледорубами на опорах. Ледоходы были обычным явлением каждую весну, и необходимо было оберегать мосты от больших льдин.

-31

На Москве-реке вообще кипела жизнь

-32

Наводнение

-33

Ловили рыбу

-34

Зимой заготавливали лед для ледников. Глыбы льда клались на хранение в погреба, засыпались опилками, а затем продавались весь год до следующей зимы. Лед был незаменим в хозяйстве, им наполняли шкафы-ледники для поддержания низкой температуры внутри. До эры холодильников остается совсем немного. Бизнес был немалый и прибыльный.

-35

Стирка в самом центре Москвы

-36

Об архитектурном облике не задумывались, а вот технический прогресс тогда вдохновлял многих. Надо было протянуть ЛЭП, так и протянули прямо напротив Кремля. Электрификацией всей страны - первейшее дело!

-37

Ну и завершим, пожалуй, у Метрополя, где варят асфальт, с тротуара есть пандус, а на тротуаре стоят грибочки вентиляции, они служили для притока свежего воздуха в смотровые колодцы канализации.

-38

Пост мы подготовлен совместно с Александром usolt.