Старообрядцы, у большинства из нас, ассоциируются с людьми, которые носят национальную одежду, живут уединенно, закрыто от современного общества, строго следуют традициям и вере предков. Все так... Однако, в середине XIX в. и вплоть до революции, этот слой населения неожиданно стал двигателем русской экономики. С ними пришлось считаться. Как же это вышло?....
Глубоко в психологии русского человека лежит стремление к социому, к единению, к общности. Корни его лежат в общинной жизни. Еще до принятия христианства община стала организующим, регламентирующим началом в жизни славян.
Община давала человеку поддержку, уверенность, направляла его деятельность. Так, общинная жизнь была сохранена и старообрядцами. А по-другому они бы просто не выжили.
В условиях изгнанничества, преследований было важно оказывать друг другу помощь и поддержку. В 1780-х годах князь Михаил Щербатов писал:
все они (старообрядцы) «упражняются в торговле и ремеслах», демонстрируя большую взаимопомощь и «обещая всякую ссуду и вспомоществование от их братьев раскольников; и через сие великое число к себе привлекают».
После раскола для старообрядцев были закрыты все каналы для реализации в науке, политике, в общественной жизни. Оставалась одна открытая область - торговля.
Вообще, купечество имело в России давнюю историю. Целые династии развивали свое дело еще с Древней Руси. А если принять во внимание, что до раскола все жили по канонам старой веры и обрядности, то становится ясно - купеческий род занятий для изгнанников - свое, знакомое дело.
Да и люди это были умные, решительные. Они выжили и сумели сохранить свою уникальность.
Надо полагать, постепенная легализация старообрядческого купечества началась при Екатерине II, благодаря проводимой политике экономической либерализации. А в 1777 году был издан специальный указ, разрешающий даже крестьянам записываться в купечество.
Крестьяне, многие из них были последователи старой веры, быстро адаптировались в стремительно расширяющейся рыночной среде, в отличие от дворянства или старого крупного купечества.
С этого времени и почти до середины XIX в. старообрядческим купцам жилось относительно спокойно.
Так, например, крестьянин Савва Морозов (дед известного фабриканта Саввы Морозова), в 1797 году основал свою первую шелкоткацкую мастерскую, уже в 1823 году выкупил у своего бывшего хозяина (себя и свою семью он тоже выкупил), помещика Рюмина, земли на правом берегу р. Клязьмы и в 1830 году перевел туда свои мануфактуры.
Откуда же у крестьянина столько денег?
Логичен вывод, что Морозов, как и многие его единоверцы, получил стартовый капитал из «раскольничьей кассы».
Купцы, будущие промышленники снабжались стартовым капиталом из общины и не просто на безвозмездное пользование... На этих людях, которые выделялись из своей среды предприимчивостью, сметливостью, умением вести дела, лежала большая ответственность. Доходы, полученные купцами или фабрикантами, делились между общиной. Настоящий социализм!
От каждого по способностям, каждому по потребностям.
Конечно, старообрядец-купец сохранял за собой определенный процент доходовых средств.
В этом специфика старообрядческой экономики, где ставился акцент не на личном успехе, а на коллективном владении и использовании средств. Именно поэтому, отмечает А. Пыжиков, написавший книгу "Грани русского раскола":
владельцы торгово-промышленных активов в раскольничьей среде таковыми не считались, выступая лишь в качестве управленцев, которых община наделила соответствующими полномочиями.
Но все меняется в середине XIX в. в правление Николая I - ярова борца со старообрядцами. Не вдаваясь с суть его политики, отметим, что, высочайшим повелением с 1 января 1855 г. давалось право пребывать в купеческих гильдиях временно, сроком на 1 год. А тем, кто хотел находиться в гильдиях на постоянное основе, нужно было перейти в православие или единоверие
сохраняя древнерусский быт и обрядовое своеобразие, признать юрисдикцию Русской православной церкви.
И многие перешли в единоверие, пройдя государственную регистрацию, и с правовой точки зрения стали единоличными хозяевами своих торгово-промышленных хозяйства.
С этого времени купеческое состояние начинает передаваться по наследству. Закрепляется позиция известных фамилий- Морозовых, Мамонтовых, Прянишниковых, Рябушинских.
Это далеко не полный перечень известных купцов, промышленников, владевших огромными капиталами. Это были богатейшие люди своего времени. Многие из них стали меценатами, благотворителями. Но это уже другая история...
Подписывайтесь. В следующих публикациях вы узнаете о том, как фотографировались старообрядцы.