Найти тему
4,5K подписчиков

Как побороть творческое и профессиональное выгорание?Расскажу на примере копирайтера

Пару дней назад я читала книгу Харуки Мураками и встретила очередную умную мысль, которая послужила эпиграфом для этой статьи. Сколько из нас работают сверх меры в погоне за деньгами? Мы хватаемся за заказы, работаем «от забора и до вечера», нас преследует страх, что работы больше не будет. Я описала типичную ошибку начинающих копирайтеров, которые вот только-только нащупали свою тропинку.
Пару дней назад я читала книгу Харуки Мураками и встретила очередную умную мысль, которая послужила эпиграфом для этой статьи. Сколько из нас работают сверх меры в погоне за деньгами? Мы хватаемся за заказы, работаем «от забора и до вечера», нас преследует страх, что работы больше не будет. Я описала типичную ошибку начинающих копирайтеров, которые вот только-только нащупали свою тропинку.

Работа перестает радовать, как и чем побороть творческое выгорание?

«Когда только и думаешь: как бы заработать — это работа на износ. Человек мало-помалу, сам того не замечая, теряет себя» Харуки Мураками

Все начинается с мысли "Я не хочу работать!", и она приходит к вам каждый день.

Поработав в таком режиме 5-6 месяцев невольно становишься жертвой творческого выгорания. После этой фразы сразу представляешь образ утомленного, скучающего писателя, который томно вздыхает в потолок и говорит: «Оставьте, маминька… Я устал!». Что же за зверь такой «творческое выгорание», чем он опасен и как с ним бороться? Об этом мы сегодня и поговорим…

Вернусь к теме статьи. К выгоранию. Как творческому, так и профессиональному.

Творческое выгорание – угнетающее чувство безысходности, которое возникает в том случае, если Вы не можете создавать что-то новое. У копирайтеров, дизайнеров, иллюстраторов, администраторов аккаунтов и сторисмейкеров, смм-специалистов творческое выгорание проявляется апатией и нежеланием выполнять привычную работу, иссякает источник вдохновения. Каждый день начинается с ощущения подавленности, мы подходим к компьютеру словно к эшафоту. Серость, обыденность и тоска – верные спутники выгорания. К другим профессиям такая симптоматика тоже применима. Вспомните себя, знакомое чувство?

Причины выгорания в профессии и творчестве

Причин, вызывающих творческий застой несколько:

  • «Я — ударник труда». Выгорание неизменно наступает после сверхплодотворной работы, Вы отдали все силы на проект, а восполнить возникшую пустоту нечем. Фрилансеры в 60% случаев работают не 7-8 часов в день, а по 12-16 часов! Организм просто не в силах восполнить запас энергии, наступает эмоциональное, физическое и умственное истощение.
  • Перфекционизм. Мало кому стремление к идеальной работе принесло пользу. Вы можете часами заниматься самоедством, переделывать проекты с нуля просто потому, что Вам что-то в нем не нравится. Я сама являюсь закоренелым перфекционистом, но стараюсь себя контролировать, дабы не превратиться в копирайтера-зомби. Пусть Ваше стремление к идеальности будет стремлением к добротной, качественной работе. Огрехи и ошибки можно исправить, к чему над собой издеваться и гнаться за мифическим совершенством?
  • Погоня за деньгами. Подобно Кощею чахнешь над златом, коллеги зарабатывают больше, и это гложет тебя изнутри. Ты рвешь жилы и хватаешься за все, что оплачивается. «О, круто, в этом месяце я сделал N тыс. рублей, хотя почти не спал и ел одни бутерброды, пустяки! Не важно, что у меня дрожат руки и колом спина, I can do it!». Спустя несколько месяцев такой нагрузки ты наверняка будешь ненавидеть свой компьютер.
  • Страх конкуренции. Вам постоянно кажется, что коллеги работают лучше и у них больше шансов на успех, поэтому руки опускаются сами собой. О каком творческом подъеме может быть речь? Сомнения, зависть и боязнь показать себя миру тянут Вас назад, от постоянного эмоционального перенапряжения Вы вряд ли сможете сосредоточиться на работе, да и желание что-либо делать завянет на корню.

Как победить творческое выгорание и вернуться в строй?

Я выделила 7 (волшебное число) способов, которые помогли моим коллегам в определенный момент справиться с внутренним выгоранием:

  1. Тайм-менеджмент. Составляя четкий план работы на день, расписывая его вплоть до минуты  Вы учитесь управлять временем, как и своей жизнью. Важное условие – максимально соблюдайте составленный план. Если Вам захочется выполнить больше, попейте водички, вдохните глубже и отправьтесь к друзьям в гости, можете тортик прихватить!
  2. Хватит быть жадиной, работы достаточно для всех. Вместо того, чтобы тянуться к деньгам, стремитесь к личному и профессиональному росту. К тому же, квалифицированному, уверенному специалисту платят больше.
  3. Фильтруйте заказы. Не хватайтесь за всё и сразу, выбирайте то, что Вам интересно и полезно. Благодаря новым увлекательным проектам Вы вновь воспылаете чувствами к своей работе.
  4. Говорите «нет» тому, с кем точно не хотите сотрудничать. Не заставляйте себя работать насильно, конечная цена заказа окажется для Вас слишком высокой. Вам заплатят деньги, но эмоциональную брешь от ненавистного заказа ими вряд ли заполнишь.
  5. Разноплановая деятельность. Я не раз сталкивалась с хорошими, но однотипными заданиями, монотонная работа меня не прельщает, и я нашла способ, как ее разнообразить. Для того чтобы не угаснуть в процессе написания первого десятка подобных текстов, я переключаюсь на другое занятие. Работая над монотонным заказом, я в перерывах пишу что-то для души. Так за день я делаю не один, а несколько заказов, при этом мой мозг переключается и не «зависает» на одном месте. Моя знакомая отключается от работы благодаря вышивке, а кто-то рисует, выбирайте смену деятельности себе по вкусу.
  6. Заведите дневник успеха. Вы уже сто раз о нем читали, и я снова напомню. Чтобы иметь силы двигаться дальше, научитесь ценить и хвалить себя! Собирайте добрые отзывы коллег/заказчиков, любуйтесь проделанной работой, пишите себе пожелания. Привычка любить себя поможет Вам поменять отношение к жизни в целом, убедитесь в этом сами. Купите блокнот или хотя бы сделайте документ на рабочем столе, и напишите в нем «Я сегодня молодец, потому что…».
  7. Отдыхайте. Выкроите один день в неделю, когда Вы можете сами сказать себе: «Я свободен!», никаких заказов, деловой переписки или умного чтения. Расслабьтесь, проведите день с близкими, родными или в гордом одиночестве. Позвольте себе маленькие и большие радости, гуляйте, общайтесь или выпустите пар в спортзале. Иногда наши мудрые и талантливые головы нуждаются в проветривании.

Творческое выгорание – коварный спутник любой профессии, примите это как должное и научитесь находить хорошее в самых сложных рабочих моментах.

Пусть сегодня Вам сложно, совершенно хочется включать компьютер, а Вы попробуйте вспомнить, сколько полезного и важного подарила Вам любимая работа, какие знакомства и перспективы Вас ждут впереди. Создайте себе новую цель и вперёд за новыми победами!

Понравилась статья? Появились инсайты? Делитесь в комментариях. И не забывайте ставить лайк, подписываться на мой канал. Это вдохновляет и мотивирует его вести;)