Продолжим разговор о крестьянском менталитете до отмены крепостного права.
- Чрезмерное рвение к работе не поощрялось: «Подать оплачена, хлеб есть, и лежи на печи», «У Бога впереди дней много – наработаемся», «На острую косу много сенокосу», «На ретивую лошадку не кнут, а вожжи».
Но тут дело не в лени, как можно подумать, а в том, что крестьянам действительно приходилось много тяжело работать. Это был, своего рода, защитный механизм от безостановочной тяжёлой работы. Отсюда представление о святости запрета на работу в праздники. Иначе поступить – великий грех.
Кроме того, что грех, это ещё и бессмысленно. Работа, выполненная в воскресенье или в праздничный день, не пойдёт на пользу: «Кто в воскресенье орет (т. е. пашет), тот в понедельник кобылы ищет».
Есть прекрасная история про пожилого малороссийского крестьянина, сосланного в 1879 г. в Вятскую губернию. И вот там он увидел, как местные крестьяне работают в праздник. Малоросс искренне переживал, простит ли его Господь, за то, что его глаза видели такой страшный грех. Вятчане смололи на Благовещение муку на мельнице. Ссыльный предложил им эксперимент: отодрать кору у дерева и посыпать это место благовещенской мукой. Малоросс был абсолютно уверен, что это уничтожит дерево и хлеб из такой муки людям есть никак нельзя.
- Праздники ставили на «паузу» каждодневные заботы: «В праздник у Бога все равны», «Всякая душа празднику рада», «В такой день и грешников в аду не мучат». Напиться на праздник грехом не считалось: «В праздник и у воробья пиво».
Согласно представлениям крестьян, всё в мире происходит Божией милостью или как Божье наказание. От человека ничего не зависит. Конечно, поговорка «На Бога надейся, а сам не плошай» тоже была в ходу, но куда шире были распространены поговорки в духе «Все в мире творится не нашим умом, а Божиим судом», «Живи не как хочется, а как Бог велит» и «Чему быть, того не миновать».
Жизнь крестьянина была тесно связана с земледелием, поэтому время он воспринимал циклично. Отсюда представление, что в жизни ничего не меняется, всё лишь повторяется. А поэтому ничего нового вводить в эту жизнь не нужно.
Иногда это стремление принимало и вовсе крайние формы. Старообрядцы, например, противились любым приёмам усовершенствования земледелия, иначе Бог урожая не даст. Потому что, чтобы урожай получить нужно тяжело поработать.
- Образец для жизни находился в прошлом: «Прежде жили не тужили, а теперь живём не плачем, так ревём», «Много нового, мало хорошего, что новизна, то и кривизна», «Все по-новому, а когда же по-правому?», «Как отцы и деды, так и мы», «Отцы и деды не знали этого, да жили не хуже нашего».
Здесь речь идёт о тех изменениях в жизни, которые происходят вне зависимости от нашего желания. Но крестьяне осознанно пытались эти изменения как можно сильнее затормозить: мешали внедрению агротехнических новинок, распространению грамотности, осуждали своих родных, стремившихся внедрить в жизнь что-то новое. В то же время, крестьяне воспринимали себя как центр земли русской. Крестьянин – кормилец. Он содержит все остальные сословия России, и они ему должны. Менталитет крестьянства не очень изменился ещё с допетровских времён и постепенно, очень медленно, начал меняться только после отмены крепостного права. Добавлю ещё, что менталитет городских низов мало чем отличался от крестьянского.