В 1790-х годах, когда еще совсем молодой Тернер путешествовал по Британии, зарисовывая пейзажи, безымянные мастера из народа по своему изображали сценки из повседневной жизни, изготавливали причудливые вывески для магазинов, посуду, резные фигурки, лоскутные одеяла, флюгеры, лошадок для каруселей, по случаю писали и портреты на заказ. Они были обычными людьми, в основном необразованными, неграмотными и мало что оставили на память о себе кроме своих, зачастую не подписанных творений.
Народное искусство (folk art, наивное искусство) часто и ассоциируется с произведениями самоучек, которые жили и работали за пределами больших городов, чей мир был далек от мира признанных мастеров искусства.
В Британии в меньшем, чем в других странах количестве, сохранились картины и изделия такого рода. Промышленная революция была одной из причин, по которой народное искусство приходило в упадок. Навыки, которые были нужны для создания предметов домашнего обихода, больше не были востребованы. Когда простой стул стало возможным купить на фабрике за несколько пенсов, пропала необходимость учиться делать его самостоятельно. Люди и сами переезжали в города, начинали работать на фабриках. Свободного времени на творчество, как у фермеров зимой или у моряков между периодами ловли, у фабричных рабочих почти не оставалось.
Джон Фаннел был художником - самоучкой, землеустроителем и учителем. Как заметил искусствовед Джеймс Эйрес, цель Фаннелла заключалась в том, чтобы «обеспечить плавное и увлекательное повествование».
Художников из народа называли лимнерами (limners). Старое английское слово limner происходит от латинского слова illuminaire, означающего «светить». В средние века так называли иллюстраторов рукописей. Линии и яркие цвета без затенения делали плоскими эти ранние иллюстрации. Лимнеры также работали в линейном средневековом стиле. Они часто путешествовали, принимая заказы в городах и загородных поместьях. Однако главными объектами этих картин становились, как правило, лошади и иной призовой скот. Дворяне не были склонны нанимать любителей, когда их портреты могли рисовать опытные художники. А их было нетрудно найти в стране, где расстояния между городами были небольшими, и где существовала возможность получить качественное художественное образование.
В конце 19 века движение "Искусства и ремесла" (Arts & Crafts) помогли возродить интерес к народному творчеству. В наши дни, летом 2014 года галерея Тейт провела первую крупную выставку, посвященную народному искусству. Самая крупная коллекция произведений британского народного искусства хранится в Compton Verney Art Gallery.
Американским лимнерам повезло больше. В колониях немногие были настолько богаты, чтобы нанять профессионального художника. Да и самих художников, которые учились в школах искусств в Европе, было мало. К началу 18 века богатые семьи стали нанимать лимнеров, в основном самоучек, имена многих из которых забыты. Они создавали наивные картины в елизаветинском стиле, акварельные миниатюры, зарабатывая в среднем 15 долларов за портрет.
Ремесленникам того времени было трудно прокормить себя только картинами, поэтому они также работали с оловом, серебром, стеклом, тканями, или занимались росписью часов, мебели, карет.
Картины были идеалистичными, они не всегда передавали истинную личность натурщика и часто были двухмерными. Важнее для художника и заказчика было показать материальный достаток, поэтому внимание больше уделялось одежде и украшениям. Некоторые художники рисовали только лица, объясняя это тем, что заказчику не нужно беспокоиться о долгих и утомительных часах позирования, что тело и одежда будут нарисованы позднее. Лимнеры также показывали заказчикам английские и французские гравюры, из которых выбиралась та одежда, которая им больше нравилась.
Художники хранили краски в деревянных ящиках, напоминающих рюкзаки - с петлями, соединяющими верхнюю и нижнюю части. В нижней половине ящика хранились краски, а крышка была палитрой. Кожаный ремень служил для удобства переноски.
Лимнеры направляли практически все свое внимание на лицо натурщика, которое создавало «душу» картины, но и второстепенные детали исключительно интересны. Дети, например, позировали с любимыми игрушками, книжками и домашними питомцами.
Несмотря на то, что работы таких мастеров называли ремеслом, часто не хранили, не ценили, в итоге, много лет спустя, они, все же, были признаны искусством, веселым, порой загадочным и завораживающим, наделенным особым смыслом.
В наши дни аукционные дома, такие как Christies, продают предметы народного искусства за большие деньги, существуют специальные курсы, на которых обучают работе в «народном» или «наивном» стиле. Грань эта очень тонкая, почти неуловимая. О современных наивных художниках, дабы не удлинять статью, расскажу в следующий раз.
Обложка: «Сельское шествие». Неизвестный автор, около 1790 г. Из фонда Compton Verney House. Источник: https://www.anothermag.com/art-photography/3694/a-five-point-guide-to-british-folk-art
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.