Военные действия и политические конфликты в начале ХХ века отразились также на праздниках. Определенным "репрессиям" и гонению во время Первой мировой войны подверглись даже Новый год и елка.
В России традицию отмечать праздник назвали "немецкой", а те, кто ее соблюдал немедленно попадали в разряд врагов. Однако все изменилось, когда к власти пришли большевики в 1917 году, отменившие этот запрет из-за того, что Германия на тот момент из противника превратилась в товарища по интернациональному коммунистическому движению.
Впрочем, радость от нарядной елки, детских хороводов и праздничного застолья продлилась недолго. Коммунисты усмотрели в елке религиозный подтекст. И если к самому дереву у них не было претензий, то праздник, который уж слишком близко расположился к религиозному Рождеству – вызывал у них оскомину. Коммунисты решили пойти в наступление и "отменили праздник". Новый год сделали рабочим, по городам и селам отправили агитационные бригады порицающие праздники и клеймящие позором тех, кто празднует, а на продавцов елей наложили огромный по тем временам штраф – 100 рублей.
Серьезных наказаний за празднование не было, но могли как следует "пропесочить" на каком-нибудь партийном собрании и влепить выговор. Прогулы же в дни новогодних праздников карались строже, чем в обычные дни ибо подразумевали под собой запрещенные торжества.
В 1935 году елку и праздник решили реабилитировать. Тогда в газете "Правда" появилась публикация, автор которой, Павел Постышев призвал опять начать праздновать Новый год в СССР. Государственная машина стала разворачиваться в обратном направлении. Тут же было организовано производство елочных игрушек, елки вернулись на базары, на прилавках появилась мишура, стеклярус, блестки. Украшать верхушки елок, конечно же предлагали красными звездами.
Однако власти заявляли о том .что Новый год – детский праздник. Для малышей стали организовывать праздничные утренники, наряжать в костюмы, они читали стихи, в том числе про "победу коммунизма", а за свои старания получали сладости.
Возвращение к тому, что еще недавно считалось пережитком, имело политические причины: 17 ноября 1935 года, выступая на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц-стахановцев, Сталин заявил, что "жить стало лучше, жить стало веселее". А нарядные елки пришлись как нельзя кстати: не случайно их стали украшать не только гирляндами, но и растяжками "Спасибо родному Сталину за наше счастливое детство".
Официально поздравлять всех с Новым годом власти начали в 1947 году. Праздник признали государственным выходным днем, что способствовало росту его популярности.