Академик РАО и член СПЧ считает, что сложно делать выводы об одаренности Евгения и его дочери.
Завкафедрой психологии личности психфака МГУ Александр Асмолов рассказал, каким студентом был отец 9-летней Алисы Тепляковой.
«Был достаточно способным»
Александр Григорьевич отметил, что Евгений Тепляков, окончивший факультет психологии МГУ им. Ломоносова, был способным студентом и писал хорошие курсовые и дипломы.
«Те преподаватели, которые вели его дипломную работу и у которых он писал курсовые, говорили, что он был достаточно способным и занимался интересной разработкой проблем психологии мышления», – сообщил Асмолов порталу Lenta.ru.
Но завкафедрой психфака МГУ уточнил, что он сам лично пересекался с Евгением только во время своих лекций по психологии личности, поэтому судить о его одаренности не может.
«Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо очень много знать [о человеке]. У меня нет достаточной информации. Скорее, на этот вопрос может ответить внутреннее ощущение, как самого Евгения, так и тех преподавателей, которые с ним общались. Я не имею права ставить диагноз, не общаясь с человеком».
Уникальный ребенок или девочка с хорошей памятью?
Асмолов также не спешит делать выводы об Алисе, дочери Евгения. Он отмечает, что в семье девочки всех обучают по ускоренной программе, но это не значит, что все они – вундеркинды.
«Опять же, именно мы говорим об обучении Алисы как об эксперименте со многими неизвестными. У нас нет никакой информации, которая дала бы нам понять, что перед нами уникальный ребенок с интеллектуальными способностями или ребенок, обладающий хорошей памятью. Поэтому я снова воздержусь от диагноза», – высказал Александр Григорьевич свое отношение к Алисе.
Асмолов не исключает, что детей в семье Тепляковых «насилуют одаренностью» и «конструируют по образу и подобию мечты». Как член Совета по правам человека (СПЧ) Александр Григорьевич будет настаивать на создании комиссии для переговоров с родителями Алисы Тепляковой и оценки психологической зрелости девочки.
«СПЧ не будет принимать решения, не разобравшись, насколько происходящая ситуация ранит или не ранит развитие ребенка. И прежде всего СПЧ рассмотрит эту ситуацию через оптику Конвенции о правах ребенка вместе с уполномоченной по правам человека [Татьяной Москальковой] и уполномоченной при президенте России по правам ребенка [Марией Львовой-Беловой]», – подвел итог Асмолов.
С индивидуальным обучением не сложилось
Ранее супруги Тепляковы настаивали на индивидуальном обучении девочки, но в МГУ не смогли предоставить Алисе подходящую программу. Это спровоцировало родителей девочки обратиться в Рособнадзор. Со слов Наталии Тепляковой, за несколько дней до экзамена руководство вуза предложило девочке пройти оценку академических и психологических особенностей. Родители категорически отказались от проверки. Асмолов уточнил, что это необходимо для создания индивидуального учебного плана.
«Индивидуальный план предполагает знание, прежде всего мотивов, интересов и способностей ребенка. В этом смысле слова ситуация является ловушкой: невозможно построить индивидуальный план, если ты не знаешь ни что может ребенок, ни чего он хочет», – уточнил завкафедрой психфака МГУ.