Биография Тоби Лютке: миллиардера, программиста основателя Shopify
“Электронная коммерция – это не отрасль, электронная коммерция – это тактика.” (с) Тоби Лютке, основатель платформы Shopify
“Генеральный директор днем, папа – вечером и ночной хакер” – так говорит о себе канадский миллиардер Тобиас Лютке, которого все зовут просто Тоби. Если вы когда-нибудь покупали что-то через, к примеру, Amazon, то пользовались программным обеспечением, которое придумал и создал этот молодой человек. Его история немного похожа на голливудский сценарий: юноша в гараже разработал и запустил продукт, поначалу терпел неудачи, встал на ноги и, наконец, его компания стала самой прибыльной технологической фирмой в стране, а без его ПО сейчас уже трудно представить современную интернет-коммерцию. Всё так и было.
Ученик программиста
“Я получил первый компьютер, когда мне было 6 лет. Я был частью того поколения детей, которые выросли не отрываясь от компьютера – это была любовь с первого взгляда.” (с) Тоби Лютке, основатель платформы Shopify
Канадский миллиардер Тоби Лютке появился на свет в небольшом немецком городе Кобленц 16 июля 1980 года. В 6 лет малыш и его старшая сестра получили в подарок персональный компьютер – один на двоих, а в 11 Тоби уже взламывал игры и конструировал новые уровни. Лютке неважно учился, школьный психолог поставил ему диагноз: дислексия плюс СДВГ и заниматься уроками парню окончательно расхотелось. Когда подростку исполнилось 16, он бросил школу, не доучившись 1 год. Он решил, что за партой только теряет время и устроился программистом-стажером в BOG Koblenz – дочернее предприятие Siemens.
Как такое возможно сделать, без полного среднего образования, не говоря уже о колледже или компьютерном факультете университета? В Западной Германии это обычная практика, которая уходит корнями в средневековые традиции – система учеников и подмастерьев. Многие компании считают, что есть профессии – всего примерно 360 – для успеха в которых опыт и практика гораздо важнее теоретических знаний и охотно берут талантливую молодежь. Должность защищена государством и если работодатель, к примеру, обанкротится, подмастерью гарантированно найдут работу в другой фирме. Платят ученикам меньше, но предоставляют время на посещение профессиональной школы в течении 3-х лет, а те, кто сдает экзамены, становятся полноценными высокооплачиваемыми сотрудниками.
Первые три месяца на новом месте Тоби занимался тем, что разносил кофе по кабинетам. Он постепенно со всеми перезнакомился и особенно ему понравились ребята, которые занимали тесную комнатку в подвале – это были настоящие программисты, они писали на Delphi – а Лютке обожал этот язык. Но гораздо больше привлекало то, что маленькую команду возглавлял Юрген Старр – длинноволосый 50-летний байкер, похожий на члена банды “Ангелы Ада”. Он никогда не носил костюмов, крепко выражался, иногда выдавал странные идеи, но пользовался в фирме огромным уважением даже у самых “больших боссов”. Тоби мечтал попасть в отдел Старра и старался изо всех сил, чтобы его приняли.
Параллельно юноша учился в профессиональной школе и, как ни странно, проблем с обучением не возникло. У него не было никаких заболеваний. Уверенность и самооценка Тоби стремительно росла. Через год Юрген пригласил Лютке в свой отдел, и, по словам парня, это было самое важное, что когда-либо с ним случалось в жизни. Грозный байкер оказался великолепным учителем, он делился знаниями, давал молодому человеку ответственные поручения, позволял работать над значимыми для компании проектами и постепенно помогал понемногу выходить за рамки комфортной зоны – стать собой. Тоби проработал в фирме несколько лет, получил диплом программиста. В память о любимом начальнике и учителе он купил Harley-Davidson - когда разбогател.
Хочешь сделать хорошо – сделай сам
“Потребовалось примерно 10 лет, чтобы Shopify стал успешным за одну ночь.” (с) Тоби Лютке
Возможно, программист Тоби всю жизнь бы просидел в тесном подвальном кабинете, если бы не любовь. В 2002-м заядлый сноубордист Лютке познакомился на горном склоне с симпатичной девушкой из Канады – Фионой Маккин, студенткой, которая изучала историю английской литературы и была дочерью дипломатов. Молодые люди начали общаться, в основном по интернету и через 2 года, после того, как Фиона окончила университет, Тоби переехал к любимой в Оттаву.
Сначала он пытался устроиться по специальности в крупную компанию, отлично прошел собеседование, но, когда дело дошло до оформления бумаг, выяснилось, что его диплом в Канаде не считается официальным, да и разрешения на работу у Лютке тоже нет. Адвокат родителей Фионы, которым молодой человек дочери очень понравился, посоветовал ему открыть собственный бизнес. Тоби подумал и решил продавать сноуборды и экипировку через интернет.
Тоби нашел напарника – Скотта Лейка, обаятельного и представительного бывшего спортсмена, который работал в небольшом стартапе и тоже мечтал открыть собственное дело. Они забили гараж родителей невесты Тоби спортивным снаряжением и оборудовали небольшой офис. Все казалось просто: они будут торговать сноубордами, Лютке отдохнет от программирования, которым зарабатывал на жизнь уже 10 лет, и, честно говоря, устал, а за компьютером он будет теперь находиться, только играя в любимый StarCraft.
Была только одна небольшая проблема – всё существующее ПО, созданное для электронной коммерции на 2004-й год, перфекциониста Тоби категорически не устраивало. Было похоже, что оно разработано людьми, которые вообще не имели никакого представления о розничной торговле и малом бизнесе. Лютке решил сам строить магазин с нуля. Инструмент, который он использовал был довольно редким – малоизвестный японский язык программирования Ruby с открытым кодом, к которому не было руководства ни на немецком, ни на английском. Тоби изучил код без документации.
Создатель Shopify любит говорить, что ему везло. Как раз тогда, когда он занялся Ruby, один датский программист создал платформу для его использования: Ruby on Rails. Лютке начал применять эту систему в процессе создания ПО для своего магазина SnowDevils и трудился 2,5 месяца минимум по 16 часов в день. Его работа привлекла внимание – Тоби делился кое-какими идеями с сообществом программистов и быстро стал ведущим кодером на Ruby.
“Мне очень нравится конструировать что-то в своем мозге, это немного похоже на рисование. У вас есть идея, и язык программирования в конечном итоге становится механизмом для перевода этой идеи из вашей головы на холст.” (с) Тоби Лютке
Партнеры открыли магазин в ноябре того же года и Тоби до сих пор вспоминает первый заказ от парня из Пенсильвании. “В тот момент я понял, что превратился из человека, который придумал нечто интересное, в настоящего предпринимателя” – рассказывает он. Всю зиму дела шли отлично, но летом сноуборды перестали пользоваться спросом, а вот запросы от других бизнесменов, которым очень нравился сайт SnowDevils приходили все чаще и настойчивей. Люди хотели купить программное обеспечение, созданное Лютке.
ПО - товар всесезонный
“Есть три типа процессов. Есть некий процесс, который делает возможным то, что раньше было невозможно. Это хорошо. Кроме того, есть некий процесс, который значительно упрощает то, что раньше было возможно, и это тоже хорошо. А еще есть всё остальное. Бьюсь об заклад, 99,9% всех процессов, которые существуют в корпоративной Америке – это третья категория, которая на самом деле просто говорит людям вести себя немного иначе, чем велит здравый смысл.” (с) Тоби Лютке
Тоби и Скотт поняли, что интеллектуальный товар, возможно, будет продаваться гораздо лучше, чем физический, да к тому же сезонный. Первыми инвесторами стартапа были они сами, вложив каждый по $20 тыс., друзья, дядя Тоби и отец Фионы – всего удалось собрать примерно $200 тыс. Брюс Маккин поддерживал идею Лютке, помогал деньгами, когда не хватало на выплату зарплаты немногочисленным сотрудникам и до сих пор является одним из главных акционеров – ему принадлежит 4% Shopify, а состояние оценивается в $2 млрд. Мама Фионы вела бухгалтерию. Тоби жил в их доме, до тех пор пока не встал на ноги.
Стартап получил имя Shopify. Он представлял собой “магазин магазинов” – клиенты могли купить готовый проект или докупать отдельные компоненты и строить его постепенно. Официально платформа начала работу в 2006-м. Это был не самый быстрый старт, хотя теперь поверить в это довольно сложно. Соучредители два года не получали зарплаты. Офис представлял собой стол и несколько стульев в кофейне Bridgehead, где разрешили пользоваться Wi-Fi.
За первый месяц партнеры заработали $8 тыс. К тому моменту, как Лейк решил оставить проект и начать новый (ему стало неинтересно), в 2007-м – компания ежемесячно приносила примерно $60 тыс.. Канадский бизнес-ангел Джон Филлипс и его супруга вложили в стартап еще $500 тыс. (сейчас это – $2 млрд), фирма начала расти. После ухода Лейка, Тоби пришлось стать генеральным директором и он не был сильно этому рад. Он считал себя программистом, а не управленцем. Бизнесмену посоветовали обратиться к венчурным капиталистам. Если Shopify получит инвестиции, то он сможет нанять профессионала.
К общению с венчурными инвесторами Тоби готов не был. Он колебался. С одной стороны хотелось оставить всё как есть и работать в уютной маленькой фирме, с другой – был ясен огромный потенциал продукта. В 2008-м Лютке отправился в Кремниевую Долину. Больше всего его беспокоила стоимость перелета и проживания в отеле. У него даже не было презентации, а на встречи он ездил на арендованном велосипеде. Преодолев первое негативное впечатление, инвесторы задавали вопросы и ответы им понравились. Лютке не совсем понимал, о чем они говорили, но записал незнакомые термины в блокнот, чтобы изучить позже. Калифорнийцы поставили условие – Shopify должен переехать в США. Тобиас вернулся в Оттаву и решил пока отказаться от найма СЕО и помощи крупных инвесторов, чтобы попробовать научиться руководить самому.
Тоби и Фиона все еще жили на собственные сбережения и средства Брюса Маккина. Кризис 2008-го поначалу вверг их в уныние и хотелось всё бросить – денег оставалось всего на 4 недели. Лютке взял стресс на себя и не хотел, чтобы коллеги знали о бедственном положении и работали с полной отдачей. Но неожиданно оказалось, что тотальные увольнения имели интересные последствия: огромное количество людей, потерявших работу, начали открывать собственные маленькие интернет-магазины, им всем было необходимо удобное, качественное и простое ПО. Впервые с момента создания доходы Shopify сравнялись с расходами, а не уходили в минус.
От бедствующего стартапа к самой дорогой компании страны
“Что замечательно в компьютерах: когда вы говорите им, что делать, они будут продолжать это делать, и они будут делать это, пока вы не скажете им прекратить. Оказывается, люди не такие. Моя команда была очень, очень терпелива со мной.” (с) Тоби Лютке
Тоби Лютке признаётся, что в 2009-м намеренно тормозил развитие компании. Он учился управлять, и делал это в своем темпе. На молодого бизнесмена давили ответственность за сотрудников, их семьи, свою семью, родителей невесты, инвесторов, которые в него поверили. К этому моменту выручка Shopify достигла $1 млн в год, но вместе с ней росли штат и расходы. Тоби сосредоточился на маркетинге и привлечении клиентов. Вскоре пришлось вновь обратиться к Кремниевой Долине.
На этот раз он был готов. Лютке удалось привлечь $7 млн инвестиций ($5,5 млн вложил фонд Bessemer Partners, который позднее продал свою долю за $500 млн, сейчас этот пакет стоит $22 млрд) потом еще $15 млн при общей оценки компании в $25 млн. В 2010-м продажи выросли до $132 млн и Shopify приобрела Select Star Studios для создания мобильного приложения для Android и iOS. Дальше путь шел только вперед и вверх. В 2013-м инвесторы из Канады и Нью-Йорка вложили еще $100 млн и оценили потенциал стартапа в $1 млрд, продажи выросли до $1,6 млрд в год, количество клиентов превысило 80 тыс., а штат вырос до 300 человек.
При всей простоте и демократичности Лютке – жесткий и прямолинейный руководитель. Он не настаивает на соблюдении офисных формальностей, но требует от сотрудников две вещи. Во-первых, быть самими собой (он не терпит притворства и “офисных масок”) и общаться с ним и коллегами честно и прямо. Во-вторых, постоянное интенсивное обучение и личностный рост. Уроки Юргена Старра не прошли даром. Сам Тоби ежегодно берет отпуск на одну неделю и посвящает его чтению и улучшению навыков программирования. А не любимым компьютерным играм.
21 мая 2015-го Shopify вышла на рынок. Акции продавались по $17 за штуку, и за 6 лет их стоимость выросла в 54 раза. Ранние инвесторы и сотрудники, владеющие опционами, сейчас – миллиардеры. На сегодняшний день платформу используют более 1,7 млн онлайн-магазинов по всему миру. Среди них Angry Birds, Kylie Cosmetic (марка звезды Кайли Дженнер), Heineken, музыканты 50 Cent и Foo Fighters. По количеству клиентов-юридических лиц она стоит на втором месте после Amazon. Shopify внес $183 млрд в мировую экономику – больше чем годовое ВВП Сербии, Литвы, Гватемалы или Болгарии. Личное состояние Тоби Лютке – $12,3 млрд.
Скромный миллиардер
“Я никогда не работал всю ночь напролет. Единственный раз, когда я работал более 40 часов в неделю, это когда у меня было жгучее желание сделать Shopify. Мне нужно 8 часов сна в сутки. И всем остальным тоже, признают они это или нет.” (с) Тоби Лютке
Тоби входит в сотню богатейших людей Канады и там его очень любят. За то, что ценит страну и не перевел Shopify в Кремниевую Долину. Он считает, что канадские программисты и менеджеры не хуже американских или каких-либо еще, 70% его работников - местные. Когда IBM сокращали сотрудников представительства в Оттаве, Лютке распорядился поставить напротив выхода вербовочный стенд и приглашать уволенных в Shopify на собеседование.
Он преданный семьянин и верный друг. У них с Фионой трое сыновей: Фрейзер, Сэм и Тристан. Они переехали в собственный дом только в 2014-м – молодежь душа в душу жила со старшим поколением и они разъехались, когда семья начала разрастаться. Тоби дружит с Скоттом Лейком и другими ранними партнерами по бизнесу, бывшими немецкими коллегами, поддерживает связь с сестрой и родителями.
Тоби и Фиона берегут наследие и уважают культуру Канады. В 2015-м они приобрели старый курорт Opinicon Lodge на берегу озера в сосновом лесу. Они бережно восстановили исторический облик заброшенных корпусов и создали прекрасное модное место с уютной ностальгической атмосферой.
У него в гараже есть Harley и Tesla, но бизнесмен предпочитает передвигаться на велосипеде. Лютке очень просто одевается, не пользуется частными джетами и не имеет яхты. Он вкладывает средства в образование и защиту окружающей среды, не упуская случая подшутить над соседями-американцами. Например, Тоби перебил на $1 миллионный благотворительный взнос Илона Маска в фонд защиты лесов и стал самым крупным жертвователем организации. Хотя Shopify интегрирован с Amazon, Лютке часто в шутку сравнивает компанию Джеффа Безоса с Империей, а себя с Повстанцами, намекая на “Звездные войны”.
Конечно, Shopify – не единственный подобный проект. У компании есть серьезные конкуренты: Wix, Magneto, Bigcommerce, Volusion. Но, по мнению пользователей и экспертов, детище Тоби Лютке пока выигрывает по простоте использования, набору функционала и дизайну. Да, соперники догоняют, борьба серьёзная, но, тем не менее, наш герой не собирается позволять работе взять верх над личной жизнью. Тоби работает до пяти и проводит вечера обязательно с женой и детьми – и это тоже очень по-канадски.
Существует легенда, что создатель Shopify не оставил мечту об интернет-торговле и у него есть магазинчик по продаже…носков, созданный на собственной платформе. Что ж, диверсификация бизнеса – это мудро, качественные носки нужны всем, да и в старости, если что, ноги согреют. А уж сколько компания зарабатывает в Рождество – можно только позавидовать!
Читайте также:
- Кевин Систром: вы должны любить то, чем занимаетесь
- Нил Шень: вы всегда должны быть готовы к кризису
Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам еще. А если вам нравится, что мы пишем – установите мессенджер Gem4me, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!