Найти тему
Субъективный путеводитель

Равангала или Эребуни: кто и когда основал Ереван?

В армянских легендах Ереван - древнейшее поселение мира, ведь основал его лично Ной, едва выбравшись из причалившего к Арарату ковчега. Что же до истории, то кажется нет в постсоветских странах города с большим разбросом версий о возрасте и большей политизированностью этого вопроса.

В армянской историографии Ереван "старше Рима" - его родословную возводят к урартийской крепости Эребуни, заложенной в 782 году до нашей эры царём Аргишти I, то есть два года назад городу стукнуло 2800 лет. В азербайджанской историографии Ереван начинался с другой крепости Равангала, заложенной в 1504 году иранским наместником Раванкули-ханом. И истина, конечно, посередине, вот только где та середина, если полюса разделяют 2300 лет? Тем более в набитой древностями Армении попробуй отделить, что осталось от собственно города, а что от окрестных замков, монастырей и селений?

Факт в том, что "старшеримская" история Еревана однозначно имела разрыв во много столетий длиной - Эребуни и Тайшабаини (другая урартийская крепость в черте города) пали в 4 веке до нашей эры, ещё до того, как на карте впервые возникла Армения. В 3 веке нашей эры в одном тексте из далёкой Согдианы упоминается христиано-манихейская община Реван, основанное учеником Мони. В "Книге писем", сборнике церковных документов католикоса Комитаса Ахцеци, под 607 году упоминается священник Даниил из Еревана - отступник, сохранивший верность халкидонитам. В 650 и 658 годах крепость Ереван упоминалась в контексте арабских войн - на первый раз она смогла отбить нападение, а на второй - пала.

Впрочем, всё перечисленное могло относиться не к Еревану, а к населённым пунктам с отдалённо похожими названиями. Равно как и старше тех войн один из крупнейших в древней Армении Аванский собор, чьи руины ныне лежат в столичных предместьях. Но и в Кентроне (центре) был храм Сурб-Петер-Погос (Петропавловский), якобы построенный в 5-6 веках. "Якобы" - потому что он был снесён в 1931 году, и проверить его возраст теперь не представляется возможным. Однако если предположительная дата верна - то это был старейший храм, разрушенный советской властью:

историческое фото из открытых источников
историческое фото из открытых источников

В последующие века Ереван то и дело появлялся в хрониках и документах как центр исторической области Котайк в предгорьях Гегамского хребта, на восточном склоне Айраратской долины. В нескольких сотнях метров от бывшего Петропавловского собора,  в объятиях нового храма Святой Анны (2014-15) при городской резиденции католикоса (основная - Эчмиадзинский монастырь) сохранилась миниатюрная церковь Катогике (1264):

-2

Во дворе, как и положено, хачкары, а на стенах - надписи. В одной из них прямым текстом упомянут Ереван, так что эта церковь уже точно стояла в городе, а не каком-нибудь селе на его месте.

-3

Её в 1936 году буквально извлекли из более крупной базилики (1693-96), пристроенной после землетрясения 1679 года, чьи многочисленные следы я уже показывал в Гарни. Да и в Ереване большинство уцелевших церквей строились в конце 17 века. Но только ли в землетрясении тут было дело? Депортированные в 1604 году во время очередной войны с турками в Исфахан, в конце столетия армяне понемногу возвращались на историческую родину, и восстановление города дало им шанс отстроить себе новые храмы.

историческое фото из открытых источников
историческое фото из открытых источников

Ведь к тому времени они были здесь не хозяева... На рубеже 14-15 веков восток Айраратской долины получил новое название Чухур-Саад, то есть Саадова низина - в тюркском союзе Чёрных овнов (Кара-Коюнлу) здесь обосновалось пришедшее из-за Каспийского моря племя саадлы. От него уцелел редкий в Армении мавзолей Пир-Хусейна (1413) на окраине Еревана, или вернее в сросшемся с городом посёлке Аргаванд.

-5

ЭЧухур-Саад как единое целое осталвался на карте полтысячи лет, перерождаясь то Ираванским ханством, то Эриваньской губернией.