Удивительно, но такое, в общем-то, безопасное призвание, как театральный актер, имеет самое большое количество профессиональных суеверий и традиций.
Почему-то у по-настоящему сложных и опасных профессий примет не вспомнить – шахтеры спускаются в шахту с любой ноги, а полицейские не боятся несчастливых чисел. Но хотя бы о какой-то из многочисленных театральных примет слышал каждый.
Наверное, этому есть сразу несколько причин.
Во-первых, в опасных профессиях нельзя полагаться на удачу, нужно быть хорошо обученным и соблюдать инструкции. А вот в театре мало кто может заранее предугадать, «зайдет» ли зрителю очередная премьера, останется ли актер в обойме популярных на новый сезон и много ли удастся заработать труппе на гастролях.
А когда критерии успеха неясны, в дело вступают всякие способы привлечения удачи. Иногда можно отследить, откуда пошло то или иное суеверие, но чаще концов не найти, и остается только догадываться, что заставило профессиональную группу маниакально соблюдать странные ритуалы.
Например, нельзя пользоваться на премьере новым гримом (это можно объяснить, конечно, ведь новая косметика может оказаться неудачной), из гримерки в сторону сцены надо выходить с левой ноги, нельзя украшать сцену настоящими цветами и нельзя принимать цветы в дар до окончания спектакля.
Во-вторых, актерская среда обширна, и она одновременно разобщена на множество коллективов, которые соприкасаются не слишком часто. В каждом таком коллективе начинают формироваться собственные микроприметы, иногда их признают «реально работающими», и тогда у приметы есть шанс выйти за пределы театра и начать соблюдаться и в других труппах.
Например, известная актерская примета – сесть на уроненные текстовки – имеет автора, и это никто иной, как режиссер Марк Захаров. Изначально была примета, что уронить текст пьесы на репетиции – к провалу, но Марк Анатольевич, чьи подопечные, конечно, тоже роняли свои роли, просто придумал однажды «противоядие».
Неизвестно, верил ли мэтр сам в свое изобретение, но он сумел убедить коллектив, что если на уроненные листы сразу сесть, то плохая примета не сработает.
И вот сейчас редкий отечественный актер не знает про этот прием, хотя не обязательно всем известно, кто его сочинил.
Третья причина, как мне кажется – постоянное присутствие представителей актерского сообщества в медийном пространстве. Редкий выход издания обходится без интервью знаменитостей – а в таких интервью актеры очень часто делятся хорошими и плохими приметами, которые, якобы, как-то повлияли на их карьеру или популярность ролей.
Ведь нотка мистики так украшает любую историю.
Соответственно, и читатели все время обновляют информацию о том, что там за кулисами насчет примет, и сама актерская братия тоже читает и мотает на ус. И к маленьким приметам и ритуалам своего коллектива добавляются «проверенные», которые оказываются на слуху. Так и копится багаж актерских примет.
Например, у итальянских артистов отличной приметой было найти на сцене гвоздик, потерянный при монтаже кулис. Лучано Паваротти очень любил рассказывать в своих интервью, что его удача тоже началась вот с такого гвоздя, который он сохранил и возит с собой всю жизнь на гастроли.
После такого, неужели кто-то из впечатлительных артистов откажется поднять на сцене гвоздик, даже если и узнал о примете из газеты.
Но бывают и вполне объяснимые приметы.
Запрет на свист («не свисти, а то денег не будет») пришел в народ как раз из актерской среды. Дело в том, что раньше всей механикой кулис, занавесов и фонов управляли во время спектакля и репетиций сидящие наверху рабочие, которые по сигналу тянули или отпускали направляющие той или иной декорации.
А сигналом был свист, этими сигналами рабочие обменивались, чтобы синхронизировать усилия. Если кто-то другой начнет свистеть за кулисами, тут и до аварии недалеко – поэтому на свист там был наложен строгий запрет. И вот как-то эта примета ушла в народ и трансформировалась в угрозу потери дохода, сохранившись и до нашего времени.
Еще одна старая и странная примета – нежелательность синего цвета в костюмах. Эта примета родилась явно до 19-го века, когда натуральные красители для тканей были дороги, но синий – дороже остальных. В 19-м веке появились дешевые синтетические краски, но про примету помнят и сейчас, хотя понятно, что без синего цвета сложно обойтись.
А вы, друзья, знаете свои профессиональные приметы?
Еще по теме:
Что на пяти без пяти