Удельная — некогда пригород Петербурга, район деревянных дач. В XIX веке местность принадлежала Удельному земледельческому училищу. После упразднения училища земли разделили Костромским, Удельным и Ярославским проспектами, а поперек проложили 25 улиц, названным по городам удельных имений. Получившиеся участки сдавались в аренду для строительства домиков. Застройка началась в 1870-х годах.
Начнем с центрального проспекта, соединяющего Удельную с Коломягами — Скобелевского проспекта. Назван он по имени генерала русско-турецкой войны 1877-1878 годов — Михаила Дмитриевича Скобелева.
Магазин "Круглый"
На пересечении Скобелевского и Ярославского проспектов всегда находился продуктовый магазин — и в XIX веке, и в Советское время, и сегодня.
На первом фото — справа магазин в 1912-1913 годах.
В 1927-1929 годах на месте старого деревянного возвели конструктивистское здание Магазина №1 от Районной организации по торговле пищевыми продуктами.
В 1970-е на здании появились аутентичные вывески.
Местные жители называли магазин "круглым" за счет своей формы — такое название используется и сегодня, несмотря на то, что в здание сменило несколько продуктовых марок — "Находка", "Фреш", "Полушка", нынешний "Магнит".
Бывшее земледельческое училище
В створе Скобелевского проспекта стояло главное здание Земледельческого училища, построенное в 1833 году. После упразднения в здании был клуб и библиотека дома призрения душевнобольных.
Здание планомерно разрушалось охранялось КГИОП до 2005 года, затем его начали реконструировать и получился БЦ "Воин" (3 фото). На здании есть табличка о том, что дом реконструирован и охраняется как памятник, однако Вы сами можете посмотреть, какая это реконструкция...
В начале прошлого столетия жизнь на Скобелевском бурлила – здесь было много маленьких лавочек, магазинчиков. Обилию вывесок можно позавидовать, однако выглядят они приятно на современный взгляд.
Нынешний облик оформился в начале 1950х годов.
Пересечение Удельного и Скобелевского проспекта.
Машин стало заметно больше — вся площадь между вестибюлем метро и проспектом превратилась в гигантскую парковку. Брусчатка сменилась плиткой.
А дом слева — модерновый жилой дом ж/д станции Удельная, построен в 1914 году финским архитектором Бруно Гранхольмом — проектировщиком зданий финских железных дорог.
Вокзал Удельной
Современное модерновое здание вокзала построено в 1914 году архитектором Гранхольмом на месте старого деревянного вокзала.
Отсюда в августе 1917 года Владимир Ильич нелегально уехал в Финляндию, скрываясь от Временного Правительства.
Проспект Энгельса
До революции проспект именовался Выборгским шоссе и в районе Удельной был застроен преимущественно деревянными дачами.
На фото — дача Калинина, про которую у меня уже есть статья, поэтому не хочу повторяться. Скажу лишь, что благодаря своей истории ей посчастливилось сохраниться в хорошем состоянии до наших дней.
Активное строительство на Энгельса началось в 1940-х. Здания проектировали в стиле сталинского ампира. Планировалось, что проспект станет парадным въездом в город, главной северной артерией города.
На фото вид на бывший магазин промтоваров и жилой дом из окна "Милицейского дома". Сталинский дом вероятнее всего построен для сотрудников ЛОМО (Ленинградского оптико-механического объединения) или завода "Светлана".
Самое интересное, что парадные ампирные здания строились, как правило, для высшего персонала, руководителей, а работников селили в однотипных пятиэтажках в глубине кварталов.
А вот и сам "Милицейский дом". Такое название появилось потому что здесь выдавали квартиры работникам милиции.
Дом на Ярославском проспекте
Здесь жил Эмиль Георгиевич Кальске, работник Ленлеспрома, завода "Светлана", член ВКП(б). Эмиль Георгиевич в своем доме укрывал Ленина в августе 1917 года.
Кальске арестовали в 1937 году по статье за контрреволюционную деятельность. Казнен. В 1956 году Военная Коллегия Верховного суда СССР реабилитировала Эмиля Георгиевича. Дом снесли в 2005 году.
Светлановская площадь
Светлановская площадь появилась лишь к 1929 году вместе со строительством трамвайного кольца. До этого здесь было пересечение Выборгского шоссе и Муринского проспекта.
Выборгское шоссе до революции представляло собой оживленный тракт в Великое Княжество Финляндское! В 20-х годах прошлого столетия шоссе стало довольно узким, и на север вела лишь одноколейная трамвайная ветка.
Площадь сильно изменилась в конце 50-х годов — до формирования современного ансамбля, на западной стороне проспекта Энгельса стояла часовня, которая спасла немало жизней во времена Великой Отечественной войны. На фото заметен лишь купол часовни.
Двадцатый век сильно изменил облик Удельной. На смену деревянным дачам пришли грандиозные сталинки, "немецкие коттеджи" и рядовая застройка для работников ближайших заводов. Вместо деревянной ж/д станции построили модерновый вокзал и жилой дом. На месте небольшого шоссе с трамвайной веткой появился главный проспект всей северной части города, оформилась самая большая площадь города — Светлановская.
А мы на этом завершим прогулку по Удельной. Если хотите еще похожих материалов с архивными фотографиями — пишите в комментарии!
Подписывайтесь, я рассказываю об истории и архитектуре нашего города!
#архитектура #санкт-петербург #петербург #история #история россии #культура #архив #архивные фото #старые фотографии #прогулка