Найти тему
Белорус и Я

На Руси были особые деревни, в которых люди промышляли подаянием. И жили неплохо

Оглавление
«Если лаборю в первой же деревне отказывали в подаянии, он обязательно возвращался домой и спустя пару-тройку дней снова отправлялся в дорогу»...

Ох, нелёгкая это работа – подаянье просить у народа

В Брестской области хотят установить памятник лаборям – профессиональным христарадникам, жившим здесь до 1940-х годов

Каких только промыслов не существовало в российском государстве в добрые старые времена! Были деревни, где все мужчины занимались извозом, в других – работали каменщиками, в третьих – бурлаками... А были и такие, кто после сбора урожая целыми семьями уходили христарадничать, изображая из себя погорельцев.

Нет-нет да и проскочит в моём разговоре что-нибудь из этакого: покемарить, морока, клёво… И, в общем-то, я не считала особо зазорным пользоваться иногда этим сленгом, точнее, таковыми я считала эти слова. Но после командировки в Иваново – нет, не российский «город невест», а белорусский город на Брестчине – узнала, что эти и ещё несколько десятков слов, которые многие из нас употребляют в своей речи и сегодня, были придуманы ещё несколько столетий назад местными жителями деревни Яново, ныне – райцентр Иваново. Это был особый, тайный и потому понятный только им самим язык.

Молодые люди из Янова
Молодые люди из Янова

Назывались эти люди вполне официально – лабори. А неофициально их называли христарадниками, богомазами, крестьянами-аристократами, но чаще всего – лодырями. «Лаборь» очень созвучно со словом «лодырь», хотя слово labor в переводе с латыни означает «труд», но, с другой стороны, оно и понятно: яновцы – крестьяне, а на земле не работают, ходят-бродят по белу свету, дома появляются только дважды в году, лапти не носят, избы свои не топят по-чёрному, потому что в каждой была печь, да и грамоте все обучены…

Лаборей помнят в Белорусском Полесье до сих пор. И не только помнят.

Как Яново стало Ивановом

В XIV веке на месте сегодняшнего райцентра была небольшая деревенька Порхово, сменившая в 1465 году своё название на Яново в честь луцкого епископа Яна Ласовича.

Благодаря новому названию и принадлежности к собственности епископа жителей местечка освободили от податей, был отменён запрет на ловлю рыбы, им разрешили варить пиво, которое славилось даже в Европе. В 1497 году великий князь Литовский Александр Ягеллончик разрешил проводить здесь ежегодно три ярмарки, и епископы сделали Яново своей второй резиденцией, а многие из них были здесь и похоронены. Пожар 1575 года уничтожил местечко. Но оно возродилось.

Пинский тракт в Яново
Пинский тракт в Яново

В 1884 году вдоль Янова была проложена железная дорога, благодаря чему местечко получило дальнейшее развитие. В конце XIX века здесь проживали 3040 жителей, работали сукновальная фабрика, маслобойня, кожевенный и кирпичный заводы, пять мельниц, было несколько кузниц и аптек, народное училище и церковно-приходская школа, действовали церковь и костёл.

В 1921 году по Рижскому договору Яново отошло к Польше, а с сентября 1939 года, после возвращения этой территории БССР, его название русифицировали. Так Яново превратилось в Иваново, и ему был присвоен статус посёлка городского типа, а в 1971 году – райцентра. А вот железнодорожный вокзал сохранил своё прежнее название – Янов-Полесский.

Так сегодня  выглядит исторический центр Иванова
Так сегодня выглядит исторический центр Иванова

«Бродячая Русь Христа-ради»

В конце XIX века Яново приобрело широкую известность в Российской империи. Случилось это вскоре после выхода в Санкт-Петербурге книги известного учёного, этнографа-беллетриста, писателя Сергея Васильевича Максимова «Бродячая Русь Христа-ради». Среди увлекательных рассказов о жизни, культуре и быте крестьян, а Максимов много путешествовал, этот труд был особенно заметен и интересен: автор подробно описал, чем зарабатывали на жизнь жители местечка из полесской глубинки, их нравы и быт. И всё это сильно отличалось от жизни, быта и нравов российского крестьянства.

Яновские купцы (в центре) с коренными жителями Янова лаборями Александром Шевчуком и Андреем Сегенем. 1920-е годы
Яновские купцы (в центре) с коренными жителями Янова лаборями Александром Шевчуком и Андреем Сегенем. 1920-е годы

Мужчин из местечка Яново называли лаборями. Их промысел «состоял в хождении по свету и испрашивании доброхотных пожертвований на церковные нужды», в основном на возведение и восстановление церквей. Этот древний промысел родился, по некоторым данным, в конце XV века. У многих крестьян не было надела земли, и после обязательных работ на помещика они искали дополнительные заработки. Вероятнее всего, лаборство распространилось под влиянием римско-католического духовенства – иезуитов, пиаров, которые при постройке своих храмов в Янове, Пинске, Любежове, Бездеже, Городце и других белорусских городах, пользуясь бедностью яновцев, посылали их в разные места за сбором пожертвований. Постепенно яновцы втянулись в такое странничество, полюбили его и сделали своим основным занятием.

Один из храмов в Янове, средства на строительство которого собирали в том числе и лабори. 1929 год
Один из храмов в Янове, средства на строительство которого собирали в том числе и лабори. 1929 год

Достоверный исторический факт: кому бы ни служили лабори, какими бы длительными ни были у них отношения с римско-католическим духовенством, они никогда не изменяли своей исконной вере – православию. Какие бы усилия ни прилагали духовники, чтобы склонить яновцев в сторону Рима и Польши, они не отказались от своих убеждений. Верность православию, Отечеству, а впоследствии ещё и верность царю составляла основу этих убеждений.

Благодаря христарадникам были построены православные храмы в деревнях Дружиловичи и Мохро в Ивановском районе. Здесь и сегодня проходят службы.

Свой оркестр с капельмейстером Фраком

Среди местных крестьян лабори отличались и внешним видом. Их повседневная одежда – это расшитый полушубок с ременным кушаком, вместо традиционной белорусской «магерки» – чёрная суконная шапка с козырьком. На праздники они надевали шапку из сивых барашков и серую сермягу с красными отворотами на рукавах. Будучи крестьянами, лапти не носили принципиально, только сапоги с высокими голенищами, зимой – валенки.

Лаборь в рабочей одежде
Лаборь в рабочей одежде

Где бы ни оказывались лабори, как бы далеко от дома они ни находились, но дважды в год они обязательно приходили домой. Сергей Максимов так описывал досуг лаборей: «…приходят всегда два раза, к Пасхе и к Петровкам; в первом случае для Великодня, во втором по той причине, что в летнюю пору поживиться нечем – все на полях и все без денег. Зато летом Яново тем и отличается, что, когда везде проходят изнурительные полевые работы, в нём царствуют разгул и веселье. Лабори на этой случай ухитрились даже обзавестись своим оркестром. У них и капельмейстер свой, по имени Адам Фрак».

Праздник Пасхи в Янове. Жители на праздничном богослужении
Праздник Пасхи в Янове. Жители на праздничном богослужении

Только пьянства среди лаборей не было. По словам писателя, им же, как и всем артистам, приходилось «работать лицом». Они всегда были аккуратно одеты, доброжелательны в общении, степенны в разговоре, учтивы и улыбчивы.

Свадебный кортеж в Яново
Свадебный кортеж в Яново

Испросив совета у знахаря

На это богоугодное дело их благословляли священнослужители, поэтому яновские мужчины занимались сборами вполне официально. Лабори были людьми суеверными. К примеру, в дальнюю дорогу поодиночке не отправлялись, а всегда по два-три человека. Начинали своё путешествие исключительно ночью. Но всякий раз, перед тем как отправиться в путешествие, лаборь обязательно считал нужным сходить в соседнюю деревню Клищ и у местного знахаря спросить: когда, в какие сроки следует выезжать? Считалось, что без совета знахаря ему не повезёт. Ещё одно суеверие: если лаборю в первой же деревне отказывали в подаянии, он обязательно возвращался домой и спустя пару-тройку дней снова отправлялся в дорогу. Наиболее благоприятным периодом для сбора податей считалась осень.

Такой «Нищую» увидел в начале века Марк Шагал. Фото: artsdot.com
Такой «Нищую» увидел в начале века Марк Шагал. Фото: artsdot.com

Каждый лаборь имел при себе книгу пожертвований. Обычно, объяснив, для чего нужны деньги, он предъявлял эту книгу, где указывались имена всех жертвователей и выделенные ими суммы. И не только деньги. Лабори не пренебрегали холстом, пенькой, льном, шерстью, зерном, салом, хлебом. То, что было записано, они обязаны были доставить по месту назначения, а то, что не вносилось в книгу, они употребляли в свою пользу: ехали в ближайший город и продавали. Это был их личный заработок.

-11

Это была трудная работа, ведь мужчины шли или ехали на повозках десятки-сотни километров в любую погоду. Чаще всего они странствовали по городам белорусской земли – Гродно, Минску, Витебску и Могилёву. Почему-то одним из любимых мест была у них Ковенская губерния – северо-западная губерния Российской империи со столицей Ковно (ныне – Каунас). Сохранились сведения, что лабори добирались даже до Ростова и Одессы.

Своё товарищество лабори воспринимали как некий священный союз. Всё то, что они говорили, что делали, что происходило с ними в дороге, они по своим неписаным законам сохраняли в тайне. Даже жёнам не всегда доверяли свои «дорожные тайны».

Яновские дочери профессиональных нищих любили фотографироваться
Яновские дочери профессиональных нищих любили фотографироваться

Они были, говоря современным языком, хорошими психологами, умели разговорить человека, знали, с чего и как правильно начать разговор, с ходу определяли, у кого и сколько можно попросить на пожертвование Церкви.

Яновский эсперанто

Пожилые лабори, которые в силу возраста не могли уже странствовать, передавали своё дело по наследству. Наследовали они и свой особый, придуманный ими язык. Те молодые люди, которые в совершенстве осваивали его, получали возможность заниматься лаборством. Между собой, особенно при людях, они разговаривали исключительно на этом языке, чтобы сохранять тайны своих сделок.

Виктор Васнецов, «Богомольцы». Аркадий Пластов, «Слепцы». Фото: artsdot.com
Виктор Васнецов, «Богомольцы». Аркадий Пластов, «Слепцы». Фото: artsdot.com

В наши дни язык лаборей изучали учёные-филологи и решили, что это искусственный язык, представляющий собой набор слов из различных языков и диалектов – греческого, латинского, немецкого и белорусского языков. Кроме того, было немало просто искажённых слов и новообразований. Однако в основном, язык этот был построен на базе греческого, ведь из истории известно, что первыми в мире лаборями были греко-византийцы.

По сведениям историков, лаборский промысел процветал вплоть до конца 1940-х. Постепенно стал исчезать и язык лаборей. Но в Иванове, на исторической родине лаборей, его считают брендом и, можно сказать, даже исторической достопримечательностью своего города.

Христосование яичками в Иваново
Христосование яичками в Иваново

Местные библиографы Ядвига Шемет и Галина Валовень сумели частично восстановить язык лаборей и создать рукописный «Дыялектычны слоўнік лабарскай гаворкі» («Словарь диалектов лаборского разговора»), в который вошло 299 слов. Самое интересное, что многие слова в их лаборовском значении живы и сегодня, и не только в этих краях. И сейчас есть возможность в этом убедиться:

Забота – морока,
конец – хана,
хорошо – клёво,
пьяный – кирной,
волосы – патлы,
глотать – хавать,
проворный – хваткий,
пить – кирять,
рвать – кромсать,
спать – кемарить,
смешить – хохмить,
крест – ставер,
голова – калган,
дом – хаза,
папиросы – бекасы.
Исаак Аскназий. «Нищий в церкви». 1884 год. yavarda.ru
Исаак Аскназий. «Нищий в церкви». 1884 год. yavarda.ru

Недавно ивановцы, знающие и любящие историю своего Полесского края, выступили инициаторами сбора средств и установки в городе памятника лаборю. Пока не ясно, каким образом будет осуществляться сбор, возможно и родным для этих мест, веками устоявшимся методом.

Галина ТРОФИМЕНКО, Минск

Фото: Архив Мотыльского музея народного творчества, Ивановского центра культуры и народного творчества, из семейного альбома Нины Петровны КУЛИЧ (к слову, её фамилия по мужу Лаборская, так как его дед был христарадником)

© "Союзное государство", № 10, 2021

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы нашего портала на тему
История Союзного государства смотрите здесь

ТОП-3