Найти тему

Про ураганы? Лёд? Пожары? Авианосцы? Пушку Гатлинга? Что это?

Оглавление

Нужно посадить огромный грузовой самолет на футбольный стадион или на авианосец? Нет проблем. Возникла проблема с шасси в Арктике и нужно поменять его на лыжное шасси с реактивной тягой? Нет проблем. Проводится спецоперация, где войскам на земле требуется прикрытие с воздуха? Легко. А может надо поймать…ураган? Вполне! Требуется участие в тушении лесных пожаров? И это тоже про героя этой статьи.

Развитие одного из самых универсальных самолётов в современной истории авиации произошло, как и большинство технологических достижений, во время войны. Когда США влезли в конфликт на Корейском полуострове, то их ВВС столкнулись с серьёзными проблемами при транспортировке грузов. В итоге компания Lockheed Martin по заказу командования ВВС США создала два прототипа самолета YC-130, способных выполнить задачи по переброске грузов и личного состава в отдаленные и труднодоступные районы.

Самолет береговой охраны США C-130 с авиабазы Сакраменто пролетает над озером Тахо.
Самолет береговой охраны США C-130 с авиабазы Сакраменто пролетает над озером Тахо.

Ставка на YC-130 было рискованной, поскольку инвестирование в турбовинтовой самолет в эпоху расцвета реактивной авиации могло запятнать репутацию Lockheed Martin в случае провала проекта. К удивлению "Геркулес" превзошел все ожидания. После успешного испытательного полета 23 августа 1954 года более 40 модификаций самолета пронеслись по небу в поддержку научных и метеорологических исследований, гуманитарных перевозок, боевых действий, дозаправки в воздухе и тушения лесных пожаров.

Охотники за ураганами

"Охотники за ураганами" появились на свет в самый разгар Второй мировой войны, а их история началась с дерзости, когда несколько британских пилотов заключили дружеское пари. Пилот-инструктор подполковник Джо Дакворт на самолете AT-6 Тексан должен был влететь в глаз бури и выйти из него, когда тот налетит на берег в Гавелстоне в обмен…на уважение.

23 июля 1943 года он и его штурман, лейтенант Ральф О'Хейр, вопреки всем правилам, пролетели сквозь шторм. Ветер и дождь были настолько сильными, что, по его словам, это было похоже на то, "будто тебя швыряет, словно тряпичную куклу". Когда они вернулись на базу, другой любопытный офицер метеослужбы, лейтенант Уильям Джонс-Бердик, попросил вылететь еще раз в эпицентр бури, чтобы увидеть все своими глазами. С этого момента Брайанс Филд стал столицей "полетов по приборам" и вершиной испытательных полетов для метеоразведки.

Старший лейтенант Райан Смитс, пилот 53-й эскадрильи метеоразведки, летит на самолете WC-130J Super Hercules в глазу урагана "Дориан" 4 сентября 2019 года у побережья Саванны, штат Джорджия. Во время этой миссии "Дориан" был ураганом второй категории и усилился до третьей категории.
Старший лейтенант Райан Смитс, пилот 53-й эскадрильи метеоразведки, летит на самолете WC-130J Super Hercules в глазу урагана "Дориан" 4 сентября 2019 года у побережья Саванны, штат Джорджия. Во время этой миссии "Дориан" был ураганом второй категории и усилился до третьей категории.

С 1963 года Геркулесы осуществляют полёты внутрь тропических циклонов над северной частью Атлантического океана и северо-восточной частью Тихого океана для получения точных данных об ураганах. В настоящее время эту функцию выполняют 53-я эскадрилья метеоразведки ВВС США и самолёты Национального управления океанических и атмосферных исследований. Считается, что WC-130 - один из самых надежных самолетов в истории метеорологической авиации.

Антарктическая программа

LC-130 появился на заснеженной сцене Антарктиды в 1960 году. Такая среда с меняющимися в мгновение ока условиями требует особого самолета. Эта модификация использует комбинированное шасси - колесно-лыжное. Когда под LC-130 обычная бетонная ВПП, лыжа сдвигается вверх по стойке, а внизу остается колесо. Если предстоит садиться на снежном аэродроме, лыжа опускается. Прозвище этому Геркулесу дали…"Снегирь".

Самолет ВВС США LC-130 в Антарктиде.
Самолет ВВС США LC-130 в Антарктиде.

В рамках миссии Национального научного фонда «Снегирь» перевозит группы ученых и грузы со станции Мак-Мердо (крупнейшей антарктической станции) на Южный полюс для проведения научных исследований. Путь в один конец составляет почти 1200 км.

Но как взлететь с импровизированной взлетно-посадочной полосы, состоящей из шельфового льда? Ответ прост. Инженеры оснастили LC-130 пакетом реактивных ускорителей, называемых JATO, что расшифровывается и переводится как "взлет с помощью реактивной тяги".

Посадить на авианосец 40-тонное чудище?

В октябре и ноябре 1963 года топливозаправщик KC-130F стал самым большим и тяжелым самолетом, который когда-либо успешно садился на авианосец. 40000-килограммовое чудовище совершило 21 посадку с полной остановкой без помощи аэрофинишера на палубу авианосца Forrestal и 21 взлёт без использования катапульты. Lockheed Martin внес несколько незначительных изменений: усилили шасси и поставили доработанную курсо-глиссадную систему. Также на авианосце с палубы убрали все тросы и шланги, прорисовали белые линии середины посадочных полос.

-5

Результаты испытаний показали, что самолету C-130 требуется всего 227 метров для взлета и 82 метра для посадки. В целом были сделаны выводы возможности доставки груза весом не более 10 тонн. Но от идеи отказались в связи с требованиями «ювелирного пилотирования». Лейтенант Джеймс Х. Флэтли, один из пилотов, был награждён крестом лётных заслуг за участие в испытаниях.

Боевое применение

Боевая модификация Геркулеса Attack Cargo-130 (AC-130 gunship), известная под позывным "Super Spook", совершила свой первый боевой вылет 27 сентября 1967 года в Нячанге, Республика Вьетнам. В следующем году появился боевой самолёт AC-130A Spectre, который поддерживал солдат спецназа армии США на земле с воздуха. К 1969 году на AC-130A были установлены пулемёты Гатлинга, а в дальнейшем их оснащали 105-мм пушкой.

Также Геркулесы были вооружены бомбами BLU-82/B (Big Blue 82) в ходе операции "Commando Vault", в рамках которой C-130 должны были нести и сбрасывать бомбы на густую растительность джунглей, уничтожая участки леса в целях расчистки посадочных зон для вертолетов Хьюи. ВВС США использовали их во Вьетнаме, Камбодже и Лаосе, а также во время операции "Буря в пустыне".

За последние 50 лет самолёты AC-130 принимали участие в поддержке спецопераций в конфликтах и войнах, включая операцию "Ярость" (Гренада), операцию "Справедливое дело" (Панама), операцию "Возрождение надежды" (Сомали), операцию "Преднамеренная сила" (Босния) и сегодняшние операции в рамках борьбы с терроризмом. Он остается одним из самых надежных, разрушительных и грозных самолетов в военной истории США.

Борьба с лесными пожарами

Программа обмена Геркулесами между Министерством обороны и Лесной службой США была наполнена противоречиями, скандалами с участием ЦРУ, преступлениями и коррупцией, которые позже были раскрыты в ходе расследований Конгресса. Лесная служба приобрела от 28 до 35 военных самолетов стоимостью от 67 до 80 миллионов долларов за копейки (15 000 долларов за каждый) в ходе односторонней сделки в 1989 году. Самолеты планировалось переоборудовать для борьбы с лесными пожарами на Тихоокеанском побережье. Вместо этого подрядчики Лесной службы незаконно использовали несколько самолетов C-130 для перевозки незаконных грузов по всему миру для частных компаний и тайных военных операций.

Самолет C-130 H из 302-го авиакрыла резерва ВВС Колорадо сбрасывает ретарданты на пожар Спрингс возле Бэнкса, штат Айдахо, 10 августа 2012 года.
Самолет C-130 H из 302-го авиакрыла резерва ВВС Колорадо сбрасывает ретарданты на пожар Спрингс возле Бэнкса, штат Айдахо, 10 августа 2012 года.

Некоторые из них были разобраны на запчасти и проданы за наличные. Другие исчезли, пока случайно не появились на аэродромах в Кувейте, но несмотря на это, Геркулесы участвовали в операциях по тушению лесных пожаров с 1974 года. Они использовали модульную систему воздушного пожаротушения (MAFFS), которая позволяет вмещать 15000 литров воды или антипирена.

В заключение хочется отметить, что “Геркулес” самый распространённый транспортный самолёт средней грузоподъёмности, эксплуатирующийся в 65 странах мира. За более чем полвека было выпущено более 2600 самолетов различных модификаций.

Благодарю Вас за внимание и до новых встреч!

Если Вам понравилась статья, делитесь, комментируйте и ставьте лайк, это помогает каналу.

Также Вы можете прочитать другие статьи канала

Как НАТО планирует использовать Геркулесы в войне с Россией или Китаем. Разберемся по порядку.

Кто отец революции в авиации?

Русская мафия уверена, что встретилась с "Эскобаром" или как спасли Тарзана из лап московской братвы из-за вертушек для картеля

Школьный учитель с гранатометом? Или история о Безумном майоре против танков.

Foo Fighters и НЛО? История о лётчиках, летающих тарелках и барабанщике Nirvana.

Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала. Также подписывайтесь на телеграмм-канал. Спасибо за то что читайте публикацию.

С Уважением.