Найти в Дзене
МеркасолРус

Как масло двигатель моет

Нет, нет, это не о промывочной жидкости. Это о современном моторном масле и повседневной эксплуатации. Канули в Лету времена, когда неприхотливые низкооборотные двигатели с невысокой степенью сжатия заправлялись древней минералкой, содержащей минимум присадок. Срок замены масла составлял 1 тыс. км. Особенности работы современных двигателей влекут за собой (вот она, обратная сторона прогресса!) усиленное образование нагара и шлама, особенно зимой в городском режиме «stop and go». При работе на маслах «давно забытых дней» высокофорсированный двигатель выйдет из строя буквально через несколько десятков часов. Моторист, взявшийся его реанимировать, ужаснется: поршневые кольца закоксованы, шейки коленчатого вала задраны, кулачки изношены сверх всякой меры, толкатели истерзаны питтингом... К счастью, в современном масле есть присадки. Они не допустят печального финала. Вот беззольные дисперсанты. Их задача – удерживать загрязнения в мелкодисперсном состоянии. Иначе сетка маслоприемника будет

Нет, нет, это не о промывочной жидкости. Это о современном моторном масле и повседневной эксплуатации.

Канули в Лету времена, когда неприхотливые низкооборотные двигатели с невысокой степенью сжатия заправлялись древней минералкой, содержащей минимум присадок. Срок замены масла составлял 1 тыс. км.

Особенности работы современных двигателей влекут за собой (вот она, обратная сторона прогресса!) усиленное образование нагара и шлама, особенно зимой в городском режиме «stop and go». При работе на маслах «давно забытых дней» высокофорсированный двигатель выйдет из строя буквально через несколько десятков часов. Моторист, взявшийся его реанимировать, ужаснется: поршневые кольца закоксованы, шейки коленчатого вала задраны, кулачки изношены сверх всякой меры, толкатели истерзаны питтингом... К счастью, в современном масле есть присадки. Они не допустят печального финала.

Вот беззольные дисперсанты. Их задача – удерживать загрязнения в мелкодисперсном состоянии. Иначе сетка маслоприемника будет забита, в картере появятся отложения, масляные каналы окажутся закупоренными сгустками, напоминающими по консистенции майонез.

Но дисперсанты не только поддерживают частицы во взвешенном состоянии – они способствуют их измельчению. И не допускают коагуляции, благодаря чему масляный фильтр долгое время остается работоспособным.

Масло может гонять мельчайшие частицы грязи «по кругу» чуть ли не бесконечно – они не слипаются, не оседают, не пригорают. Что сказать на это? Да пусть себе гоняет. И если двигатели современных грузовых автомобилей, эксплуатируемые в междугородних перевозках, способны работать 80–100 тыс. км без замены масла и фильтра, в этом немалая заслуга беззольных дисперсантов. Кроме того, высокая дисперсность частиц препятствует интенсивному росту вязкости масла.

Итак, дисперсанты способствуют чистоте масла. Однако классическими моющими присадками являются детергенты.

Фактически это мыла, но растворимые не в воде, а в масле. Их задача – предотвращение отложений нагара и лака на наиболее нагретых участках деталей. В первую очередь это верхняя часть поршня – твердый нагар на ней способствует полировке цилиндра при перекладке. А рядом – поршневые канавки. Образование нагара в них вызовет закоксовывание поршневых колец.

Внутренняя поверхность днища вблизи поршневого пальца просто обязана быть чистой, иначе отвод теплоты от поршня резко ухудшится. А ведь эта область непрерывно омывается маслом – в некоторых двигателях разбрызгиванием, а в некоторых принудительно, под давлением. Масла здесь бывает много, а вот отложений быть не должно. Обычно в масло вводят не один детергент, а их комбинацию.

Рисунок Татьяны Мошкалевой
Рисунок Татьяны Мошкалевой

Заканчивая «чистую» статью, отметим, что быстрое потемнение масла после его замены не должно настораживать владельца автомобиля. Потемнение означает, что дисперсанты и детергенты хорошо выполняют свои задачи – очищают внутренности мотора.