Найти тему

99. Опять об этрусках. Кто прав?

Дорогие друзья!

10 ноября 2024 года вышел в свет первый том моей 4-х томной книги "История происхождения многонационального народа российского". Он охватывает период с момента возникновения Хомо сапиенс и до прихода предков многих россиян к берегам Финского залива примерно 5400 лет назад, когда они образовали культуру "тысяч кораблей". Книгу можно приобрести непосредственно в московском издательстве "Академический проект" (1220 руб.) или в OZON (1400 руб.). Первые 40 страниц первого тома посвящены доказательству внешнего воздействия на ДНК Хомо сапиенс примерно 88-68 тысяч лет назад, которое произошло одновременно на территории Африки и Индии.

Все строки ниже написаны в ответ на недавнюю статью А.А. Клёсова, президента Академии ДНК-генеалогии: «В очередной раз о «гибридной истории» Б.И. Попова, члена Академии ДНК-генеалогии», в которой есть целый ряд критических замечаний к моей ранее опубликованной статье: «Куда ушли этруски?»

(Попов Б.И. Вестник Академии ДНК-генеалогии. 2020. Т.13 № 1 С. 76-134 и № 7 С. 1029-1076.)

Дело в том, что согласно выполненному мной комплексному анализу различных исторических фактов получается, что подавляющая часть этрусков после целого ряда тяжёлых поражений от римлян была вынуждена покинуть территорию Италии и уйти по древнему янтарному пути на север Польши. В последующем многие их потомки в начале VI века опять же были вынуждены уйти с территории Польши и Восточной Пруссии ещё дальше на восток, где вместе с некоторыми другими родственными племенами стали носить имя кривичей. Так на территории будущей Руси появились псковские, полоцкие и смоленские кривичи. Такой же путь с территории Польши проделали вятичи и радимичи. Об особом сходстве народных обычаев именно этих племён в своё время писал ещё летописец Нестор (1056-1114). Их потомки все вместе составляют сегодня значительную часть русского и белорусского народов.

Анатолий Алексеевич в своём публичном выступлении 21 октября 2021 г. в Школе здравого смысла, которое тоже было посвящено этрускам, высказал совершенно иное мнение: этруски из Италии никуда не уходили, а просто там «растворились». Кроме того, они же, возможно, находятся в близком родстве с басками.

( https://www.youtube.com/watch?v=4ppQB0hfPsQ&t=9s)

Таким образом, мной и Анатолием Алексеевичем были сделаны совершенно противоположные выводы об этрусках. Поэтому возникает вполне логичный научный спор о том, как же всё-таки в действительности могла сложиться судьба этрусков и кто является их близкими сородичами. И этот спор, конечно же, надо решать с помощью научного подхода. Разрешение его особенно важно, ведь от итогов этого научного спора зависит многое: сможем ли мы когда-нибудь узнать истину о происхождении русского народа?

В связи с этим попробую ещё раз объяснить свой подход, свой метод.

Во-первых, для анализа мной ранее были использованы и в этот раз опять же намерен использовать прежде всего различные письменные первоисточники, которые оставили нам древние историки Эллады и Рима, современники этрусков. К ним же следует присовокупить древние польские, литовские и русские предания и летописи, а также древние предания датчан.

Во-вторых, письменные первоисточники следует обязательно перепроверить с помощью соответствующей информации современных археологов о происхождении той или иной археологической культуры, носители которых могли упоминаться в выше названных древних письменных документах.

И, наконец, в-третьих, предварительные выводы, полученные на основе анализа письменных источников и информации археологов желательно перепроверить и с помощью ДНК-генеалогии. Надеюсь, что такой комплексный научный подход в решении научного спора не должен вызывать возражений.

Итак, первый вопрос: что случилось с этрусками после целого ряда военных поражений от римлян? Остались они на территории Италии, «растворились» в ней или всё же покинули её?

Ответы на эти вопросы можно найти в соответствующих древних письменных первоисточниках. Среди них, например:

Тит Ливий. «История Рима от основания города»;

Литовские летописи о происхождении литовских князей;

Хроника Быховца о происхождении литовских князей;

Русские предания о происхождении Рюрика.

К ним можно добавить:

материалы «Советской исторической энциклопедии» об этрусках;

исследования современного иностранного историка Агнес Карр Вогэн, изложенные ею в книгах об этрусках.

Для поиска ответа на этот же вопрос может быть также использована информация современных археологов о слагаемых Поморской и Пшеворской археологических культур. Надеюсь, что эти источники также ни у кого не должны вызывать возражений.

Итак, какие события, согласно этим источникам, происходили в Этрурии, то есть в стране этрусков:

«…когда в 406 году до н.э. вспыхнула новая война, Вейи (один из двенадцати основных городов Этрурии – Б.И.) собрались с силами и приготовились к суровому испытанию. После десяти лет упорного сопротивления город пал и был сожжён… Дома и улицы Вей оставались безлюдными на протяжении трёхсот лет…»

Почему же обезлюдел город Вейи? Согласно этим строкам, всё оставшееся в живых население города Вейи после поражения в войне покинуло город и куда-то бежало.

После опустошения Вейи печально сложилась судьба также и остальных одиннадцати центров Этрурии:

Клевсин – завоёван ромеями в V в. до н.э. после чего исчез из истории на несколько веков. Согласно этой информации население города Клевсин после поражения в войне опять же, как и в городе Вейи, куда-то было вынуждено бежать;

Каисра – завоёвана ромеями в 358 г. до н.э. и была переименована в Цере. В этом случае город не обезлюдел, хотя часть горожан могла покинуть его;

Арреций – завоёван ромеями в 311 г. до н.э. и частично разрушен. Согласно этой информации, по крайней мере, часть населения города Арреций, чьи дома были разрушены ромеями, были вынуждены покинуть город;

Куртун – завоёван ромеями в 310 г. до н.э. и частично разрушен. Согласно этой информации, в этом городе могла возникнуть та же ситуация, что и в Арреции;

Перузия – завоёвана ромеями в 310 г. до н.э.;

Тархна – после войн с ромеями в 359-351 и 310-308 гг. до н.э. на месте города осталось лишь небольшое селение. Согласно этой информации, большая часть населения города Тархна после войны с ромеями также была вынуждена куда-то бежать.

Вульчи – завоёвана ромеями в 280 г. до н.э.;

Велана – завоёвана ромеями в 264 г. до н.э.;

Пуплуна – захвачена войсками Суллы в I веке до н.э. после чего начался её упадок. Согласно этой информации, по крайней мере, часть населения Пуплуны также была вынуждена покинуть город.

Ватлуна – судьба неизвестна;

Велатрий – судьба неизвестна.

-2

А вот какие реальные события происходили в Этрурии уже в самом конце III в. до н.э.:

«36…(10) В это время (204 до н.э. – Б.П.) консул Марк Корнелий на другом конце Италии удержал в повиновении Этрурию, которая в надежде на перемены перекинулась было к Магону (военачальнику Ганнибала – Б.П.). Корнелий внушал страх не столько оружием, сколько судебными разбирательствами. (11) Он вёл расследование вполне беспристрастно; сначала многие знатные этруски, договаривающиеся с Магоном лично или через послов об отпадении своих народов, предстали перед судом и были осуждены(то есть казнены – Б.П.). (12) Потом те, кто сознавал свою вину, добровольно ушли в изгнание и были осуждены заочно: себя они спасли, оставив казне имущество – свидетельство их вины».

Согласно этим строчкам, написанных Титом Ливием, часть знатных этрусков в 204 г. до н.э. была казнена, а остальная часть этрусков ушла куда-то в добровольное изгнание, бросив всё своё имущество.

Тот же Тит Ливий далее в своей книге пишет, что в 183 году до н.э. территория, на которой прежде жили этруски, была заселена вначале бойями, а после них - римскими гражданами:

«55…(6) Триумвирами по обустройству колонии были выбраны Публий Сципион Назика, Гай Фламиний и Луций Манлий Ацидин. (7) Мутина и Парма в этом году (183 до н.э. – Б.П.) были тоже колонизованы переселенцами из числа римских граждан. По две тысячи человек было поселено в каждой колонии, на территории, недавно принадлежавшей бойям, а ещё раньше этрускам».

В I веке до н.э. вытеснение и уничтожение оставшихся в живых этрусков продолжилось: «Диктатура Корнелия Суллы сопровождалась невиданным ещё в Риме террором, жертвами проскрипций пало около 4,7 тысяч римских граждан, были истреблены целые племена (самниты, этруски). Корнелий Сулла и его приспешники разбогатели на конфискациях имуществ».

Согласно этим строкам, в I веке до н.э. оставшиеся в живых племена этрусков подверглись массовому уничтожению. В результате все их тогдашние города опустели.

«Сулла обрушил на этрусков, поддерживавших его противников, чудовищную месть. Спастись удалось совсем немногим. Чтобы населить опустошённые этрусские города, Сулла отправил в них римских колонистов. В 88 году до н.э. Сулла умер от разрыва кровеносного сосуда. По этрусской хронологии, этот год отмечает конец существования Этрурии».

Согласно этим строкам, лишь небольшой части этрусков всё-таки каким-то образом удалось сохранить свою жизнь. При этом кто-то из них мог спастись бегством, оставив после себя опустевшие жилища, а кто-то мог всё-таки остаться на месте в надежде на счастливый случай.

Какова же была судьба тех римских колонистов, которые заселили эти опустошённые этрусские города, рядом с которыми могли находиться немногие спасшиеся этруски?

«Через три года после убийства Цезаря, произошедшего в 44 году до н.э., брат Марка Антония Луций, бежавший от Октавиана (будущего императора Августа), укрылся в Перузии (город в Этрурии – Б.П.), где нашёл множество сторонников среди патрициев. Когда Октавиан осадил Перузию, голод вынудил её защитников сдаться… В городе воздвигли алтари, один из которых был посвящён Юлию Цезарю. Перед этими алтарями и были убиты триста сенаторов…»

Согласно этим строкам, какое-то население бывших этрусских городов опять подверглось нападению ромеев. Кто-то был казнён, а кто-то мог опять же куда-то бежать. Вот какие ужасные кровавые события происходили на земле Этрурии, начиная с 406 года до н.э. и по 44 год до н.э. Как следует из этих текстов, каждый раз какая-то часть этрусков была убита, а какая-то часть была вынуждена покидать свою страну, оставляя прежние города и земли вокруг них безлюдными. Вот как на деле происходило «растворение» этрусков. Вначале «растворились» жители города Вэйи, а в самом конце – уже жители Перузии.

Итог этих несчастий этрусков подведён строками современного иностранного историка: «Расцвет и падение этрусской культуры были невероятно быстрыми: словно по роковому велению судьбы, в которую этруски свято верили, этот народ бесследно исчез, пройдя свой короткий, но славный путь…»

Этруски бесследно исчезли! Исчезли где? Исчезли с территории Италии. Однако это вовсе не означает, что этруски не могли появиться вновь в каком-то ином месте.

Последними беженцами из Этрурии, согласно литовским летописям, были предки литовских и русских князей, которые покинули Италию уже в 16 году н.э. во времена императора Нерона.

«…по Клавдию сын его Нерон; так был окрутный, же и власную матку свою и научителя своего Сенеку без причины казал забити и килкокрот казал мЂсто Рим запалити не для чого иншого, тылко, абы ся на огонь смотрЂл и тЂшил. Княжатом и паном римским и всей речи посполитой великие кривды и утиски чинил, a так кождый подданый для великой окрутности его не был маетковь и здоровя своего безпечен. И так многие, покидавши маетности свои, утЂкали до инших панств, шукаючи покою. B той час одно княжа римское, Палямон, Неронов повинный, зобравшися з жоною и дЂтми своими и поддаными, зо всЂми скарбы, з которым было o пятьсот от шляхты римской, также з жонами и дЂтми, взявши з собою едного австронома, пошли в окрутах Mopeм, шукаючи собЂ мЂстца слушного, где бы мЂлы И посЂлитися и мешкати в покою. A межи тою шляхтою были четыри домы найвышшии: перший з гербу Катовруса Доспронгус, другий з гербу Колюмнов Просперце Спримнус, Корсинус и Улиянус, и Гектор з гербу Рожей. И так оный немалый час по мору ходячи, пришли в Межиземское море и дошли реки Кисага, a тою рекою в самое море Окиян (мает быти море Балтицкое або Венедицкое), a морем Окияном вышли до устя реки в Корлянского моря, где Немен рЂка в тое море впавши (недалеко от Клойпеды або Ланела, замку велми оборонного пруского), до мора Балтицкого або Венедицкого впадает. A потом Немном вошли в море Курляндское або Немново, a то для того зовется, ижь Немен в тое море Курляндское впадает дванатцетма мЂсци, a кождое называют своим прозвизском, межи которыми называют едно усте Гексия. Оны пошли ку горЂ против воды, на поле: Дубаса река…»

«А князь по имени Аполлон (Полемон), который тоже забрался в то место… И было с ним пятьсот человек римских дворян, и между ними на острове оказалось четыре рода римских дворян: из герба Китовраса Довспрунк, из герба Колюмнов Прешпор Цезарин, а из герба Урсеинов Юлиан, а из герба Розы Торого. И пошёл морем между землей, и взял с собой одного астронома, который астроном понимал по звёздам, и пошли на кораблях морем на север, и обойдя Францию и Англию, и вошли в королевство Датское, а в королевстве Датском вошли в море океан, и морем океаном дошли до устья, где река Неман впадает в море океан…».

«Публий Либа Палемон, великий князь гертурский (этрурский – Б.П.) пришёл в страну Литовскую в 16 году. Прочие 4 князя: Дорспрунг герба Книтавр; Проспер Искарин герба Колюмн, се есть столб; Илион Урсин, герб Медведь, Гекипор Гастолер, герб Кринтий. Плыли из реки Тивер в Тиренское море, Междоземное, в западные страны, в Немецкий океан между Англией и Фландрией, королевство Датское в Зунд, море Балтийское в Немень».

-3

«… Рюрик со братиею произошли от Пруса, двоюродного брата кесаря Августа, и будто их предки пришли из Италии купно, со Полемоном, или Публием Ливоном, князем Римским, и с ними двести пятьдесят благородных римлян, в числе которых были первейших родов Урсины, Коломны, Кесарины и Кентавры, в кораблях морем Средиземным около Гишпании и Португалии сквозь Зунт в Варяжское море».

После внимательного изучения всех выше перечисленных древних письменных первоисточников какой же окончательный вывод следует сделать? Остались этруски в Италии или практически все, сумевшие сохранить свою жизнь, были вынуждены бежать оттуда куда глаза глядят?

Лично мной сделан вывод о том, что почти все оставшиеся в живых этруски покинули Этрурию навсегда. Ведь если бы этруски оставались в Италии, то тогда почему «этрусское не читается»? Разве этруски вдруг ни с того, ни с сего забыли свою грамоту и перестали понимать свою письменность? А может не читается просто потому, что никого из этрусков уже не было на территории Этрурии? Ромеи их языка и письменность никогда не знали. Никаких книг и документов, написанных этрусками, не сохранили. Остались только каменные надгробия. Поэтому вывод может быть только один: читать надписи, оставленные этрусками, было просто уже некому. Являются ли такие мои выводы фантазийными, как утверждает А.А. Клёсов, или они всё-таки основаны на вполне конкретных исторических фактах?

Анатолий Алексеевич делает противоположный вывод: все этруски остались на месте и просто «растворились» в среде ромеев. При этом в своём публичном выступлении 21 октября он совсем не вспоминал о том, что писали древние и современные историки об этом их «растворении». Надеюсь, если бы он был заранее знаком со строками, написанными не мной, а выше упомянутыми древними и современными историками, то мог бы сделать совсем иной вывод.

Второй вопрос. Если этруски всё-таки уходили из Италии в разное время и разными группами, то куда они могли уходить? В каком направлении?

Что касается тех из них, кто покидал Этрурию в 16 году н.э., то свидетельства об этом сохранились (см. выше). Все они оказались на территории Литвы и Пруссии (Восточной). А вот куда могли бежать те этруски, которые сделали это гораздо раньше: в 406, в 204 годах до н.э. и позднее уже во времена Суллы и Цезаря?

Для поиска ответа на этот вопрос можно использовать следующие первоисточники:

1). Польские предания о городе Туске;

2). Информацию археологов о свойствах Поморской и Пшеворской археологических культур;

3). Информацию А.А. Клёсова о субкладах представителей Поморской культуры.

Известно, что город Туск был основан более 2000 л.н. в 80 км к северу от Варшавы. Вот предание на польском языке о страшном пожаре, произошедшем в этом городе: «Legenda głosi „Dawno, dawno temu nad rzeką Pełtą, zwaną niegdyś Poltawia lub Peltavia, wznosiła się niewielka osada zwana Tuskiem. Miała ona charakter bardziej handlowy niż strategiczny, ponieważ przechodziły przez nią szlaki handlowe. Osadnicy żyli szczęśliwie do czasu tragicznego wypadku. Pewnej nocy nad osadą zawisły ciemne chmury i rozpętała się burza. Nagle piorun uderzył w jedną z drewnianych chat, która po chwili stanęła w płomieniach, a od niej zaczęły płonąć kolejne. Po ugaszeniu straszliwego pożaru została tylko połowa osady, którą od tej pory nazwano Pułtuskiem”. Stąd dzisiejsza nazwa miasta».

Согласно этому преданию, после страшного пожара половина города Туска сгорела, поэтому он был переименован в Пултуск – Половина Туска. Такое название город носит до сих пор.

Вот такое же предание на русском языке: «Давным-давно на реке Пелта, которую в старину звали Полтавиа или Пелтавия, возвышалось маленькое селение, название которого звучало Туск. Поселение было невелико, имело значение скорее торговое, чем стратегическое. Сквозь него проходили торговые маршруты. Поселенцы жили зажиточно и счастливо до времени трагического случая. Однажды ночью, над селом повисли темные тучи и грянула гроза. Вдруг молния ударила в одну деревянную хату. Изба быстро загорелась и спустя несколько минут вспыхнули и другие дома. Алая заря воцарилась над деревней. Когда наконец потушили страшный пожар, оказалось что огонь спалил половину селения, которое с тех пор стали называть Пултуском».

Согласно иным преданиям, город был разрушен не во время пожара, а во время наводнения. Вот предание об этом английском языке: «According to a legend, the town initially was known as Tusk; however, after a flood that destroyed half of the city, it was renamed as Pułtusk (Pół–or puł–being a Polish prefix for a half)».

Такое же предание на русском языке: «Согласно легенде, город изначально назывался Туск, но после наводнения, уничтожившего половину жителей, получил название Пултуск (пул – половина)».

В академической энциклопедии на английском языке приводится предание о разрушении города Туска во время землетрясения: «According to a legend, the town initially was known as Tusk. After an earthquake destroyed half of the city it was renamed to Pultusk (Pol – or pul – being a Polish prefix for a half). However, scientists assume that the town got its name after a small river named Pelta».

Предания разные, а суть одна. Вначале город назывался Туском, а после пожара, наводнения или землетрясения половина города была уничтожена, и он стал называться Пултуском. Кем же мог быть основан этот город Туск? Если исходить из его названия, то этот город мог быть основан какими-то тусками. Но именно так в Италии именовали этрусков: «2. Римляне называют тирренцев этрусками и тусками. Греки же, как передают, назвали их так по имени Тиррена, сына Атиса …»

Какой вывод можно сделать на основании перечисленных преданий? Только один: в основании города Туска могли участвовать туски, то есть этруски. Следовательно, можно вправе предположить, что некоторые этруски после бегства из Этрурии могли оказаться на территории Польши, где в то время жили племена Поморской, а затем и Пшеворской археологических культур.

Этот предварительный вывод теперь следует перепроверить с помощью археологов. Смогут ли они подтвердить его? Вот что они же пишут о местной Поморской археологической культуре, которая существовала в VII-III вв. до н.э.:

«Помо́рская культура(померанская культура, восточнопоморская культура, вейхеровско-кротошинская культура; устаревшие названия – культура ящичных погребений, культура лицевых урн; польск. kultura pomorska) – археологическая культура железного века (VII-III вв. до н. э.), расположенная на территории современных Польши, Украины и Белоруссии… Имела связи с цивилизацией этрусков: на это указывают находки изделий из балтийского янтаря в Этрурии и этрусских изделий на балтийском побережье. А.Г. Кузьмин высказал предположение, что контакты между этрусками и носителями поморской культуры осуществлялись адриатическими венетами. По мнению М.И. Артамонова, носителями поморской культуры были венеды».

На основании этой информации археологов получается, что Поморская культура действительно была связана с цивилизацией этрусков. Поэтому вовсе не случайно в ареале этой культуры мог возникнуть и город, носящий имя этрусков-тусков.

-4

Поморская культура

Позднее в ареале Поморской культуры возникла следующая археологическая культура, более поздняя, Пшеворская.

-5

Пшеворская культура

«Пшево́рская культура – археологическая культура железного века (II века до н.э. – IV век), распространённая на территории южной и центральной Польши… Данная культура развивалась из культуры подклёшевых погребений при влиянии латенизированных культур… Иногда культуру называют провинциально римской, поскольку при раскопках захоронений обнаруживают большое количество фрагментов римских кольчуг, которые использовались германскими наёмниками из вспомогательных частей римской армии. При раскопках памятников данной культуры также находят застёжки-фибулы. Носители пшеворской культуры имели развитое вооружение: мечи, дротики. Керамика изготавливалась с использованием гончарного круга… Одни исследователи считают данную культуру славянской и отождествляют её носителей с венедами. Писатели древнеримской эпохи описывали эту территорию как занятую лугиями, активно воевавшим с римлянами в годы Маркоманской войны. Основу населения зубрецкой (волыно-подольской) группы пшеворских памятников составляли славяне. В пределах западной части территории пшеворской культуры, как считают, находились мелкие германские племена гельвиконов, гарниев, гелизиев, манимов и наганарвалов. Некоторые исследователи отождествляют (включают в состав) носителей пшеворской культуры со славянами и кельтами. Однако не просматривается и полной преемственности с более поздними культурами: после IV века (нашествия гуннов) пшеворские памятники в Польше неизвестны. Часть пшеворских традиций наследует пражско-корчакская культура… У представителей пшеворской культуры определены митохондриальные гаплогруппы H5 и U5a».

Согласно этой информации археологов получается, что Пшеворская культура в период II век до н.э. – IV век н.э. опять находилась под влиянием каких-то выходцев из Италии.

Однако не удовольствуемся этими предварительными выводами, полученными с помощью преданий о городе Туске и информации археологов, и попробуем перепроверить их ещё раз уже с помощью генетиков и ДНК-генеалогии.

Палеогенетики сделали анализ ДНК трёх человеческих останков, которые были найдены среди этрусков в городе Чивитавеккья. Они жили примерно 2700-2600 л.н. Мужчина R474 имел субклад J-M12>L283>CTS6190 и митосубкдад H. Одна женщина R473 имела митосубклад U5a1. Кстати, такой же митосубклад был обнаружен и у женщин Пшеворской культуры (см. выше). Вторая женщина R475 в Чивитавеккья имела митосубклад T2b32.

Останки массы других древних жителей Этрурии до сих пор оставались вне поля зрения. Поэтому делать серьёзные выводы о том, какие именно У-хромосомные семьи были распространены среди этрусков, пока не было возможности.

К северу от Рима в Monterotondo были найдены останки тех людей, кто жил на несколько веков позже, примерно 2027-1700 л.н. Были ли это потомки этрусков, неизвестно. Анализ ДНК их останков дал следующие результаты:

R1548 – субклад R1a-F1345 и митосубклад H2a

R1547 – субклад J-CTS5368 и митосубклад K1a7

R1549 – субклад J-CTS5368 и митосубклад U5b2b3

R1550 – субклад J-M67 и митосубклад T2c1c

R1551 – субклад J-L26 и митосубклад H.

В своём публичном выступлении А.А. Клёсов приводил последние данные генетиков Италии и некоторых других стран о субкладах 44-х найденных останков этрусков, но при этом высказывал вполне обоснованное сомнение в том, что это действительно могли быть этруски. Ведь известно, что этруски своих умерших обычно сжигали, а оставшийся пепел ссыпали в погребальные урны. Поэтому сохранившиеся костные останки вполне могли принадлежать не этрускам, а их соседям.

Вот и сами итальянские генетики в своей статье указывают на то, что исследуемые ими костные останки возрастом от 800 г. до н.э. до 1 г. н.э. принадлежат каким-то бывшим жителям Центральной Италии. Кто именно это был, неизвестно. Вполне возможно, что это могли быть, например, умбры, которые действительно проживали в Центральной Италии (см. карту ниже). Из них 70% имели субклад R1b, 20% - субклад G2 и 5% - субклад J2.

-6

Костные останки одного человека (TAQ020), найденные вТарквинии, датируются 89-236 гг. н.э., когда этрусков там давно уже не было. Его субклад – J2-Z2229. Костные останки ещё одного человека, найденные на территории бывшей Этрурии в Кастелло-ди-Казеноволе к северу от бывшей Ватлуны (CSN009), датируются 427-265 гг. до н.э. Его субклад R1b-P312.

Этих данных, конечно же, недостаточно для серьёзного анализа. Поэтому попробуем в своих размышлениях пойти другим путём и ещё раз прибегнуть к помощи самого Анатолия Алексеевича. Дело в том, что именно он приводит некоторые данные предполагаемых сегодняшних потомков Поморской археологической культуры, которая, как утверждают археологи (см. выше), была тесно связана с этрусками. Оказывается, согласно его выводам, их потомки относятся к У-хромосомному семейству R1a и имеют следующие субклады: Z280, CTS1211, CTS3607, Y34, CTS3402 и L365. При этом он же рассчитал, когда, теоретически, мог родиться общий предок всех этих потомков. Согласно расчётам А.А. Клёсова и расчётам компании YFull получается, что время рождения общего предка вроде бы случайно совпадает со временем проживания этрусков на территории Италии (см. рис. 72)

-7

С помощью базы данных компании YFull можно теперь попробовать выяснить, есть ли среди отдельных нынешних жителей Италии носители точно таких же субкладов: Z280, CTS1211, CTS3607, Y34, CTS3402, L365. Оказалось, что в Италии, действительно, очень редко, но всё же встречаются члены точно таких же У-хромосомных семей. Среди них итальянцы: YF64999, ERS256943, YF67266, YF16502, YF11538, YF02293, ERS256944, ERS256946, ERS256945. Итого компания YFull на 18 декабря 2021 г. показывает 9 человек. С помощью той же компании YFull можно теперь попытаться узнать, кто же является их самыми близкими сородичами.

Согласно генеалогическому древу У-хромосомного семейства R1a и базы данных компании YFull, можно увидеть, что некий ныне живущий итальянец YF64999 является членом У-хромосомной семьи R1a-Z282>Z280>CTS1211>CTS1211*

Эта семья возникла очень давно, примерно 4600 л.н., то есть за несколько тысяч лет до появления на исторической сцене этрусков. Сородичами этого итальянца по старшей семье CTS1211 являются отдельные жители следующих стран: Британии, Португалии, Испании, Франции, Германии, Австрии, Словении, Боснии, Черногории, Хорватии, Болгарии, Румынии, Венгрии, Чехии, Словакии, Украины, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии, Дании, Швеции, Норвегии, Белоруссии, России, Турции, Азербайджана, Казахстана и Китая. Значительную часть территории между Британией и Китаем 4600 л.н. занимали племена культуры боевых топоров и шнуровой керамики (КБТШК). Поэтому можно предположить, что все выше перечисленные люди являются потомками того человека, который жил именно среди этих племён.

Второй итальянец ERS256943 является членом У-хромосомной семьи R1a-Z282> Z280>CTS1211>YP343>YP340>YP371>YP372>YP372*. Эта семья является другой младшей ветвью старшей семьи CTS1211 и образовалась намного позднее, примерно 2200 л.н., то есть в то время, когда этруски уже существовали. Самыми близкими сородичами этого итальянца являются жители Польши(!), Германии и России. Их общий предок мог жить примерно 2400 л.н.

Третий итальянец YF67266 является членом У-хромосомной семьи R1a-Z282> Z280>CTS1211>YP343>YP340>P278.2. Эта семья тоже является младшей ветвью семьи CTS1211 и возникла примерно 3100 л.н. Самым ближайшим сородичем этого итальянца является житель Чехии. Более дальние их сородичи проживают в Словении, Германии, Австрии, Венгрии, Словакии, Польше, Белоруссии и России.

Четвёртый итальянец YF16502 входит в состав У-хромосомной семьи R1a-Z282> Z280>CTS1211>Y35>CTS3402>Y33>CTS8816>Y3301>YP311>YP311* Эта семья также является младшей ветвью всё той же семьи CTS1211 и образовалась примерно 3200 л.н. Самыми ближайшими сородичами этого итальянца являются жители Польши(!) и Украины.

Пятый житель Италии YF11538 входит в состав У-хромосомной семьи R1a-Z282> Z280>CTS1211>Y35>CTS3402>Y33>CTS8816>Y2902. Эта семья также является младшей ветвью всё той же семьи CTS1211 и образовалась примерно 4200 л.н. Его самым ближайшим сородичем является житель России в Ставропольском крае. Их более дальние сородичи проживают в Словении, Албании, Боснии, Хорватии, Сербии, Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Германии, Дании, Швеции, Польше, Литве, Украине, Белоруссии, России, Финляндии, Турции и Казахстане.

Шестой, седьмой и восьмой жители Италии ERS256944, ERS256946, ERS256945 входят в состав той же самой У-хромосомной семьи, но в её младшую ветвь: R1a-Y2902>Y1396. Она возникла примерно 2500 л.н. Ближайшими сородичами этих итальянцев являются жители Албании, Словении, Боснии, Хорватии, Сербии, Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Германии, Дании, Швеции, Польши, Литвы, Украины, Белоруссии, России, Финляндии, Турции и Казахстана.

Девятый житель Италии YF02293 входит в состав другой ветви У-хромосомной семьи R1a-Z282>Z280>CTS1211>Y35>CTS3402>Y33>CTS8816>Y2902>YP3994>3994* Она возникла примерно 2400 л.н. Самыми ближайшими сородичами этого итальянца являются жители Албании. Их более дальние сородичи проживают тоже в Словении, Албании, Боснии, Хорватии, Сербии, Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Германии, Дании, Швеции, Польше, Литве, Украине, Белоруссии, России, Финляндии, Турции и Казахстане.

Что касается членов самой младшей У-хромосомной семьи R1a-Z282>Z280> CTS1211>Y35>CTS3402>YP237>YP235>YP234>YP238>L365, отнесённой Анатолием Алексеевичем к потомкам племён Поморской культуры, то среди них жителей Италии пока не обнаружено.

Среди некоторых отдельных жителей современной Италии есть также иные члены семейства R1a. Эти семейства образуют три разные группы: R1a-Z92, R1a-PF6155 и R1a-Z93.

Первая группа итальянцев тоже представляет собой потомков большой У-хромосомной семьи R1a-Z280, но только совсем другой ветви – Z92:

R1a-Z280>Z92>Z685>YP270>CTS4648>YP1408>Y13891>Y13891*. Эта семья возникла примерно 2100 л.н. При этом самым ближайшим сородичем итальянца ERS256942 является житель Черногории. Более дальние их сородичи проживают в Польше, Литве, Белоруссии, Эстонии, Финляндии и России. Их общий предок мог жить примерно 2300 л.н.

R1a-Z92>Y4459>YP617>YP573>YP573*. Эта семья возникла примерно 3100 л.н. и является братской по отношению к предыдущей. При этом самые близкие сородичи итальянца YF05011 проживают в Болгарии, Украине, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Финляндии, Норвегии, Белоруссии, России и Казахстане. Их общий предок мог жить примерно 3600 л.н., то есть за несколько веков до того, как этруски прибыли в Италию.

Исходя из выше изложенного получается, что у нынешних жителей Польши, предки которых, согласно выводам А.А. Клёсова, могли быть представителями Поморской и Пшеворской археологических культур, среди сородичей действительно есть некоторые жители Италии.

Вторая группа итальянцев также, как и семья Z280, представляет собой потомков большой У-хромосомной семьи R1a-Z282, но только совсем другой ветви – PF6155. Анатолий Алексеевич не относит их к потомкам племён Поморской культуры. Среди них есть представители таких младших У-хромосомных семей, как:

R1a-Z282>PF6155>BY32026. Эта семья возникла примерно 4800 л.н. При этом самым близким сородичем итальянца YF12995 является житель Польши(!).

R1a-Z282>PF6155>M458>PF7521>PF6188>PF7536. Эта семья возникла позднее, примерно 4200 л.н. и является братской по отношению к предыдущей. При этом ближайшими сородичами итальянца ERS256952 являются жители Албании, Боснии, Хорватии, Сербии, Венгрии, Австрии, Германии, Дании, Швеции, Норвегии, Британии, Чехии, Словакии, Польши, Украины, Румынии, Болгарии, Белоруссии, Эстонии, Финляндии, России, Турции и Китая. Их общий предок жил примерно 4800 л.н., то есть за много веков до возникновения этрусков. Если исходить из перечня стран, то 4800 л.н. этот общий предок жил, скорее всего, среди племён КБТШК.

R1a-Z282>PF6155>M458>PF7521>PF6188>Z29307. Эта семья образовалась примерно в то же самое время, что и предыдущая и является по отношению к ней братской. При этом у итальянца ERS256950 те же самые сородичи.

R1a-Z282>PF6155>M458>PF7521>Y2604>L260>YP1337>YP1337a>YP1337a*. Эта семья возникла примерно 1800 л.н. и является братской по отношению к трём предыдущим. Самыми близкими сородичами итальянца YF08613 являются жители Чехии, Польши(!), Украины и России.

R1a-Z282>PF6155>M458>PF7521>Y2604>CTS11962>L1029>YP1703>YP1703*. Эта семья возникла примерно 2000 л.н. и тоже является братской по отношению к предыдущей. При этом среди самых близких сородичей итальянца ERS256947 есть жители Швеции, Дании, Германии, Чехии, Венгрии, Украины.

Полученные результаты можно представить в виде таблицы 1:

-8

Данные этой таблицы показывают, что у всех выше перечисленных итальянцев среди ближайших сородичей есть жители Польши. Следовательно, с точки зрения ДНК-генеалогии получается, что некоторые бывшие жители Италии, действительно, могли уйти на территорию Польши и жить среди племён Поморской археологической культуры. При этом можно отметить, что сегодня удельный вес подобных итальянцев в Италии очень мал. Так сильно их У-хромосомные семьи «растаяли» там после страшных гонений на этрусков.

Итак, предлагаемый мной комплексный научный подход при поиске ответа на второй вопрос – куда ушли этруски – был основан:

1). На польских преданиях о городе Туске;

2). На информации археологов о влиянии этрусков на Поморскую археологическую культуру и влиянии Рима на Пшеворскую археологическую культуру;

3). На информации А.А. Клёсова и компании YFull, которые при сравнении показывают, что нынешние потомки племён Поморской культуры, проживающие в Польше, действительно находятся в близком родстве с некоторыми нынешними жителями Италии.

Какой же окончательный вывод о строителях города Туска и их соседях, представителях Поморской и Пшеворской культур следует сделать? Могли ли они быть выходцами из Италии? Могли ли они быть искомыми тусками? Получается, что такое было вполне возможно со всех точек зрения: и с точки зрения письменных источников, и с точки зрения археологии и с точки зрения генетики. Противоречий нет. Этот мой окончательный вывод опять же основывается не на фантазиях, а на конкретных фактах, в том числе на тех, которые представляет нам ДНК-генеалогия и сам Анатолий Алексеевич.

-9

Что же происходило с теми людьми, которые проживали в Туске-Пултуске и рядом с ним, например, в I веке н.э.? Согласно преданиям датчан, собранным и записанным Saxo Grammaticus (1140-1216) в своей книге «Gesta Danorum», город Пултуск (он называл его Paltisc) в I веке н.э. был вовсе не рядовым городом, а административным центром тогдашней Рутении (Rutenia) или Рускии (Ruscia), где жили рутены (Ruteni) или руски (Rusci).

Среди самых первых правителей рутенов-русков в книге «Gesta Danorum» упоминался монарх Траннон (Trannon), а после него правителем города Пултуска назывался некий Веспасиан (Vespasius). То ли это был сам будущий император Рима (он жил в 9-79 гг. н.э.), то ли его близкий родственник.

«Dan 2.1.6 (p. 38,1 ). [1] Inde profectus in Trannonem Rutenae gentis tyrannum incidit; cuius maritimas copias speculaturus crebros clavos ex fustibus creat iisdemque carabum onerat. [2] Quo hostilem noctu classem subiens imas navigiorum partes terebro sauciat. [3] Quae ne repentinum undarum paterentur incursum, patentia foraminum loca provisis antea clavis obstruit terebrique damnum stipitibus pensat. [4] At ubi foraminum copiam mergendae classi sufficere credidit, demptis obstaculis promptum aquis aditum patefecit hostilemque classem sua circumfundere properavit. [5] Ancipiti periculo circumventi Ruteni, armis prius an undis resisterent, haesitabant. [6] Naufragio pereunt, dum navigium ab hoste vindicare contendunt. [7] Internum discrimen externo atrocius erat; dum foris ferrum stringunt, intus fluctibus cedunt. [8] Bina simul in miseros pericula grassabantur. [9] Incertum erat, celerius nando salus an dimicando peteretur. [10] Medium pugnae certamen nova fati diremit occasio. [11] Geminae mortes uno ferebantur incessu; duae leti viae socium egere periculum. [12] Ambiguum erat, ferrum magis an fretum officeret. [13] Gladios propulsantem tacitus fluctuum allapsus excepit; e contrario fluctibus obviantem obvius ensis implicuit. [14] aquarum eluvies cruoris aspergine foedabatur.

Dan 2.1.7 (p. 38,18 ). [1] Victis itaque Rutenis, patria Frothoni repetitur. [2] Qui cum legatos in Rusciam exigendi tributi studio missos incolarum perfidia atroci mortis genere consumptos animadverteret, duplici iniuria permotus urbem Rotalam arta admodum obsidione persequitur. [3] Qua ne fluvii interstitio prohibente tardius potiretur, universam aquae molem nova rivorum diversitate partitus ex ignotae profunditatis alveo meabilia vada perfecit nec ante destitit, quam rapidior vertex dividuo minoratus excursu languidiore undas lapsu ageret ac per exiles flexus vadosa paulatim constrictione raresceret. [4] Ita amne domito oppidum naturae praesidio vacuum inoffensa militum irruptione prosternit. [5] His gestis ad urbem paltiscam exercitum contulit. [6] Quam viribus invictam ratus bellum fallacia mutavit. [7] Siquidem paucis admodum consciis ignotae opacitatis latebras petivit exstinctumque se, quo minus hosti terroris afferret, vulgo nuntiari praecepit. [8] Additae in fidem exsequiae tumulusque constructus. [9] Sed et milites conscio fraudis maerore simulatum ducis obitum prosequuntur. [10] Qua fama rex urbis Vespasius, perinde ac victoria potitus, tam languidam et remissam defensionem egit, ut hostibus irrumpendi potestate facta inter lusus ac otia necaretur».

Примерный перевод на русский язык такой: «Отсюда он (король данов Фроди – Б.П.) путешествовал и рубился с Транноном, монархом рутенов. Желая усилить силу своего флота, он сделал из деревянных брусков несколько колышков и заполнив ими лодку, ночью приблизился к вражескому флоту и просверлил в корпусах деревянных судов отверстия. И чтобы спасти их от внезапного набега волн, он вставил в полые отверстия колышки, которые он заранее приготовил, и этими кусками дерева он устранил ущерб, нанесённый сверлом. Но когда он решил, что для потопления флота уже достаточно отверстий, он вынул сразу все пробки, тем самым обеспечив мгновенный доступ воды, а затем поспешил окружить флот противника своим собственным. Рутены столкнулись с двойной опасностью и колебались, должны ли они сначала противостоять волнам или оружию. Борясь за спасение своих кораблей от врага, они потерпели крушение. Внутри опасность была более страшной, чем снаружи: внутри они отступали перед волнами, в то время как обнажали меч на тех, кто снаружи. Ибо несчастные люди подвергались нападению сразу двух опасностей; было сомнительно, был ли самый быстрый способ спастись плаванием или сражаться до конца; и сражение было окончено благодаря дополнительной причине гибели. Две формы смерти развились в одном начале; два пути разрушения несли единую опасность: трудно было сказать, ранил ли их больше меч или море. В то время как один человек бился мечом, вода молча подбиралась к нему и поглощала его. Наоборот, другой боролся с волнами, но сталь меча приближалась к нему и поражала его. Протекающие воды были покрыты кровавыми брызгами.

Таким способом рутены были побеждены, и Фроди вернулся домой. Обнаружив, что некоторые посланники, которых он послал в Рускию (Ruscia), чтобы взимать дань, были убиты в результате предательства жителей, Фроди был огорчён своей ошибкой и осаждал их город Ротал (Rotal). Считая, что протекающая мимо река может помешать ему захватить город, он разделил всю массу воды в реке, создав новые разные потоки, таким способом заменив русла неизвестной глубины в проходимые броды; не останавливаясь, пока скорость потоков, ослабленная разделением русла, катила свои волны вперед в более слабом потоке, и течение вдоль узких протоков медленно истончалось и попадало в мелководье. Таким образом он одержал верх над рекой; и город, в котором не было естественной защиты, он поверг, его солдаты ворвались без сопротивления. После этого он направил свою армию в город Палтиск (Paltisc). Думая, что никакая сила не может победить город, он поменял войну на хитрость. Он скрылся в тёмном и тайном укрытии, только очень немногие знали эту тайну, и приказал распространить за границей сообщение о своей смерти, чтобы успокоить врага меньшим страхом; ему посвящали славословия, насыпали курган, чтобы отдать должное легенде. Даже солдаты оплакивали его предполагаемую смерть, которая была уловкой. Этот слух заставил Веспасиана (Vespasius), короля города, держать такую слабую защиту, как будто победа была уже у него, что враг получил шанс взломать и уничтожить его».

-10

Тит Флавий Веспасиан

После Веспасиана вождём русков-рутенов в книге Саксона Грамматика был назван Флокк (Flocc):

«Dan 6.5.9 (p. 153,22 ) [1] Cum ergo, profligatis late provinciis, ardore quoque tyrannico Rusciam invasissent, incolae parum moenibus armisve confisi prohibendis hostium incessibus inusitati acuminis clavos obicere coeperunt, ut, quorum reprimere nequirent impetum, morarentur excursum, taciteque plantas humus elideret, quibus palam acies resistere trepidasset. [2] Sed ne id quidem impedimenti genus arcendis hostibus efficax fuit. [3] Neque enim Danis ad eludendam Rutenorum operam calliditas defuit. [4] Continuo namque lignea pedibus tegmina submittentes subiectos plantis aculeos innocuis pressere vestigiis. [5] Est autem ferrum hoc quattuor dispertitum stilis iisdemque taliter constitutis, ut in quamcumque illud partem casus eiciat, trium incunctanter pedum aequalitate subsistat. [6] Tum saltus invios ac nemorum densissima quaeque penetrantes Rutenorum principem Floccum montanis, quibus irrepserat, latebris eiecere. [7] Quo in loco tanto praedae potiti sunt, ut ne unus quidem exstaret, qui non auro argentoque onustus classem repeteret».

Примерный перевод такой: «Поэтому, когда, повсюду повергнув провинции, они в своей жажде империи вторглись в Рускию (Ruscia), туземцы, мало доверяющие своим стенам или оружию, стали препятствовать продвижению врага гвоздями необычайной остроты, ведь они не могли противостоять наступающим в бою; а земля могла бы тайно поранить подошвы тех людей, которым их армия не позволяла противостоять на поле. Но даже такая преграда не могла удержать врага. Датчане были достаточно хитры, чтобы помешать рутенам (Rutenorum). Ибо они сразу же обулись в деревянные башмаки и спокойно ступали по точкам, которые лежали под их подошвами. Эти железные вещицы были разделены на четыре шипа, которые расположены так, что с любой стороны, которая может её использовать, она устойчиво стояла на трех одинаковых ногах. Затем они вторглись в бездорожные пространства, где были лесные заросли, и изгнали вождя рутенов Флокка из горных тайников, в которых он спрятался. И здесь они получили так много добычи, что не было ни одного из них, кто бы не вернулся к флоту, загруженным золотом и серебром».

Похожее имя носил тогда только Гордеоний Флакк, римский легат. Он возглавлял войско, которое воевало как раз где-то далеко к северу от Италии в Германии. Причём этот Флакк был тогда активным сторонником императора Веспасиана и какое-то время находился рядом с ним. Текст книги Саксона Грамматика этот факт как раз и подтверждает.

Кроме того, эти же события подтверждаются также и археологией (см. выше о Пшеворской культуре). Даже на окраинах города Калининграда, а это далеко к северу от Пултуска, были найдены захоронения знатных ромеев и бронзовые монеты именно того времени. Следовательно, какой-то город существовал на этом месте Восточной Пруссии задолго до основания Кёнигсберга. И кто же жил в этом городе во времена Веспасиана и Флакка? Тоже руски-рутены? А кого хоронили среди них? Пруса и его потомков? Ответы на эти вопросы ещё ждут своего решения. И без ДНК-генеалогии здесь никак не обойтись.

«Показателем далёких торговых связей эстиев являются находимые в погребениях и кладах римские бронзовые монеты. Основное их число чеканено при императоре Траяне (53-117 гг. н.э.), что, возможно, показывает пик янтарной торговли племён Прибалтики с Римской империей».

(Эстиев (Aestii) упоминал только Корнелий Тацит (ок.50-120 гг. н.э.) в книге «О происхождении германцев и местоположении Германии». Они жили где-то вблизи Вислы и были соседями видивариев).

Согласно приведённым датским источникам получается, что бывшие туски-этруски-руски не только основали на новом месте города Ротал и Туск, ставший затем Пултуском, но и всю свою страну стали называть здесь Рутенией и Рускией, а себя рутенами и русками. Причём, какое-то время в I-м веке н.э. они находились под властью тех людей, которые пришли на территорию Польши и Восточной Пруссии из Италии. Этот факт как раз и подтверждается археологами, а также литовскими и русскими летописями и преданиями.

С другой стороны, некоторые независимые иностранные источники до сих пор отождествляют рутенов с русами:

«Рутены (Рутенианы и Руссиане: Русин, множественное – Русины). Славянский народ Южной России, Галиции и Буковины в Австрии, и северо-востока Венгрии».

(Католическая энциклопедия)

Позднелатинская Ruthenia – Россия.

(Энциклопедический словарь)

«Славяне российские… Древние называли их роксоланами и тоссоланы, трусоланы, рушналы, россияне и рутени…».

(Мавро Орбини)

Теперь можно с помощью ДНК-генеалогии заняться перепроверкой текстов литовских летописей о происхождении первых литовских князей из Этрурии и русских преданий об итальянском происхождении Пруса, предка Рюрика.

Генетические исследования Y-хромосомы князя Проспера Цезарина герба Колумн в лице его потомков Гедиминовичей, а также Пруса в лице его потомков Рюриковичей показали, что все они относятся к одной и той же У-хромосомной семье N-Z4762>L729>Z1956>TAT>F1419>L708>M2126>L1026>Y6058>CTS10760> VL29>Z4908>L550.

Согласно расчётам компании YFull, эта семья возникла примерно 3100 л.н. При этом нынешние Гедиминовичи образуют младшую семью N-L550>1025>L551> Y14152>Y13979>Y14150. Она существует уже примерно 1350 л.н.

Что касается потомков Рюрика, то они образуют другую младшую семью N-L550> Y4341>Y4338>Y4339>Y10932>Y10931. Эта семья возникла примерно 1400 л.н.

Согласно расчётам компании YFull получается, что Проспер Цезарин и Прус, Гедимин и Рюрик имели общего предка, который жил примерно в XI веке до н.э., то есть тогда, когда Юлии, прямые предки Цезарина по прямой отцовской линии, после Троянской войны проживали уже на территории Италии.

Согласно базы данных американской компании FTDNA, в У-хромосомном семействе N, к которому относятся Цезарин и Гедиминовичи, Прус и Рюриковичи, есть отдельные жители Италии. Среди них можно выделить Arcangelo Di Pasquale (kit 282865).

Он является членом У-хромосомной семьи N-L550>L1025>Z16975>Z16976>Y6129>Y15974. Эта семья возникла примерно 1800 л.н. Самыми близкими сородичами этого итальянца, согласно базы данных компании YFull, являются некоторые жители Польши и Литвы (YF03229, YF03629). Факт такого близкого родства итальянца, поляка и литовца может свидетельствовать о том, что какие-то члены данной семьи примерно 1800 л.н. действительно могли покинуть Италию и оказаться у берегов Балтийского моря в Польше и Литве. Тем самым с помощью ДНК-генеалогии уже можно подтвердить литовские предания о происхождении первых литовских князей и русские предания о происхождении Пруса.

С другой стороны, и Рюриковичи, и Гедиминовичи, являются достаточно близкими сородичами указанного итальянца. Согласно расчётам компании YFull, общий предок Pasquale и Цезарина вместе с Гедиминовичами мог родиться примерно 2900 л.н., когда Юлии, предки Цезарина, уже несколько веков находились в Италии. А общий предок Pasquale и Пруса вместе с Рюриковичами мог родиться раньше, примерно 3100 л.н., но тоже уже тогда, когда Юлии находились на территории Италии.

Получается, что предки Гедимина и Рюрика по отцовской линии какое-то время после Троянской войны действительно могли жить на территории Италии, как это и было изложено в литовских летописях, в «Хронике Быховца», в русских летописях и в преданиях об итальянском происхождении Пруса и Рюрика. Можно ли назвать этот мой вывод фантазийным? Никак нет. Ведь он тоже сделан после изучения реальных исторических фактов и их анализа с помощью замечательной ДНК-генеалогии.

Рассмотрим теперь последний – третий вопрос: кто были предки этрусков? Для ответа на него прежде всего воспользуемся информацией, которую оставили нам не нынешние фантазёры, а современники этрусков. Среди них: Гелланик Лесбосский (485-400 гг. до н.э.), Геродот (484-425 гг. до н.э.), Страбон (64 г. до н.э. – 24 г. н.э.), Дионисий Галикарнасский (60-7 гг. до н.э.), Тит Ливий (59 г. до н.э. - 17 г. н.э.), а также Мавр Сервий Гонорат (IV век н.э.).

Гелланик: «…от царя Пеласга (в Фессалии – Б.П.) и Меннипы, дочери речного бога Пенея, родился Фрастор, а от него – Аминтор, а от последнего – Тевтамид, а от него – Нанас. В его правление пеласги были изгнаны эллинами и, оставив корабли у реки Спинет (в северо-восточной Италии – Б.П.), захватили город Кротону во внутренней части страны и, двигаясь оттуда, дали начало области, называемой во времена Дионисия Тирренией. После переселения они получили имя тирренов»;

Геродот: «…при царе Атисе, сыне Манеса, во всей Лидии наступил сильный голод [от недорода хлеба]… Поэтому царь разделил весь народ на две части и повелел бросить жребий: кому оставаться и кому покинуть родину. Сам царь присоединился к оставшимся на родине, а во главе переселенцев поставил своего сына по имени Тирсен. Те же, кому выпал жребий уезжать из своей страны, отправились к морю в Смирну. Там они построили корабли, погрузили на них всю необходимую утварь и отплыли на поиски пропитания и [новой] родины. Миновав много стран, переселенцы прибыли в землю омбриков и построили там город, где и живут до сей поры. Они переименовались, назвав себя по имени сына своего царя [Тирсена], который вывел их за море, тирсенами»;

Опять Геродот: «57. На каком языке говорили пеласги, я точно сказать не могу. Если же судить по теперешним пеласгам, что живут севернее тирсенов в городе Крестоне (они некогда были соседями племени, которое ныне называется дорийцами, и обитали тогда в стране, теперь именуемой Фессалиотида), и затем – по тем пеласгам, что основали Плакию и Скиллак на Геллеспонте и оказались соседями афинян, а также и по тем другим городам, которые некогда были пеласгическими, а позднее изменили свои названия. Итак, если, скажу я, из этого можно вывести заключение, то пеласги говорили на варварском языке. Если, стало быть, и всё пеласгическое племя так говорило, тогда и аттический народ, будучи пеласгическим по происхождению, также должен был изменить свой язык, когда стал частью эллинов».

Страбон: «2. Римляне называют тирренцев этрусками и тусками. Греки же, как передают, назвали их так по имени Тиррена, сына Атиса, который отправил сюда поселенцев из Лидии. Один из потомков Геракла и Омфалы, Атис во время голода и недорода оставил Лида, одного из своих двух сыновей, по жребию при себе, а другого, Тиррена, с большей частью своих людей отправил за море. По прибытию в эту страну он назвал её по своему имени Тирренией и основал 12 городов… После основания Рима в Тиррению прибыл из Коринфа Демарат с большим числом людей…»

Тит Ливий: 33…(7) Ещё до возникновения римской державы власть этрусков широко распространилась и на суше и на море. Доказательством того, сколь велико было их могущество, служат названия верхнего и нижнего морей, которыми, подобно острову, окружена Италия; одно из них италийские племена зовут Тускским, по общему именованию этого народа, а другое Адриатическим – от Адрии, колонии тусков. (8) Греки называют эти моря Тирренским и Адриатическим. (9) Туски заселили земли от одного моря до другого, сначала основав двенадцать городов по сю сторону Апеннин, на нижнем море, а потом выведя на другую колонии по числу городов. (10) Эти колонии заняли всю землю за Падом вплоть до Альп, кроме уголка венетов, живущих вдоль излучины моря. (11) Несомненно, они же положили начало альпийским племенам, в первую очередь ретам».

Дионисий Галикарнакский: полностью ссылался на информацию Гелланика.

Мавр Сервий Гонорат: «Тиррен вместе с братом Лидом царствовал столь доброжелательно, что несметные толпы народа поселилась у них. И это явилось причиной огромной нехватки всего необходимого. Никто не покидал родину и не хотел переселяться, ибо цари были столь добры… Однако же, поскольку потребность в пище побеждала, и никакие изобретения не облегчали голода, они бросили жребий, кто из братьев вместе с половиной народа ушёл бы в те земли, на которые укажет жребий. И так как по жребию должен был уйти Тиррен, он погиб в море, которое по его имени было названо Тирренским. Его сын, Туск, направился с народом в область, которая по его имени была названа Тускией».

Все эти предания современников этрусков говорят об одном и том же и никак не противоречат друг другу.

Перепроверить их информацию можно опять же с помощью современных археологов. Так Агнес Карр Вогэн приводит, например, такие сведения: «На ранних фресках и барельефах мужчины (этруски – Б.П.) одеты в украшенный вышивкой килт, при этом верхняя часть тела открыта. Такие одеяния можно встретить на минойско-микенских фресках».

Эти строки указывают на происхождение этрусков от более древних жителей Крита и Эллады. Таковыми как раз и могли быть предки пеласгов и тирренов.

Всё выше изложенное никак не согласуется с предположением Анатолия Алексеевича о том, что этруски могли быть в близком родстве с басками. У тех была совсем другая культура и генетика. Ведь исследования У-хромосом басков показывает их особенное родство с кельтами Галлии и Ирландии. А согласно информации археологов, их древняя археологическая культура – культура кардиальной керамики – на территории Италии имеет некоторое сходство только с культурой лигуров (Ligurian), но никак не с культурой этрусков.

-11

В своих рассуждениях мне пришлось, к сожалению, оспаривать доводы доктора наук и президента Академии ДНК-генеалогии. Тем не менее, в любом случае я должен дважды благодарить Анатолия Алексеевича. Во-первых, за то, что он научил меня использовать математический аппарат и другие возможности ДНК-генеалогии для восстановления событий прошлого. Без этого нельзя было бы найти соответствующего научного подтверждения многих существовавших ранее гипотез и совершить прорыв в постижении более древней истории наших общих предков.

Во-вторых, должен благодарить его за то, что он, несмотря на критическое отношение, всегда терпеливо относился ко всем моим письменным работам и регулярно размещал их в Вестнике Академии ДНК-генеалогии. Причём не равнодушно, а сопровождал их уточнениями, дополнениями и критическими замечаниями, которые нередко помогали мне искать и находить истину. Особенно полезно это было на начальном этапе, когда мне приходилось ещё только осваивать законы ДНК-генеалогии.

Со своей стороны, лично я, как историк и как коллега – мы ведь уже несколько лет вместе боремся за широкое признание ДНК-генеалогии в академической науке – тоже обязан внимательно изучать все письменные работы и публичные выступления Анатолия Алексеевича. К счастью, основная их масса не вызывает у меня никаких замечаний. Наоборот, всегда даёт новую пищу для продолжения исследований. Но если встречаю в них отдельные утверждения, которые расходятся с известными мне научными фактами, то также обязан честно высказывать свою критику ради того, чтобы помочь вовремя устранять ошибки. Ведь процесс познания далёкого прошлого достаточно тернист, потому от временных ошибок никто не застрахован. А мы оба заинтересованы в одном и том же – в скрупулёзном восстановлении важнейшей истины.