«На ее фоне знаменитая балерина Анна Павлова выглядит как миловидная чайка», – писали газеты про Веру Каралли после того, как она появилась в «Лебедином озере». Девушка и в самом деле была притягательна и обворожительна, ее танец называли элегией. В начале двадцатого века о Вере заговорил весь Париж, куда пришла мода на балет. Однако звезда Веры погасла так же быстро, как и вспыхнула. Она прожила долгую жизнь, но так и не смогла обрести счастье. Судьба балерины полна оглушительных взлетов и сокрушительных падений. Каралли блистала не только в балете, но и успела появиться в немом кино. Встречалась с известным тенором, чуть не стала родственницей императора Николая II и была причастна к убийству Распутина. Остаток жизни Вера прожила в Европе, но при этом мечтала вернуться в Россию.
Вера воспитывалась в творческой семье. Ее отец Алексей был театральным режиссером, а мама Ольга – актрисой. Отец был лишь номинальным: он ее удочерил в 13 лет. Ходили слухи, что Вера родилась от отца Алексея, который был греческим консулом в Москве. Возможно, именно от него балерина унаследовала свой знаменитый античный профиль.
С детства Вера смотрела все спектакли своей матери и тоже мечтала стать артисткой. Отец был против этого, но девочка была твердо настроена. В 12 лет она поступила учиться в театральное училище. Со временем Вера стала жаловаться на постоянные боли в спине. Врачи у нее нашли серьезную болезнь позвоночника, из-за чего девочка провела в кровати 6 месяцев. За это время она поняла, что станет балериной. Вера была невероятно упорной: она каждый день делала упражнения и строго следовала врачебным рекомендациям.
Оправившись от болезни, Каралли перевелась на отделение хореографии. Экзамены принимал балетмейстер Горский, который сразу заметил талант Веры. Именно благодаря ему, она получила пропуск в большой балет.
В 1906 году Вера получила диплом и под протекцией Горского устроилась в Большой театр. Она сразу же стала корифейкой (так называли танцовщиц кордебалета, которые стояли на первых местах в танцах). Позже Каралли выбрали исполнительницей в «Лебедином озере», ей досталась главная роль. Горский днями напролет учил Веру трудным танцевальным элементам, но некоторые комбинации ему пришлось упростить.
После такого успеха последовали одна постановка за другой. В сцену «Умирающий лебедь» Вера вкладывала всю душу. Для нее это было особенно важно, так как она очень уважала Анну Павлову и восхищалась ее талантом.
В этот период Каралли начала встречаться со знаменитым тенором с Леонидом Собиновым. Ей было 18, а ему – 36. Разница в возрасте не помешала их любви. Когда труппа уехала на гастроли в Париж, влюбленные везде появлялись вместе. Во Франции Вера стала очень известна: публика была одурманена талантом и боготворила ее. Каралли настолько вживалась в роли, что ее называли балериной-актрисой.
Собинов, который привык быть в центре внимания, не смог выдержать такую популярность возлюбленной. К нему начали относиться не как к тенору, а как к спутнику знаменитости. Отношения между парой начали ухудшаться. Вера была беременна от Собинова, но тот заставил ее избавиться от ребенка. Это сильно сказалось на ее женском здоровье – детей у Каралли не было. Вскоре пара рассталась. Вера в срочном порядке уехала в Москву из Парижа, а Собинов спустя время женился на обеспеченной вдове.
В столице Каралли с головой погрузилась в работу. Она решила попробовать себя в кинематографе. Вера была невероятно артистична, а также знакома с известными режиссерами того времени. Так, она получила свои первые роли в немом кино. Режиссер Ханжонков говорил о ней: «Я не ошибся в выборе».
Артистам балета запрещали сниматься в фильмах, но для Веры не существовало преград. Она была любовницей Дмитрия Романова, родственника императора. Их познакомили друзья. Каралли писала, что они «сразу влюбились друг в друга».
В 1916 году Дмитрий стал участником заговора, целью которого было убить Распутина. Каралли тоже оказалась втянута в заговор – князь попросил ее написать записку Распутину якобы от имени поклонницы с мольбой встретиться. Вера позже писала в своем дневнике, что старалась как можно аккуратнее замести следы, чтобы ее не уличили в преступлении. Она специально надела перчатки и изменила свой почерк в страхе, чтобы ее не заподозрили.
По некоторым данным актриса присутствовала в Юсуповском дворце в день убийства, однако это ничем не подтверждено. После произошедшего Дмитрия выслали, а сама Каралли спешно эмигрировала во Францию. Позже молодые люди встретились, но поняли, что от былых чувств даже следа не осталось. Вернуться на родину актриса не спешила – революция пугала своими нововведениями и неизвестностью.
В 30-х годах Вера жила в Литве, где открыла студию балета. Когда началась война, она переехала в Австрию и осталась здесь, работая преподавателем балета. В 1942 году Каралли вышла замуж за Бориса Шишкина, бывшего белогвардейца. Вместе супруги прожили 30 лет.
В 1965 году в Вену с гастролями прибыл Большой Театр. Вера Алексеевна пришла познакомиться с артистами, но многие даже не узнали ее или вовсе считали умершей. Это очень сильно огорчило Каралли.
Достигнув пожилого возраста, бывшая балерина оказалась в доме престарелых, который находится в городе Баден. Ее никто не навещал, изредка к ней приходила Майя Плисецкая. Вера Алексеевна была очень удручена своим положением. Она просила у советского руководства разрешения вернуться в страну:
«Здесь я чувствую себя чужой. Умоляю дать мне возможность вернуться на родину и прожить там остаток моих дней».
Прошение Каралли было рассмотрено. В конце 1972 года ей дали паспорт СССР, но спустя 2 недели актриса ушла из жизни так им и не воспользовавшись.