Дело осталось за Джо Байденом, он должен утвердить расходы на ремонт налетевшей на подводное препятствие подводной лодки. Сенат уже принял законопроект, официально известный как Закон о государственной обороне (NDAA) на 2022 финансовый год, где пока на ремонт "Коннектикута" выделяется сумма в 50 млн. долларов
Единица измерения - 1000 долларов. 10 млн. пойдут на восстановление обтекателя гидроакустической станции, находящейся в носовой оконечности лодки, но за пределами прочного корпуса. Вот его видно на снимке периода постройки лодки, сверкает свежей краской
А здесь видно, в каком состоянии лодка прибыла в Сан-Диего с Гуама - обтекатель отсутствует
На Гуаме она провела около двух месяцев, в течение которых проводилась предварительная оценка ущерба, частичный ремонт для обеспечения перехода по океану и испытания, смысл которых не раскрывается, так же, как и понесённый ущерб.
По крайней мере лодка погружаться не в состоянии, что может говорить и о повреждении балластных цистерн.
Что же скрывается под обтекателем? Это компоненты гидроакустической станции лодки, верхняя сфера - уши, прослушивающие окружающую толщу воды, а ниже неё - излучатель, посылающий звуковые импульсы
Об интересном вопросе, возникшем при обсуждении этой темы среди американцев, мы поговорим ниже, а пока попробуем оценить - хватит ли тех 50 миллионов? Поскольку есть прецеденты, вспомним об аналогичном происшествии с USS San Francisco
Первоначально было подсчитано, что на ремонт потребуется 79 млн. долларов, по нынешнему курсу это 109 млн. Фактически потребовалось почти 173 миллиона долларов с поправкой на инфляцию и три года, только чтобы вернуть эту подводную лодку в воду. Так что выделенные миллионы могут оказаться только первоначальным взносом для оплаты предстоящего ремонта "Коннектикута".
А теперь вернёмся к гидроакустической станции лодки, ГАС. Любознательные американцы задают вопрос: « Что произойдет, если подводная лодка или надводный корабль прозвонит активным гидролокатором, находясь в сухом доке, а вы окажетесь рядом с ним или под ним? Будет ли он смертельным и будет ли слышен на много миль или его будет почти не слышно из-за отсутствия воды в качестве среды для звуковой энергии? »
Отвечает Тимоти Мох, бывший старшина гидролокатора подводных лодок ВМС США (1976-1991)
Болевой порог для человека, когда звук воспринимается уже не как звук, а как боль - 130 децибел. Типичный уровень звукового давления эхолота активной сонарной системы составляет от 180 до 215 дБ, что значительно ПРЕВЫШАЕТ порог боли! Это объясняет, почему мы никогда не пингуем в гавани, когда в воде находятся дайверы (на самом деле, на оборудования есть красные бирки блокировки, чтобы предотвратить это), а также оповещение по громкой связи каждые 15 минут на каждом близлежащем корабле и подводной лодке. Во время войны во Вьетнаме корабли в порту пинговали, чтобы не дать водолазам противника заложить под них взрывчатку.
Словечко "пинг" в применении к акустике означает звуковую посылку, по созвучию с издаваемым сонаром звуком.
И да, экипажи фрегатов и эсминцев действительно все время жалуются на Sonar! Это не опасно по нескольким причинам, но определенно раздражает и не дает уснуть. На фрегатах класса Knox гидроакустики всегда спали в самом ближнем к носовой оконечности месте (и ближе всего к проблемной системе Sonar), поэтому мы страдали больше всего. Это было справедливо. Один из наших любимых розыгрышей заключался в том, чтобы послать сигнал, направленный назад, на корму, ровно в 6:00 утра, для подъема. («Проклятый сонар! * # & ^ * ^ !!!»)
Почему внутри корабля не опасно? Переход на границе раздела море-воздух резко снижает интенсивность пинга внутри корабля или подводной лодки. Если прижать ухо к корпусу, да, будет больно.
Внутри сухого дока из-за огромного несоответствия между водной и воздушной средой вы сожжете преобразователи и, возможно, усилители, потому что на усилителях не будет нагрузки .
В водной среде даже на старой гидроакустической системе SQS-26 источник питания обеспечивал передатчики 3000 ампер в секунду при 80 вольт. Это 240 киловатт (240 000 ватт!). Но не больше, поскольку вода начинала вскипать из-за возникающей при этом кавитации и пузырьки мешали прохождению сигналов.
Итак, отвечая на вопрос, - в сухом доке с кем-либо ничего особенного не случится, потому что системы не предназначены для передачи в воздухе. Если попробуешь, то поджаришь сферу сонара. Тогда Капитан поджарит тебе задницу! И даже киловатт ему для этого не понадобится!
Ещё о гидроакустике:
О "звонках дьявола", преследовавших немецких подводников и защищавшей их шляпе гнома Альбериха
Как охотились за подводными лодками. Гидроакустика.
.............................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь