Найти тему

"Почему человек не идёт к Богу? Вообще причина всегда одна, она звучит очень банально – человек не хочет."

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова по притче о званых и избранных. Утро 30 декабря 2001 года. Неделя святых праотец. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".

Сегодня Святая Церковь празднует память святых праотцев, которые явились по плоти и по духу предшественниками Христа Спасителя.

Евангелие от Луки повествует: Один человек сделал большой ужин и звал многих (Лк. 14, 16). Здесь Господь говорит о Царствии Небесном. Под ужином всегда именуется Царствие Небесное или Божественная Евхаристия, что есть одно и то же. А под человеком здесь разумеется Сам Господь, Который зовёт многих.

И когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: «идите, ибо уже всё готово». И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: «я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня». Другой сказал: «я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня». Третий сказал: «я женился и потому не могу прийти». И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: «пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: «господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место» (Лк. 14, 17-22). Притча описывает известную церковную ситуацию. Господь зовёт всех. Те, кого Он зовёт, под разным предлогом отказываются. Господь перечисляет только три причины, но вообще их бывает много. Почему человек не идёт к Богу? Вообще причина всегда одна, она звучит очень банально – человек не хочет. Для человека есть очень важные вещи, гораздо важнее в его иерархии ценностей, чем Царствие Небесное. В силу того, что он не вкусил, что такое Царствие Небесное, он может только по вере двигаться ему навстречу. У большинства людей такой веры нет, поэтому для них это чисто теоретический призыв. А те занятия, которым человек отдаёт свои силы и время, для него вполне реальны, конкретны и близки. Человек выбирает их.

Самый постоянный пример – нищие у церкви. Стоит человек у храма и собирает деньги. Входящие выделяют ему по монетке, так к концу рабочего дня собирается сумма, которой ему хватает на его житьё-бытьё. Казалось бы, зайди в храм, поинтересуйся, чего эти люди сюда ходят, чего это они тут стоят, что они слушают, что они тут делают. Нет, для человека та конкретика, которая звенит или шуршит в руке, гораздо ближе и понятней, чем то, что происходит в двух шагах от него. Человек может десятилетиями милостыню просить, а в храм не идёт. Ему это как-то даже не требуется. Деньги ему необходимы на поддержание жизни тела, а духовного он не желает. А некоторые и до такого безумия доходят, дескать: “Никакой ваш Бог мне не нужен, я сам себе Бог”. Человек выдвигает, на его взгляд, очень разумные доводы: “Я ещё не готов. Мне ещё надо подумать. Я должен прийти к этому сам”. Будто кто-то предлагает его на руках отнести.

Или какие-то другие уважительные вещи. Например, землю купил. Будто эту землю в понедельник унесут. Надо её прямо сейчас посмотреть. Почему именно сейчас? Земля – это моё. Есть такое сладкое слово, самое сладкое после денег – недвижимость. От одного этого человек приходит в упоительный восторг, хотя тринитротолуола немножко под угол подложи, и эта недвижимость спокойно в воздух летит, как всякая движимость, как воздушный шар. Это всё очень условно. С землёй немного проблематичней, но тоже можно всё так перевернуть, чтобы её потом опять в оборот пустить, легче новую купить. Всё это вещи весьма условные, но человек вот такие выдвигает требования.

Один молодой человек сказал Спасителю: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. <…> позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего (Мф. 8, 19-21). Похороны - тоже интересная вещь. Болеет человек год, два, три. Часто большие проблемы – кто бы с ним посидел, кто бы поухаживал. Если он совсем немощный, кто бы его покормил. Но стоит ему помереть, глядишь с Урала приезжают родственники, тратят большие деньги, чтобы отметиться. А некоторые падают на гроб, начинают кричать какую-то несуразицу, типа: “На кого ты меня оставил?” С кем ты жил, с тем и будешь жить. Если не знаешь на кого, посмотри в паспорте, в прописке, кто там у тебя вписан. В домовую книгу посмотри, если ты вдруг забыл от горя. Нет, нужно произвести впечатление. Ах, как он его любил, что триста рублей истратил на дорогу, чтобы на поминках выпить. “А можно в тридцать девятый день отметить?” Да хоть все пятьдесят отмечай. Сколько денег есть на водку, столько и отмечай. Какие проблемы? Двадцать девять, тридцать девять, сорок два. Если уж так хочешь выпить, что тебя остановит? Только не пляши, не забывай, что ты не на свадьбе, а на поминках. Тогда всё будет более или менее прилично. Любовь всё же предполагает, что ты, узнав, что человек болен, приехал бы и побыл с ним эти последние дни, проявил какое-то участие, помог бы на похоронах и так далее. К сожалению, человек всегда стремится отделаться чем-то для себя простым, чтобы не затратить свою душу. На самом деле в этом несёт для себя большой урон, потому что с душой, как и с телом: чем больше тело упражняется физически, тем оно более здорово, подвижно и менее подвержено болезням, чем оно неподвижней, тем проблем возникает больше; так и с душой: чем душа больше упражняется в любви, в добре, служении ближнему, тем больше душа расширяется и делается способной на большее. Если человек стремится только каким-то образом душе своей доставить радость и удовольствие, то она настолько черствеет, приходит в такое унылое состояние, что даже то, что есть, уже не радует. Человек перестаёт испытывать радость. В этом существует большая опасность для человека, потому что он начинает искать радости в заменителях. И, конечно, попадает в какую-то беду, потому что все эти заменители крайне вредны. Он разрушают и душу, и тело, вводят душу в ещё большую тоску. Человек не только свою загробную жизнь постепенно готовит к аду, но и здесь, на земле, этот ад выстраивает и страдает от этого сам. Это очень печально.

Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.

#царствие небесное #спасение души #грехи #добродетели