Ячейка с выборочно проницаемыми барьерами – фундаментальный первоэлемент всего живого, и этот элемент повторяется в малых и в больших структурах, сохраняя свою сущностную основу. Таким образом рождается картина повторяющихся самоподобных структур-ячеек, которые и образуют всё многообразие живого во Вселенной. Ячеисто-фрактальная структура универсальна, и это явно не причуда Природы, но то, что продиктовано объективными законами.
Хотя никогда не стоит обольщаться иллюзией полной повторяемости, когда особенности элементов целиком и полностью переносятся на более высокие с точки зрения иерархии структуры. Сравнивая отдельную клетку и планетарную суперэкосистему, мы должны признать огромное количество различий между ними на самом фундаментальном уровне. Тем более значимыми будут специфические различия в том случае, если свойства сугубо биологических ячеисто-фрактальных структур мы попробуем перенести на реалии социального бытия.
И тем не менее сущностные, фундаментальные сходства при правильном подходе оказываются куда важнее специфических различий. Именно фундаментальные сходства дают принципиальную возможность познания окружающей действительности и разумного, целенаправленного воздействия на её объекты. Если представить, что все сущее – это набор уникальных, ничего не имеющих друг с другом общего вещей, то тогда познание неминуемо упирается в стену этой самой «уникальности», которая создает череду практически непознаваемых кантовских «вещей в себе».
Изучение общих структурных особенностей, свойственных всей Природе, и особенно живой её части, крайне важны для познания и воздействия на социальные объекты и процессы по той простой причине, что человеческое общество волей-неволей являет собой часть природного мироздания.
Длительное время в человеческой культуре культивировалась идея человеческой уникальности, внеприродности, однако уже сейчас мы видим негативные последствия подобного подхода. Противоречия человеческого общества и окружающей среды совместно с противоречиями внутри самого нашего общества начинают угрожать существованию человека, как биологического вида. При этом, наблюдая за природными системами, мы не можем не удивляться их устойчивости и гармоничности. Мысль о том, чтобы придать те же качества человеческому обществу вполне закономерна.