В последние годы все реже доводится слышать о применении в подледной ловле такой наживки, как личинка репейной моли. Она явно уступила первенство иным приманкам. Вместе с тем, отвергать ее совершенно неразумно, ибо «натуральные шарики» способны обеспечить более активный клев рыб даже в условиях глухозимья.
Давно обратил внимание, что рыбная ловля является ярчайшим примером реинкарнации. Большинство всего нового в ней – воскрешение забытого старого в современном обрамлении с долей модернизации. И это оправданно. К примеру, в моем регионе еще лет пять назад ловля сома на квок считалась анахронизмом, уделом уходящего поколения стариков. Сома ловили на фидер и спиннинг. Но пробил час и сегодня в стан квочатников перешли даже прожженные спиннингисты. А квоки какие появились! И из дерева, и из металлов, и из пластика. Причем настоящие шедевры! В результате ловить сомов на квок стало модно и престижно.
В контексте обозначенной тенденции не сомневаюсь, что куда большего внимания к себе заслуживает и применение в подледной ловле такой наживки, как личинка репейника или полынника. С одной стороны, она вроде и не ушла в полное забвение, но на практике применяется крайне редко. Одни на этот счет прямо говорят, что не современна, другие – что морока с приобретением, третьи – что не видят ощутимого эффекта. Однако если уж авторитетные в мире спортивной рыбалки мастера сегодня не только начали заявлять, что в обычном режиме ловли практикуют использование «репейника», и даже начали давать советы на этот счет, то рыболовам-любителям точно следует взять личинку на карандаш. Особенно расширить практику применения в самый сложный период глухозимья, когда на фоне недостатка кислорода рыбы теряют аппетит и воротят нос от ходовых приманок.
Характеристики личинок
Мне довелось учиться ловле на упомянутую личинку много лет назад. Причем в роли педагогов выступали опытнейшие рыбаки старой гвардии. Благодаря им уяснил, что в прошлом она применялась довольно широко, считаясь эффективной приманкой. Затем, как и подавляющее большинство рыбаков, я перестал о ней вспоминать, увлекшись иными приманками, прежде всего безнасадочными. Однако в последние годы самостоятельно пришел к выводу о необоснованности такой позиции. Не разумно отвергать то, что прошло проверку временем, доказав свою состоятельность.
Сегодня, не претендуя на роль того, кто намеревается придать дополнительный импульс обретению личинкой новой полноценной жизни, просто поделюсь соображениями на ее счет. Начну с внесения определенной ясности относительно названия. Распространенные термины «личинка репейника» или «репейник» являются не совсем корректными. Они носят скорее обобщающий характер, что в определенной мере тормозит расширение спектра использования этой приманки. Не каждый сегодня отправится зимой искать заросли репейника, чтобы насобирать личинок. А вот такое растение, как полынь (чернобыльник) растет повсеместно даже в больших городах – в лесопарках, на пустырях, в оврагах, на заброшенных участках и т.д. И зимующие в стеблях этих растений личинки по сути идентичны репейниковым.
При наличии времени я заблаговременно собираю личинки недалеко от дома у лесопарковой зоны. Но бывают случаи, когда приходится искать их непосредственно во время рыбалок. В обнаружении сухих стеблей полыни, репейника, а также татарника проблем не вижу. Своим характерным внешним видом они выделяются на фоне иной увядшей растительности.
По форме такие личинки напоминают крохотную укороченную капельку, шарик или яичко цвета слоновой кости. Откладывают их к осени небольшие мотыльки, которых рыбаки именуют репейной молью. Полагаю, что специалисты не согласятся с таким названием, но рыбацкий штамп прижился надежно и вряд ли кто-то захочет его менять. Так что для лучшего восприятия темы и простоты ее изложения пусть мотылек остается «репейником» вне зависимости от того, в каком растении зимуют его зародыши.
Сами по себе личинки очень нежные. Внутри них находится пахучая субстанция, которая нравится рыбам. Обтягивающая сверху кожица тонкая и потому при грубом прокалывании личинка быстро вытекает, теряя свою привлекательность. Это как в случае с опарышем, который будучи высосанным рыбой практически перестает привлекать рыб. Поэтому обращаться с личинкой приходится деликатно.
Сбор личинок
Обнаружить будущих мотыльков можно в сухих колючих шишечках, которые все мы не любим из-за способности цепляться к одежде. Точнее внутри покоящихся в шишках склеенных семенах. Но с извлечением таких личинок много возни, да к тому же их можно найти чаще осенью и в первой половине зимы. Затем при нехватке пищи их активно выклевывают птицы. Поэтому более рациональный вариант связан с заполучением личинок, находящихся внутри стеблей полыни (чернобыльника). Она и растет массово и личинок в стеблях в разы больше. Собирать их можно всю зиму и даже в начале весны.
Отправляясь на заготовку наживок накануне рыбалки, я просто нарезаю «веник» полыни. Дома за столом раздваиваю стебель над доской или газетой, чтобы легче собрать личинки, если они вылетят из гнезд. Ну а те, которые остались, аккуратно вытряхиваю, помогая острием ножа, шилом или доставая пинцетом. К слову, именно личинки полыни все чаще можно встретить в рыболовных магазинах расфасованными в пакетики для реализации. В сравнении с личинками из репейника они несколько крупнее, а оболочка толще и прочнее.
Указанные «шарики-капельки» не промерзают в стеблях даже в сильные морозы за счет наличия внутри субстанции чем-то напоминающей пенопласт. Да и сами личинки выделяют вещество, ассоциирующееся с силиконом, которое выступает дополнительным утеплителем. Плюс в стеблях неизменно располагаются выше уровня снежного покрова.
Для обеспечения сохранности собранных личинок и удобства использования на рыбалке, помещаю их в пластиковую емкость от конфеты «киндер-сюрприз». Дома храню в холодильнике, а на улице при плюсовой температуре воздуха даже в рыболовном ящике. Если же температура ниже нуля, лучше держать мини-контейнер в кармане по аналогии с мотылем. Знаю, что некоторые подсыпают к личинкам подкормку в виде сухого крахмала, однако полагаю, что это излишне. Личинки и так хорошо хранятся. Да и запасать их надолго нет смысла. Проще заготовить свежие или оставить часть в неразрезанных стеблях, поместив их на балкон, в гараж или сарай, где температура будет мало отличаться от уличной.
Эксперименты с вывариванием личинок не проводил. Не исключаю, что после него нахождения в кипятке они станут более плотными и прочными, однако полагаю это ненужным. Пропадет внешняя изначальная привлекательность наживки, исчезнет запах, которые и делают ее уловистой. К тому же вареная личинка мало будет отличаться от кусочка силикона. Так что овчинка выделки не стоит.
Комбинации с личинками
Как и мотыль, личинка репейника может применяться и в мормышечной оснастке, и в оснастке с крючком-грузилом, и даже в качестве приманки на «догонялке» (бегающий по леске крючок в тандеме с безнасадочной приманкой).
Если делаю упор на мормышку, то стараюсь подыскать как можно более мелкие по размеру и весу мормышки с тонкими и острыми крючками. Во втором случае, когда леска тонкая (до 0,10 мм), вяжу крючок напрямую. В случае с толстой леской (до 0,15 мм) использую поводок. Расстояние от крючка до грузила-дробинки обычно составляет порядка 15 см.
Наживлять на крючок можно как одну личинку, так и несколько. Каждая прокалывается не по центру, а аккуратно цепляя изнутри по касательной только кожицу-оболочку, чтобы содержимое не вытекло. Жало выводится наружу. Две-три личинки считаю ходовым вариантом. Тогда даже после нереализованной поклевки можно не торопиться со сменой приманки. Все личинки не вытекут, и это предоставляет возможность еще раз привлечь внимание рыб. При слабом клеве крючок должен быть минимальным (№№10-18), а личинка на цевье всего одна.
Весьма привлекательным для подводных обитателей становятся бутерброды из «репейника» и мотыля. Такая сдвоенная приманка, во-первых, контрастна, во вторых состоит из двух очень привлекательных для рыб натуральных «продуктов». Но полагаю, что в случае формирования такого бутерброда количество «юных молей» должно превосходить количество «юных комаров». Комбинировать же личинку с тестом или чем-либо иным не вижу оснований. Подобные эксперименты оказались неудачными.
Не рассматриваю варианты с подсадкой «репейника» на крючки безнасадочных приманок – «чертиков», «козочек» и др., ибо не приемлю подобные варианты. При них теряется сам смысл использования безнасадок, которые должны привлекать рыбу не пахучим шариком, а своей игрой, имитирующей в толще воды копошение водных насекомых. Лучше уж тогда изготовить под «личинку» упомянутую выше оснастку с крючком или обычной мормышкой.
Заслуживают внимания тактические схемы использования «репейника». Мне импонирует своего рода комбинированный вариант ловли, когда идет чередование мотыля с репейником на крючках или мормышках. К примеру, начинаю рыбалку с мотыля и ловлю до тех пор, пока рыба не начинает привередничать. Пропал клев, перехожу на «репейник». И так в течение всей рыбалки периодически чередую указанные наживки.
Вместе с тем, необходимо отметить, что при целенаправленной ловле отдельных видов рыб изначально можно делать ставку именно на «молочные шарики». Прежде всего, речь о плотве, которая зимой отдает предпочтение не всесезонному мотылю, а «репейнику», жидкому тесту или болтушке из манки. Причем нетрудно заметить, что две последние приманки по внешнему восприятию в чем-то схожи.
«Репейник» хорошо использовать и для активной проводки и при пассивной подаче. В последнем случае она удачно вписывается не только в снасть с кивком, но и чуткую поплавочную оснастку.
Любители личинок
Из личных наблюдений сделал вывод, что личинка репейника является лакомством для всех активно питающихся зимой рыб. Впервые соблазнил этой личинкой плотвицу, ну а впоследствии успешно ловил на нее подлещиков, густеру, ельцов, пескарей, окуней, некрупных язей и голавлей, ершей и уклейку.
Активная проводка с «репейником» не требует резких и быстрых движений. Особенно это касается при нацеленности на поимку «белой» рыбы. Плавная вертикальная раскачка чередуется с остановками, во время которых чаще всего и следуют поклевки плотвы, красноперки, густеры и др. Также допустимо просто медленно опускать мормышку ко дну и затем поднимать вверх, делая аналогичные остановки.
При ловле «мирных» рыб неплохо сопровождать процесс еще и прикармливанием. Для этого можно использовать все те же личинки репейника, периодически подбрасывая их в лунки по нескольку штук, если позволяет запас. А из иных вариантов лучше всего подходит для подобной цели манная крупа, которая рассыпается мелкими крупинками. Личинки моли хорошо вписываются в это медленное погружение набухающих манных частиц, ассоциируясь с ними.
При целенаправленной ловле подлещиков «репейник» в моем представлении больше подходит не в качестве основной, а дополнительной наживки, способной воскресить угасающий по ходу рыбалки клев на мотыля. Меня вообще прельщает применять «зародышей» моли в тех местах, где водятся разные рыбы вперемешку. Не одна так другая обязательно польстится. Причем результативную поклевку можно получить как в лунке, из которой казалось бы «выжата» вся рыба, так и в той, которая вообще не выдавала признаков «жизни».
Интересное наблюдение сделал относительно ершей. При использовании репейника чаще попадаются более крупные колючие рыбы. Полагаю, что именно оказавшаяся под носом личинка провоцирует так называемых «королевских» ершей на поклевки. Однако, когда в акватории ерши, а также окуни доминируют, частоту колебаний приманки необходимо увеличивать.
Несмотря на убежденность в том, что такие рыбы, как язь и голавль зимой лучше всего ловятся на безнасадочные мормышки, «козочки» и «чертики», именно при интенсивной игре и скоростной проводке с «чернобыльником» на крючке они также способны стать трофеями любителя подледной ловли.
Доводилось слышать о том, что даже судаки способны польститься на обсуждаемую наживку, однако мне не доводилось ловить на нее этот вид рыб. Впрочем, возможно все еще впереди. Подводя черту, рекомендую не полениться нынешней зимой опробовать рассматриваемую личинку в деле. Приятные неожиданные открытия гарантированы.
Автор: Сергей Шершеневич.
Первоисточник: Salmo Belarus.