Найти тему
com-drive

Эскорт для «генсеков» – мотоциклы ИЖ «Вега», которые не успели запустить до развала СССР

Полагаю, вы в курсе, что еще с середины 1950-х торжественные выезды правительственных кортежей в СССР стали сопровождаться мотоциклетным эскортом. И с 1956 по 1993 год эта честь была предоставлена отечественным моделям «Днепр». А вот после их сменили немецкие BMW…

Что стало причиной – подкачал отечественный автопром или просто победила тяга ко всему импортному, сейчас вряд ли кто расскажет. Но факт остается фактом. А ведь еще в середине 1980-х советские конструкторы по заказу правительства разрабатывали новую модель мотоцикла сопровождения специально для Гаража особого назначения (ГОН)

Мотоциклы «Вега» и «Днепр» на Дмитровском автополигоне
Мотоциклы «Вега» и «Днепр» на Дмитровском автополигоне

На тот момент на службе в ГОН состояли мотоциклы Днепр-14.9, также известные как проект «Эскорт-78». Их служба по сопровождению важных персон началась в 1979 году, когда поступили 25 машин этой модели. В 1984 году парк обновили еще такой же партией «Днепров».

Днепр-14.9, он же проект «Эскорт-78»
Днепр-14.9, он же проект «Эскорт-78»

Мотоцикл весил 260 кг. Оснащенный 2-цилиндровым 746-кубовым оппозитным мотором мощностью 50 л.с., он мог разгоняться до 140 км/ч.

«Днепр» использовался как «соло», так и с боковым прицепом, то бишь с коляской. В обоих вариантах он смотрелся под стать чопорному ЗИЛу, которого сопровождал – внушительно и сурово.

Днепр-14.9
Днепр-14.9

Время шло, и для эскорта требовалось что-то более современное. Поэтому на Киевском мотоциклетном заводе вовсю работали над проектом «Эскорт-86». Он представлял собой все тот же «Днепр» только с иным дизайном.

Но, видимо, руководство ГОН все же хотело что-то более совершенное. Поэтому параллельно заниматься перспективным эскортным мотоциклом было поручено и Ижевскому мотоциклетному заводу.

Днепр-14.9
Днепр-14.9

Именно там конструкторы В.Н. Богатырев и Г.Я. Глухов создали эскортный ИЖ «Лидер», который был скорее «пробником», чем реальной заявкой на производство, пусть и мелкосерийное. Гораздо ближе к серийному выпуску был ИЖ 8.201 «Вега».

ИЖ 8.201-03 «Вега»
ИЖ 8.201-03 «Вега»

Для своего времени «Вега» была весьма стильным мотоциклом. Стремительный силуэт, развитые обтекатели, ярко выраженное одноместное сиденье. На минуточку, вышедшая примерно в то же время версия туристская модель BMWK100RT выглядела, пожалуй, попроще.

ИЖ 8.201-03 «Вега»
ИЖ 8.201-03 «Вега»

Но фишкой «Веги» должна была стать даже не внешность, а новый 736-кубовый 2-секционный роторно-поршневой двигатель (РПД) мощностью 87 л.с. При весе в 260 кг ИЖ 8.201-03 «Вега» в теории мог разгоняться до 200 км/ч. Правда, неизвестно, рискнул ли кто-то дойти до этой отметки. Потому как оставшиеся барабанными тормозные механизмы явно не способствовали таким смелым поступкам.

ИЖ 8.201-03 «Вега»
ИЖ 8.201-03 «Вега»

Впрочем, на заводе понимали, что РПД хоть и выглядит многообещающе, по факту он еще долго может оставаться в статусе экспериментального. Потому параллельно была создана более приземленная версия - ИЖ 8.201-01 «Вега». Ее основным отличием было применение оппозитного мотора, такого же, как и на мотоциклах «Днепр».

ИЖ 8.201-01 «Вега»
ИЖ 8.201-01 «Вега»

Естественно, прежде чем быть допущенными до сопровождения первых лиц государства, мотоциклы должны были пройти полный цикл испытаний на автополигоне НАМИ. А так как техника была, скажем так, специфическая, то в «напарники» ижевские мотоциклы получили Днепр-14.9.

ИЖ 8.201-01 «Вега»
ИЖ 8.201-01 «Вега»

К сожалению, нам не удалось найти отчета об этих испытаниях. Так что, чем они закончились и какие были сделаны выводы – непонятно.

Зато в 1988 году ГОН получил новую партию мотоциклов эскорта Днепр-14.9М вышеупомянутого проекта «Эскорт-86». Именно они и стали последними отечественными мотоциклами сопровождения.

ИЖ 8.201-01 «Вега»
ИЖ 8.201-01 «Вега»

Сейчас в НАМИ активно играются с мотоциклом сопровождения «Аурус», оснащенным электрическим двигателем. Говорят, в 2022-2023 пойдет в серию. Ждем?..

Огромная благодарность Максиму Шелепенкову за помощь в создании материала

Фотогалерея мотоциклов эскорта от первых до современных