В 1942 г. в кабинете Сталина произошёл довольно неприятный инцидент: командующий ВВС РККА Павел Жигарев рискнул обмануть самого верховного главнокомандующего по поводу недостачи семисот самолётов, якобы из-за их небоеспособности.
Что приказал сделать Сталин с генералом Жигаревым и как сложилась его дальнейшая судьба? Обо всем по порядку!
Уроженец Тверского края, Павел Фёдорович Жигарев, родился в крестьянской семье в 1900 г. Вступив в ряды РККА в 1919 г., он, будучи уже командиром кавалерийского взвода, перешёл в ряды советской авиации
К 1925 г. он окончил Ленинградскую школу лётчиков-наблюдателей, а в 1930-е гг. прошел обучение в Военно-воздушной академии имени Жуковского, а также в Качинской высшей школе лётчиков, в которой он даже некоторое время преподавал.
В 1937-1938 гг. Жигарев был советником китайских лётчиков, действующих против милитаристской Японии. Успешный опыт работы в Китае был замечен в Москве и уже в сентябре 1938 г. Павла Фёдоровича повысили до начальника Управления боевой подготовки ВВС РККА.
Начало Великой Отечественной войны Павел Жигарев встретил уже в качестве генерала и начальника Главного управления ВВС РККА.
О том, как Жигарев во время войны обманул Сталина свидетельствуют воспоминания командующего авиацией дальнего действия, Александра Голованова (им были изданы собственные мемуары в книге “Дальняя бомбардировочная”). В частности, он писал, что в тот самый злополучный момент все присутствующие думали, что Сталин либо ударит Жигарева, либо отдаст приказ о его аресте. Так что же в итоге произошло?
Жигарев уверял Сталина в том, что 700 самолётов, которые простаивали на заводских аэродромах, не могли участвовать в боевых действиях, поскольку все они имели определённые дефекты. Тогда как явившийся на приём к Сталину нарком авиационной промышленности Алексей Шахурин заявлял, что Жигарев врет и утвердил в качестве главной причины простойки отсутствие нужного количества пилотов.
Выход из затруднительной ситуации нашёл Шахурин, который предложил Сталину обзвонить директоров каждого завода, где простаивали самолёты, и спросить, сколько машин боеспособно на текущий момент.
Таким образом, выяснилось, что Сталина обманул всё-таки Жигарев. Голованов писал, что вождь назвал лжеца “подлецом” и выгнал его вон из кабинета, замахнувшись на него рукой. Однако приказа об аресте не последовало!
Жигарева перевели с должности командующего ВВС РККА в тыл Дальневосточной авиации. Как бы то ни было, даже при жизни Сталина опальный генерал смог вновь возглавить ВВС уже к сентябрю 1949 года, параллельно став заместителем Министра обороны СССР.
В марте 1955 года Павел Жигарев получает звание Главного Маршала авиации Советского Союза. В октябре 1963 года Павел Фёдорович скончался в Москве в возрасте 62 лет.
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
#история россии #ссср #сталин #великая отечественная война