8 июня 1988 года я побывал в гостях у Анатолия Крупнова. Жил он со своей женой Машей и сыном Володей в Москве, на улице Солянка. Сына Володю Крупнов называл Бобом.
При жизни Крупнов называл себя не Анатолием, а Толиком. Так звали его и те, кто был с ним знаком, в том числе и я. Далее в своей статье я буду называть Крупнова не Анатолием, а так, как привык - Толиком.
В гости к Толику я пришёл не просто так, чайку попить. Мне нужно было сделать его фотографии.
В то время я был штатным фотографом Московской Рок-Лаборатории, которая объединила под своим крылом почти все московские и подмосковные рок-группы, занималась организацией концертов, фестивалей, а также издавала журнал "Сдвиг" и газету "Сдвиг-Афиша". Толик был отцом-основателем и лидером "Чёрного Обелиска" - одной из самых популярных лабораторских команд.
В журнале "Сдвиг" намечалась публикация статьи Андрея Игнатьева "Размышления о "Металлургии", посвящённой рок-музыке. Вот для неё и нужны были фотографии Крупнова.
Когда я пришёл, Толик принимал ванну и дверь мне открыла его жена Маша. Мы с ней прошли в одну из комнат. Там уже находился Андрей Игнатьев - автор статьи, социолог, друг Крупнова. На большом, старинном, дубовом столе стояли чашечки и турки с только что приготовленным, дымящимся кофе.
Через несколько минут пришёл и Толик. После ванны он выглядел свежо. Одет он был в майку и джинсы. На ногах - не домашние тапочки, а казаки, в которых он выступал на концертах. Влажные волосы блестели и были очень аккуратно расчёсаны.
Крупнов сел за стол рядом со своим другом Андреем Игнатьевым и стал беседовать с Машей, которая сидела лицом к нему и спиной ко мне.
Когда человек с кем-нибудь беседует, самые интересные его портреты получаются не тогда, когда он говорит, а тогда, когда он слушает. Особенно если собеседник интересный. Маша - интересный собеседник. Я не прерывал их с Толиком беседу, а навёл на Крупнова телеобъектив и стал ловить интересные моменты.
Беседа завязалась очень оживлённая. Я в неё не вступал, а менял объективы и ловил кадры.
Я был настолько сосредоточен на фотосъёмке, что даже не помню, о чём шёл разговор. А обсуждение было очень горячим!
Потом в комнату вошёл сын Крупновых Володя (Боб). Он сел рядом с Толиком и стал играть. Стена за спиной у Толика была увешана афишами и постерами. Выглядела она очень привлекательно и мне хотелось полностью включить её в кадр, но до тех пор, пока Толик сидел вдвоём с Андреем, композиция со стеной как-то не складывалась. И только когда рядом с ними сел маленький Володя, сошлись все концы с концами и композиция стала законченной.
Все фотографии, сделанные до этого момента, я снял с одного и того же места. Только объективы менял, и всё.
Наступил момент, когда Толик захотел, чтобы я сделал постановочные кадры. В комнате, где мы находились, висел флаг. Крупнов встал на фоне этого флага и стал позировать, принимая картинные, как ему казалось, позы. Получалось, мягко говоря, не очень здорово. Толик пытался сделать значительное выражение лица. Но когда выражение лица идёт от ума, а не от сердца, оно получается неестественным, если не сказать - нелепым. Я видел, что дело с постановочными фотографиями не клеится и съёмку надо делать как-то иначе.
- Надо, чтобы ты что-нибудь делал, - предложил я.
- Я могу прикурить сигарету ногой! - ответил Толик.
Он снял казаки и прикурил сигарету, держа её пальцами ноги. Вот это кадр получился! Шедевр!
А потом Толик стал пускать колечки. Он был большой мастер в этом деле.
Наигравшись с колечками, Толик обул домашние тапочки, успокоился и то что называется "ушёл в себя". Я сфотографировал его, сидящим в кресле. Очень уютный домашний снимок получился.
Андрей Игнатьев для того чтобы сфотографироваться для своей статьи, специально переоделся в футболку с надписью "Heavy Metal". Но фотография эта не пригодилась.
Фотографии, сделанные в тот день, пришлись ко двору. Они, как и замышлялось, были использованы в качестве иллюстраций к статье "Размышления о "Металлургии" в журнале "Сдвиг".
Галерея 1 (5 фотографий)
Позднее статья Андрея Игнатьева была опубликована в журнале "Давай! Давай!" и называлась она уже "Размышления о "Тяжёлом Металле": взыскующие исхода и их болельщики".
Фотография Толика, прикуривающего ногой, была опубликована в статье, посвящённой воссоединению "Чёрного Обелиска" после пребывания Крупнова в группе "Шах".
Ну, короче, удачно я к Толику в гости сходил! Фотографий потом не на один журнал хватило.
Кстати, и журнал "Сдвиг", и журнал "Давай! Давай!" мы делали одним и тем же творческим коллективом. Главным редактором этих журналов был Владимир Марочкин, а художником - Дмитрий Щепин. Все вкусные фенечки, плашечки, рукописные шрифты в журнале - Диминых рук дело.
О полиграфическом качестве журнала "Сдвиг" говорить не приходится. А когда мы делали "Давай! Давай!", к нам присоединился талантливый полиграфист Саша Веселов. Как следствие, качество печати этого журнала было передовым для того времени.
И ещё маленький штришок. То, что в других журналах традиционно называется номерами, в "Давай! Давай!" называлось моделями.
Текст и фото: Михаил Грушин
Если Вам понравилась моя статья, не забудьте поставить Лайк. Вы также можете подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.
Мои статьи о рок-событиях конца 1980-х годов
Про группу "Коррозия Металла", газету "Спид-Инфо" и Жанну, жену Сергея (Паука) Троицкого
Moscow Music Peace Festival. Перед концертами.
Moscow Music Peace Festival. Группа “Skid Row”.
Анатолий Крупнов и группа “Чёрный Обелиск”. Исторический концерт 1988 года.