Найти в Дзене
Осколки Империи

«Летучий корабль» или похождения Франца Леппиха в России

Проект смертоносного оружия 19 века против Наполеона.
Проект смертоносного оружия 19 века против Наполеона.

Увлечение воздухоплаванием в конце XVIII – начале XIX века охватило всю Европу. Начавшись во Франции в 1783 году с запусков шаров братьев Монгольфье, оно вскоре добралось и до нашей страны. Уже в конце 1783 года на праздновании именин Екатерины II был запущен первый воздушный шар около полуметра в диаметре. Затем последовали запуски в Москве, и новая забава быстро стала развлечением богатых людей того времени, которые, начитавшись французских журналов, стали делать и запускать свои самодельные шары.

Запуск шара Монгольфье. 1783 год.
Запуск шара Монгольфье. 1783 год.

Тогда новое изобретение не получило практического применения и служило лишь средством увеселения публики. Что толку от шара, который может лететь только по ветру, а не туда, куда требуется?

Так прошло 28 лет, но ситуация изменилась. Тем западным миром, который мы видим и сейчас за нашими границами в лице Евросоюза, уже правил Наполеон, и он, как честный и благородный человек, не скрывал своего желания напасть на Россию: надо бы принести свет цивилизации строптивым русским варварам, а заодно и поживиться награбленным.

В это время практически все страны Европы, в том числе и раздробленная на мелкие государства Германия, признали власть нового повелителя и тоже присматривались к перспективе похода на Россию: кто знает, может что-то перепадет с барского стола и мелким шавкам.

Новый властелин Европы.
Новый властелин Европы.

В то время в Баварии жил и работал 34-летний Франц Леппих, немецкий изобретатель и авантюрист. Поначалу он преуспел в создании и усовершенствовании музыкальных инструментов, но в условиях надвигающейся войны им овладела идея создать управляемый воздушный шар для бомбардировок противника.

Дело было только в финансировании проекта. Не сомневаясь в успехе, он предложил свои услуги хозяину половины Европы Наполеону, однако тот не только отказался, но и вообще запретил разработку, выслав Леппиха из Франции. Вот тут-то и начинается российская эпопея немецкого авантюриста. В германском Тюбингене судьба свела его с российским посланником Давидом Алопеусом, которому он изъявил своё желание служить российскому императору. Творческая натура, что и говорить, всё равно на кого работать.

Давид Максимович Алопеус. Российский посланник при вюртембергском дворе. По происхождению швед из Финляндии.
Давид Максимович Алопеус. Российский посланник при вюртембергском дворе. По происхождению швед из Финляндии.

Посетив изобретателя, Алопеус пишет восторженный отзыв Александру I о том, что Леппих «обещал мне построить 50 таких воздушных кораблей в течение 3-х месяцев». Каждый корабль может «вмещать в себе 40 человек и поднимать 12 000 фунтов».

Тут бы, конечно, остановиться и задуматься: каким же должен быть воздушный шар с сорока человеками на борту и несущий почти 5 тонн боеприпасов, к тому же управляемый, способный лететь против ветра. Но, видимо, Франц обладал даром убеждения и вскоре получил российский паспорт на имя курляндского уроженца доктора Генриха Шмита.

Отвлекаясь от темы, заметим, что подъёмная сила одного кубического метра водорода равна 1,2 кг, и чтобы поднять в воздух почти 10 тонн необходимо 8500 кубометров этого газа, это шар диаметром более 25 метров, в то время в мире таких ещё не было (шар Монгольфье был диаметром 11,5 м). Площадь такого шара, другими словами, количество специальной материи для него, должна превышать 2 тысячи квадратных метров. Школьный курс геометрии.

-5

Первые расходы начались ещё в Германии: на отъезд Леппиха и группы рабочих потребовалось «300 червонных», и, кроме того, Алопеус обещал Леппиху выкупить вещи, которые он заложил, и заплатить «учинённые им долги». Но какое значение имеют деньги, когда на кону «установление судеб Европы и прекращение злополучий человечества»?

В середине мая 1812 года Франц Леппих прибывает в Россию. До вторжения Наполеона оставалось чуть больше месяца. Для работы ему предоставляют имение Воронцово в 7 верстах от Москвы по Калужской дороге и решают все проблемы с деньгами. Всё происходит в условиях строжайшей секретности – воздухоплавательное предприятие называют фабрикой для производства зарядов для пушек.

Расположение усадьбы Воронцово под Москвой. Карта окрестностей Москвы 1818 года.
Расположение усадьбы Воронцово под Москвой. Карта окрестностей Москвы 1818 года.

Глазами и ушами императора в этом деле становится московский градоначальник Фёдор Ростопчин, который лично следит за ходом работ. Посетив Леппиха, он приходит в восторг: «Я совершенно уверен в успехе», - пишет он царю, - «цель так прекрасна – Ваша слава и спасение государства!».

Граф Фёдор Ростопчин, московский градоначальник в 1812 голу.
Граф Фёдор Ростопчин, московский градоначальник в 1812 голу.

Между тем, деньги продолжали литься рекой: на изготовление специальной тафты (материала для оболочки) выделено 20 тысяч рублей, на серную кислоту и железные опилки для производства водорода - по 50 тысяч. Ростопчин просит царя открыть в отделении Московского банка финансирование: «отпускать по моему требованию суммы», которые он будет передавать Леппиху. Но и сам изобретатель не прочь лишний раз напомнить императору о себе и попросить финансирования: «Умоляю ваше величество, чтобы я немедленно мог получить необходимые для меня деньги».

По тем временам это были очень значительные суммы: годовой заработок обычного рабочего был не более 300 рублей.

Леппих обзаводится своей канцелярией и бухгалтерией, а на должность своего заместителя, директора по физическим и химическим приложениям берёт друга детства Георга Шеффера, служившего до этого врачом в московской полиции. Доктор Шеффер – очень интересный персонаж, который впоследствии оставит своеобразный след в истории нашей страны.

Въездные ворота усадьбы Воронцово.
Въездные ворота усадьбы Воронцово.

Строительство летучего корабля продолжалось. По проекту он представлял из себя оболочку рыбообразной формы, к которой снизу прикреплялась гондола с экипажем. По бокам к каркасу крепились крылья, которые во время полета приводились в действие солдатами вручную. Эти крылья, по замыслу Леппиха, своими взмахами должны были направлять воздушное судно в любую сторону независимо от ветра.

Реконструкция проекта Летучего корабля. Рис. Рожнова по реконструкции историка авиации М. Вяткина.
Реконструкция проекта Летучего корабля. Рис. Рожнова по реконструкции историка авиации М. Вяткина.

Положение на войне быстро ухудшалось. Под натиском превосходящих сил Наполеона 6 августа был оставлен Смоленск. (Все даты по старому стилю). Леппиху всё ещё верили и ожидали результата, и он обещает закончить все работы к 15 августа. Окрылённый такими перспективами, Ростопчин просит царя «дать экипаж из 50-ти человек», чтобы они могли «поупражняться и выучиться маневрировать крыльями».

Наш император, видимо, поддавшись заманчивой перспективе разбомбить войска Наполеона с воздуха, пишет Ростопчину, что как только будет готова машина, «отправьте нарочного с известием генералу Кутузову». А Кутузов, предупреждённый монархом о новом вооружении, спрашивает: «Можно ли будет им воспользоваться, и как его употребить удобнее?»

Всё это говорит о том, что на самом верху Империи не сомневались в успехе изобретения Леппиха. Только граф Аракчеев прямо высказал государю свои соображения о нелепости этой затеи, но получил от императора ответ: «Ты глуп!».

Император Александр I.
Император Александр I.

Франц Леппих обещает запустить свой аппарат 24 августа, но это ему не удаётся: «Ваше Сиятельство, не можете представить сколько встретил я затруднений» - сообщает он Фёдору Ростопчину, - «завтра непременно к полудню предприму путешествие». Но снова неудача. Впору вспомнить про плохого танцора: сначала ему нужны были немецкие мастера – ему дали, затем веревки и шерстяные шнуры, которые «нельзя заменить здешними», потом он списал свою неудачу на качество стали для крыльев.

Интересно заметить, что Леппих готовил свою смертоносный летучий корабль против наполеоновских войск, в рядах которых были и его соотечественники – около 30 тысяч баварцев. Возможно, они были насильно призваны в Великую армию, а может присоединились к нему в расчете на грабёж. Во всяком случае их характеристика в воспоминаниях государственного секретаря империи Алексея Оленина выглядит так: «Жесточайшие истязатели и варвары из народов, составлявших орду Наполеонову, были поляки и баварцы». Как говорится, Бог всё видит, и лишь единицам из этих мародеров удалось вернуться домой и выпить пива с сосисками в своём фатерлянде, рассказывая небылицы о русских недочеловеках.

Между тем, 26 августа отгремело Бородинское сражение, а никакого военно-воздушного флота так и не было построено. Фёдор Ростопчин, оставив свои восторги и потеряв надежду на успех, пишет царю: «Леппих – сумасшедший шарлатан». Московский градоначальник эвакуирует все детали летучего корабля и персонал в Нижний Новгород под руководством Георга Шеффера, а Франц Леппих уезжает в Петербург поближе к императору.

Но наш герой после первых неудач не унывает, планирует продолжать опыты, встречается с царём и пишет донесение: «Всеподданнейше умоляю Ваше Императорское Величество не пропускать ни малейшего времени, дабы сие важнейшее дело произведено могло быть в действие…С начатием работ должен воспоследовать отпуск денежной суммы». Ему снова предоставляют площадку в Ораниенбауме под Петербургом и выделяют финансирование.

Эскиз проекта летучего корабля Леппиха. Иллюстрация из книги "История воздухоплавания и летания в России" Александра Родных. 1912 год.
Эскиз проекта летучего корабля Леппиха. Иллюстрация из книги "История воздухоплавания и летания в России" Александра Родных. 1912 год.

Деньги – большое искушение для нечистых на руку людей. Поддался ему и Георг Шеффер, отправленный в эвакуацию в Нижний Новгород. «Полицейский лекарь Шеффер и жид Лейба (бухгалтер Леппиха еврей Енгиш - прим.)», - докладывает Ростопчин Аракчееву, - «весьма много сделали злоупотреблений в закупках, не отдавая никому в них отчета, а Шеффер в Нижнем Новгороде при расплате с мастеровыми сделал им многия притеснения, в чем они приносили жалобу». Дело дошло до самого царя, который распорядился выдать жалованье всем рабочим. Ничего необычного, и в наше время президенту России приходится разруливать аналогичные проблемы.

Леппих продолжает кормить обещаниями императора, уверяя, что при первом благоприятном случае, «не теряя ни малейшего времени прилететь в Санкт-Петербург, где я постараюсь спуститься в саду Таврического дворца». Понятно, что и этот полёт не был выполнен – на этот раз прохудился баллон с водородом. Впрочем, Франц снова не падает духом: «Дела мои чрезвычайно хороши», - пишет он адъютанту графа Аракчеева, - «вы бы меня расцеловали, увидевши их ныне».

«Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?», - возможно так бы сказал Франц Леппих, если бы смотрел фильм «Берегись автомобиля».

Кадр из фильма «Берегись автомобиля» 1966 г.
Кадр из фильма «Берегись автомобиля» 1966 г.

И замахнулся. Последним предложением изобретателя был перелёт из Петербурга в Варшаву. Это вам не 30 км от Ораниенбаума до Таврического дворца, и не 120 от Москвы до Бородино, это уже 1 000 км на воздушном корабле, наполненном водородом, в котором 40 солдат машут крыльями, как гребцы на галере.

Но сколько веревочке не виться, а конец непременно будет. Александру I надоели бесконечные прожекты и просьбы дать денег. Он даёт указание рассмотреть опыты Леппиха в ученом артиллерийском комитете. Странно, что это не было сделано раньше, видимо соблазн одолеть Наполеона с помощью чудо-шара перевешивал здравый смысл.

Общение с людьми, которые могут задать неудобные вопросы, не входило в планы Франца Леппиха. Он едет к императору, который уже был за рубежом, руководя заграничным походом нашей армии, и получает отказ в своих просьбах продолжить опыты. После этого он благоразумно покидает Россию.

И вот он снова в Баварии. Уезжая 2 года назад, он был обыкновенным голодранцем, таким, что российскому послу пришлось погасить за него долги, а вот по возвращении он смог на русские деньги приобрести себе поместье, где продолжил свои опыты, пытаясь продать уже своим простодушным бюргерам и торговцам идею коммерческого воздушного корабля. Умер предположительно в 1819 году в возрасте 41 года.

Опыты Франца Леппиха обошлись российской казне в сумму около 185 тысяч рублей, деньги по тем временам огромные, да ещё в условиях военного времени. Это наверно, единственный случай в нашей стране, когда изобретателю дали все условия и неограниченное финансирование, только сделай.

Правда, контроль за расходованием не был налажен: даже на запрос высшего чиновника империи графа Аракчеева по поводу расходов Леппих гордо отвечает: «От меня особенное донесение Его Императорскому Величеству воспоследует», что в переводе на современный язык значит – не лезь с глупыми вопросами.

Граф Алексей Аракчеев.
Граф Алексей Аракчеев.

Не зря говорят – история повторяется. Уже в наше время подобный фокус с нереализованными проектами и неограниченным финансированием провела корпорация Роснано, правда ущерб от деятельности рыжего прохвоста на посту директора гораздо больший и гасить его придётся всем нам.

Некоторые считают, что Франц Леппих своими идеями опередил время, что его проект — это будущий дирижабль, который появится лишь к концу XIX века. На самом деле, он был лишь ярким носителем мечты человека к полётам в любом направлении, и этой идеей ему удалось очаровать и обмануть других людей, получив при этом немалые деньги. Его принципы лететь против ветра с помощью искусственных крыльев никогда не были реализованы впоследствии и сам проект военного летучего корабля – это авантюра, для её реализации не было тогда никаких научных и технических предпосылок. Скорее всего, он сам это прекрасно понимал.

Вот как бывает: никому не известный немецкий изобретатель музыкальных инструментов вдруг становится фигурой европейского масштаба, знакомится с Наполеоном и Александром I, пытается разработать невиданное доселе оружие, терпит неудачу, но при этом становится богатым человеком за счет российской казны. Сегодня его имя практически забыто, но дело его живёт в корпорациях подобных Роснано.

Но не будем о грустном, цирк хоть и уехал, но клоуны остались. Остался ближайший помощник и друг Франца Леппиха Георг Шеффер, о нём и его приключениях следующий рассказ «Гавайская губерния России».

Друзья! Если Вам интересна история нашей страны, то приглашаю почитать другие публикации этого канала.

«Царица наук» - посмотрим задачи, которые решали дети в церковно-приходских школах и сравним с современным базовым экзаменом по математике.
«Интересные факты о Российской Империи» - заметка об особенностях нашей страны и жизни в ней.
«Интересные факты о Российской Империи (продолжение)» - вторая часть рассказа об особенностях нашей страны и жизни в ней.
«Финансы поют романсы» - посмотрим и сравним бюджеты Российской Империи и Российской Федерации.
«Пенсии в Российской Империи» - бросим беглый взгляд на пенсионную систему нашей страны в XIX веке.
«Русский оккупант» в Калифорнии» - посмотрим на русских людей, испанцев и индейцев в далёком Форте Росс и Сан-Франциско.
«Как на Аляске наши люди жили» - продолжение рассказов о «русском оккупанте» в Америке, на этот раз о жизни наших соотечественников на далёкой окраине Империи.
«Русский оккупант» и индейцы Аляски» - рассказ о роли Александра Баранова и русской администрации в преобразовании Американского края.
«Русский оккупант» на Алеутских островах» - узнаем немного о жизни алеутов в составе Российской Империи.
«Дикий Запад по-русски» - поговорим о непростых взаимоотношениях русских с индейцами на Аляске.
«Юнона и Авось»: дипломатия канонерок» - малоизвестный поход двух кораблей. Это вовсе не про любовь.
«Юнона и Авось»: жизнь и смерть Николая Резанова» - познакомимся с камергером Резановым, человеком многогранным и неоднозначным.
«Последний рубеж» - перенесёмся в русскую Калифорнию на экскурсию в Форт Росс.
«Париж на Тихом океане» - побродим немного по столице Русской Америки Новоархангельску.
«Русский конкистадор» - рассказ про удивительного человека, основателя Русской Америки Александра Баранова.