Увлечение воздухоплаванием в конце XVIII – начале XIX века охватило всю Европу. Начавшись во Франции в 1783 году с запусков шаров братьев Монгольфье, оно вскоре добралось и до нашей страны. Уже в конце 1783 года на праздновании именин Екатерины II был запущен первый воздушный шар около полуметра в диаметре. Затем последовали запуски в Москве, и новая забава быстро стала развлечением богатых людей того времени, которые, начитавшись французских журналов, стали делать и запускать свои самодельные шары.
Тогда новое изобретение не получило практического применения и служило лишь средством увеселения публики. Что толку от шара, который может лететь только по ветру, а не туда, куда требуется?
Так прошло 28 лет, но ситуация изменилась. Тем западным миром, который мы видим и сейчас за нашими границами в лице Евросоюза, уже правил Наполеон, и он, как честный и благородный человек, не скрывал своего желания напасть на Россию: надо бы принести свет цивилизации строптивым русским варварам, а заодно и поживиться награбленным.
В это время практически все страны Европы, в том числе и раздробленная на мелкие государства Германия, признали власть нового повелителя и тоже присматривались к перспективе похода на Россию: кто знает, может что-то перепадет с барского стола и мелким шавкам.
В то время в Баварии жил и работал 34-летний Франц Леппих, немецкий изобретатель и авантюрист. Поначалу он преуспел в создании и усовершенствовании музыкальных инструментов, но в условиях надвигающейся войны им овладела идея создать управляемый воздушный шар для бомбардировок противника.
Дело было только в финансировании проекта. Не сомневаясь в успехе, он предложил свои услуги хозяину половины Европы Наполеону, однако тот не только отказался, но и вообще запретил разработку, выслав Леппиха из Франции. Вот тут-то и начинается российская эпопея немецкого авантюриста. В германском Тюбингене судьба свела его с российским посланником Давидом Алопеусом, которому он изъявил своё желание служить российскому императору. Творческая натура, что и говорить, всё равно на кого работать.
Посетив изобретателя, Алопеус пишет восторженный отзыв Александру I о том, что Леппих «обещал мне построить 50 таких воздушных кораблей в течение 3-х месяцев». Каждый корабль может «вмещать в себе 40 человек и поднимать 12 000 фунтов».
Тут бы, конечно, остановиться и задуматься: каким же должен быть воздушный шар с сорока человеками на борту и несущий почти 5 тонн боеприпасов, к тому же управляемый, способный лететь против ветра. Но, видимо, Франц обладал даром убеждения и вскоре получил российский паспорт на имя курляндского уроженца доктора Генриха Шмита.
Отвлекаясь от темы, заметим, что подъёмная сила одного кубического метра водорода равна 1,2 кг, и чтобы поднять в воздух почти 10 тонн необходимо 8500 кубометров этого газа, это шар диаметром более 25 метров, в то время в мире таких ещё не было (шар Монгольфье был диаметром 11,5 м). Площадь такого шара, другими словами, количество специальной материи для него, должна превышать 2 тысячи квадратных метров. Школьный курс геометрии.
Первые расходы начались ещё в Германии: на отъезд Леппиха и группы рабочих потребовалось «300 червонных», и, кроме того, Алопеус обещал Леппиху выкупить вещи, которые он заложил, и заплатить «учинённые им долги». Но какое значение имеют деньги, когда на кону «установление судеб Европы и прекращение злополучий человечества»?
В середине мая 1812 года Франц Леппих прибывает в Россию. До вторжения Наполеона оставалось чуть больше месяца. Для работы ему предоставляют имение Воронцово в 7 верстах от Москвы по Калужской дороге и решают все проблемы с деньгами. Всё происходит в условиях строжайшей секретности – воздухоплавательное предприятие называют фабрикой для производства зарядов для пушек.
Глазами и ушами императора в этом деле становится московский градоначальник Фёдор Ростопчин, который лично следит за ходом работ. Посетив Леппиха, он приходит в восторг: «Я совершенно уверен в успехе», - пишет он царю, - «цель так прекрасна – Ваша слава и спасение государства!».
Между тем, деньги продолжали литься рекой: на изготовление специальной тафты (материала для оболочки) выделено 20 тысяч рублей, на серную кислоту и железные опилки для производства водорода - по 50 тысяч. Ростопчин просит царя открыть в отделении Московского банка финансирование: «отпускать по моему требованию суммы», которые он будет передавать Леппиху. Но и сам изобретатель не прочь лишний раз напомнить императору о себе и попросить финансирования: «Умоляю ваше величество, чтобы я немедленно мог получить необходимые для меня деньги».
По тем временам это были очень значительные суммы: годовой заработок обычного рабочего был не более 300 рублей.
Леппих обзаводится своей канцелярией и бухгалтерией, а на должность своего заместителя, директора по физическим и химическим приложениям берёт друга детства Георга Шеффера, служившего до этого врачом в московской полиции. Доктор Шеффер – очень интересный персонаж, который впоследствии оставит своеобразный след в истории нашей страны.
Строительство летучего корабля продолжалось. По проекту он представлял из себя оболочку рыбообразной формы, к которой снизу прикреплялась гондола с экипажем. По бокам к каркасу крепились крылья, которые во время полета приводились в действие солдатами вручную. Эти крылья, по замыслу Леппиха, своими взмахами должны были направлять воздушное судно в любую сторону независимо от ветра.
Положение на войне быстро ухудшалось. Под натиском превосходящих сил Наполеона 6 августа был оставлен Смоленск. (Все даты по старому стилю). Леппиху всё ещё верили и ожидали результата, и он обещает закончить все работы к 15 августа. Окрылённый такими перспективами, Ростопчин просит царя «дать экипаж из 50-ти человек», чтобы они могли «поупражняться и выучиться маневрировать крыльями».
Наш император, видимо, поддавшись заманчивой перспективе разбомбить войска Наполеона с воздуха, пишет Ростопчину, что как только будет готова машина, «отправьте нарочного с известием генералу Кутузову». А Кутузов, предупреждённый монархом о новом вооружении, спрашивает: «Можно ли будет им воспользоваться, и как его употребить удобнее?»
Всё это говорит о том, что на самом верху Империи не сомневались в успехе изобретения Леппиха. Только граф Аракчеев прямо высказал государю свои соображения о нелепости этой затеи, но получил от императора ответ: «Ты глуп!».
Франц Леппих обещает запустить свой аппарат 24 августа, но это ему не удаётся: «Ваше Сиятельство, не можете представить сколько встретил я затруднений» - сообщает он Фёдору Ростопчину, - «завтра непременно к полудню предприму путешествие». Но снова неудача. Впору вспомнить про плохого танцора: сначала ему нужны были немецкие мастера – ему дали, затем веревки и шерстяные шнуры, которые «нельзя заменить здешними», потом он списал свою неудачу на качество стали для крыльев.
Интересно заметить, что Леппих готовил свою смертоносный летучий корабль против наполеоновских войск, в рядах которых были и его соотечественники – около 30 тысяч баварцев. Возможно, они были насильно призваны в Великую армию, а может присоединились к нему в расчете на грабёж. Во всяком случае их характеристика в воспоминаниях государственного секретаря империи Алексея Оленина выглядит так: «Жесточайшие истязатели и варвары из народов, составлявших орду Наполеонову, были поляки и баварцы». Как говорится, Бог всё видит, и лишь единицам из этих мародеров удалось вернуться домой и выпить пива с сосисками в своём фатерлянде, рассказывая небылицы о русских недочеловеках.
Между тем, 26 августа отгремело Бородинское сражение, а никакого военно-воздушного флота так и не было построено. Фёдор Ростопчин, оставив свои восторги и потеряв надежду на успех, пишет царю: «Леппих – сумасшедший шарлатан». Московский градоначальник эвакуирует все детали летучего корабля и персонал в Нижний Новгород под руководством Георга Шеффера, а Франц Леппих уезжает в Петербург поближе к императору.
Но наш герой после первых неудач не унывает, планирует продолжать опыты, встречается с царём и пишет донесение: «Всеподданнейше умоляю Ваше Императорское Величество не пропускать ни малейшего времени, дабы сие важнейшее дело произведено могло быть в действие…С начатием работ должен воспоследовать отпуск денежной суммы». Ему снова предоставляют площадку в Ораниенбауме под Петербургом и выделяют финансирование.
Деньги – большое искушение для нечистых на руку людей. Поддался ему и Георг Шеффер, отправленный в эвакуацию в Нижний Новгород. «Полицейский лекарь Шеффер и жид Лейба (бухгалтер Леппиха еврей Енгиш - прим.)», - докладывает Ростопчин Аракчееву, - «весьма много сделали злоупотреблений в закупках, не отдавая никому в них отчета, а Шеффер в Нижнем Новгороде при расплате с мастеровыми сделал им многия притеснения, в чем они приносили жалобу». Дело дошло до самого царя, который распорядился выдать жалованье всем рабочим. Ничего необычного, и в наше время президенту России приходится разруливать аналогичные проблемы.
Леппих продолжает кормить обещаниями императора, уверяя, что при первом благоприятном случае, «не теряя ни малейшего времени прилететь в Санкт-Петербург, где я постараюсь спуститься в саду Таврического дворца». Понятно, что и этот полёт не был выполнен – на этот раз прохудился баллон с водородом. Впрочем, Франц снова не падает духом: «Дела мои чрезвычайно хороши», - пишет он адъютанту графа Аракчеева, - «вы бы меня расцеловали, увидевши их ныне».
«Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?», - возможно так бы сказал Франц Леппих, если бы смотрел фильм «Берегись автомобиля».
И замахнулся. Последним предложением изобретателя был перелёт из Петербурга в Варшаву. Это вам не 30 км от Ораниенбаума до Таврического дворца, и не 120 от Москвы до Бородино, это уже 1 000 км на воздушном корабле, наполненном водородом, в котором 40 солдат машут крыльями, как гребцы на галере.
Но сколько веревочке не виться, а конец непременно будет. Александру I надоели бесконечные прожекты и просьбы дать денег. Он даёт указание рассмотреть опыты Леппиха в ученом артиллерийском комитете. Странно, что это не было сделано раньше, видимо соблазн одолеть Наполеона с помощью чудо-шара перевешивал здравый смысл.
Общение с людьми, которые могут задать неудобные вопросы, не входило в планы Франца Леппиха. Он едет к императору, который уже был за рубежом, руководя заграничным походом нашей армии, и получает отказ в своих просьбах продолжить опыты. После этого он благоразумно покидает Россию.
И вот он снова в Баварии. Уезжая 2 года назад, он был обыкновенным голодранцем, таким, что российскому послу пришлось погасить за него долги, а вот по возвращении он смог на русские деньги приобрести себе поместье, где продолжил свои опыты, пытаясь продать уже своим простодушным бюргерам и торговцам идею коммерческого воздушного корабля. Умер предположительно в 1819 году в возрасте 41 года.
Опыты Франца Леппиха обошлись российской казне в сумму около 185 тысяч рублей, деньги по тем временам огромные, да ещё в условиях военного времени. Это наверно, единственный случай в нашей стране, когда изобретателю дали все условия и неограниченное финансирование, только сделай.
Правда, контроль за расходованием не был налажен: даже на запрос высшего чиновника империи графа Аракчеева по поводу расходов Леппих гордо отвечает: «От меня особенное донесение Его Императорскому Величеству воспоследует», что в переводе на современный язык значит – не лезь с глупыми вопросами.
Не зря говорят – история повторяется. Уже в наше время подобный фокус с нереализованными проектами и неограниченным финансированием провела корпорация Роснано, правда ущерб от деятельности рыжего прохвоста на посту директора гораздо больший и гасить его придётся всем нам.
Некоторые считают, что Франц Леппих своими идеями опередил время, что его проект — это будущий дирижабль, который появится лишь к концу XIX века. На самом деле, он был лишь ярким носителем мечты человека к полётам в любом направлении, и этой идеей ему удалось очаровать и обмануть других людей, получив при этом немалые деньги. Его принципы лететь против ветра с помощью искусственных крыльев никогда не были реализованы впоследствии и сам проект военного летучего корабля – это авантюра, для её реализации не было тогда никаких научных и технических предпосылок. Скорее всего, он сам это прекрасно понимал.
Вот как бывает: никому не известный немецкий изобретатель музыкальных инструментов вдруг становится фигурой европейского масштаба, знакомится с Наполеоном и Александром I, пытается разработать невиданное доселе оружие, терпит неудачу, но при этом становится богатым человеком за счет российской казны. Сегодня его имя практически забыто, но дело его живёт в корпорациях подобных Роснано.
Но не будем о грустном, цирк хоть и уехал, но клоуны остались. Остался ближайший помощник и друг Франца Леппиха Георг Шеффер, о нём и его приключениях следующий рассказ «Гавайская губерния России».
Друзья! Если Вам интересна история нашей страны, то приглашаю почитать другие публикации этого канала.
«Царица наук» - посмотрим задачи, которые решали дети в церковно-приходских школах и сравним с современным базовым экзаменом по математике.
«Интересные факты о Российской Империи» - заметка об особенностях нашей страны и жизни в ней.
«Интересные факты о Российской Империи (продолжение)» - вторая часть рассказа об особенностях нашей страны и жизни в ней.
«Финансы поют романсы» - посмотрим и сравним бюджеты Российской Империи и Российской Федерации.
«Пенсии в Российской Империи» - бросим беглый взгляд на пенсионную систему нашей страны в XIX веке.
«Русский оккупант» в Калифорнии» - посмотрим на русских людей, испанцев и индейцев в далёком Форте Росс и Сан-Франциско.
«Как на Аляске наши люди жили» - продолжение рассказов о «русском оккупанте» в Америке, на этот раз о жизни наших соотечественников на далёкой окраине Империи.
«Русский оккупант» и индейцы Аляски» - рассказ о роли Александра Баранова и русской администрации в преобразовании Американского края.
«Русский оккупант» на Алеутских островах» - узнаем немного о жизни алеутов в составе Российской Империи.
«Дикий Запад по-русски» - поговорим о непростых взаимоотношениях русских с индейцами на Аляске.
«Юнона и Авось»: дипломатия канонерок» - малоизвестный поход двух кораблей. Это вовсе не про любовь.
«Юнона и Авось»: жизнь и смерть Николая Резанова» - познакомимся с камергером Резановым, человеком многогранным и неоднозначным.
«Последний рубеж» - перенесёмся в русскую Калифорнию на экскурсию в Форт Росс.
«Париж на Тихом океане» - побродим немного по столице Русской Америки Новоархангельску.
«Русский конкистадор» - рассказ про удивительного человека, основателя Русской Америки Александра Баранова.