5 августа 2021 г., четверг. Двадцать шестой день путешествия.
Есть места, в которых, как мне кажется, должен побывать каждый русский человек. Одно из них – Байкал. Я с детства знала, что это "славное море, священный Байкал". Слышала легенду об Ангаре. Любовалась фотографиями. Мечтала об этой поездке, но она казалась мне нереальной. И вот – я увидела Байкал. Причём дважды!
Я знала, что Транссибирская магистраль после Иркутска какое-то время идёт по берегу Байкала. И билет Нижнеудинск - Улан-Удэ брала с учётом времени. И вот это море синее показалось в окне вагона.
Вокзал на станции Слюдянка. Здание облицовано сибирским мрамором. Жаль, что поезд стоит только 5 минут...
И снова эта чистая синева...
Поезд шёл по берегу Байкала около часа. Получилась такая вот приличная экскурсия.
Есть вообще несколько интересных маршрутов. Самый шикарный в плане видов – остров Ольхон. Но туда надо ехать на несколько дней. Однодневная поездка получится дорогой, утомительной, а повидать самые волшебные места не позволит. Понятно, что пожить на острове несколько дней будет ещё дороже, но если можете себе это позволить – решайтесь!
Другой способ – это экскурсия по Кругобайкальской железной дороге на поезде. Занимает целый день, стоит (стоила на тот момент) 5600 руб. (оплата питания и места со стороны Байкала отдельно). Бывает не каждый день.
Планы проехать по КБЖД самостоятельно на электричке я долго обдумывала и пришла к выводу, что они в моей ситуации неосуществимы: где-то придётся ночевать. Так составлены расписание электрички, маршруток и парома порт Байкал – Листвянка. И потом: в одиночестве гулять по рельсам мне показалось страшновато.
Самым интересным было бы, конечно, походить по этим местам недельку с палатками. Но это вариант для компании молодых и здоровых...
И, наконец, есть круизы по Байкалу на комфортабельном теплоходе. Но это уже для богатых. Которым, скорее всего, теплоход покажется недостаточно комфортабельным, икра на завтрак недостаточно чёрной, а виды недостаточно красивыми...
А я прямо на рынке Иркутска сажусь на маршрутку. Интересно, что на ней не указано "Листвянка" или "Байкал". Написано: "Заказ". И за 155 рублей и примерно час поездки достигаю Листвянки. Это вытянувшийся вдоль берега и вдоль дороги посёлок. С одной стороны разношёрстные дома: частные (совсем не богатые), почта, детский сад, часовня...
А сразу за домами поднимается круто вверх лесистый склон.
С другой стороны – причалы и прекрасный пейзаж.
Маршрутка останавливается возле гостиницы "Маяк". Здесь средоточие туристической жизни: автостанция, кафе, магазины с сувенирами (дорогими), экскурсионные бюро. Набережная здесь немного напоминает какой-нибудь южный городов: в конце даже виднеется колесо обозрения. В той стороне есть нерпинарий и небольшой рынок.
Коронавирус и здесь напоминает о себе. Но вот таким забавным объявлением:
Мне не удалось купить экскурсию заранее, в Иркутске, за 2500. Но я купила её здесь – за 3000. Не думайте, что это просто! Экскурсии предлагают многие, но где-то дороже, где-то не протолкнуться от желающих. Рейсов не так уж много. Так что считаю, что мне повезло.
В ожидании отправления я прогулялась по набережной (её по сути дела нет, вместо неё дорога с оживлённым движением и узкий тротуар, временами приходится идти по обочине). А рядом плещется такая вот водичка:
Канатная дорога и Камень Черского (гора со смотровой площадкой), как я поняла, находятся далеко от центра Листвянки и причалов. Если бы я знала, как здесь всё устроено, я бы приехала ещё раньше и разыскала канатку. Где-то недалеко от неё должен быть Музей Байкала.
Вот наш кораблик. На нём помещается человек пятнадцать. Нас просят надеть спасжилеты и обеспечивают флисовыми пледами. И это (пледы) не лишнее – на воде о-очень холодно! (Хотя вообще-то в тот день было +25).
О том, что можно попасть в эту ледяную воду, страшно даже подумать!
На Байкале купаются только в маленьких закрытых бухтах, в прогреваемых солнцем заливчиках.
Плывём, любуемся. Экскурсовод Ирина рассказывает много интересного об озере и его обитателях.
Посмотрите, какая вода!
И вот мы причаливаем к такому вот бережку.
Интересная (для меня) растительность.
А вот такие цветочки и у нас в тундре растут!
Идём по рельсам Кругобайкальской железной дороги. Раньше она была частью Транссибирской магистрали. Но в 1960-е гг., в связи со строительством Иркутской ГЭС, участок от Иркутска до станции Байкал ушёл под воду. Взамен была проложена ветка по горному плато от Иркутска до Слюдянки (по ней мы теперь и ездим). А кусочек длиной в 89 км от станции Байкал до Слюдянки стал своеобразным музеем под открытым небом.
Рельсы идут по узкой полосе между обрывистым берегом и крутым склоном. По ним пару раз в день проходит электричка, именуемая "Матаней" (или "Мотаней" – от слова мотаться). А по понедельникам, четвергам, пятницам и воскресеньям проходит ещё и туристический поезд, про который я писала выше.
Конечно, поехав на железнодорожную экскурсию, я бы увидела и узнала от экскурсовода ещё больше интересного. Но тогда я не проехалась бы по Байкалу на катере!
Видно, что путь просто прорубали сквозь скалы.
По камням журчит ручей.
На Кавказе и в Крыму это называли бы водопадом и возили бы сюда многолюдные экскурсии. Ещё и сочинили бы душещипательную легенду о каких-нибудь несчастных влюблённых...
А здесь просто красота. Которая не нуждается в приукрашивании.
Пишут, что Кругобайкальская дорога проходит через 38 тоннелей, 18 галерей и 248 мостов и виадуков (на 58 км?). Из всего этого инженерного великолепия мы посещаем только две галереи.
Своды выложены брусчаткой.
Галереи защищают пути от осыпей и камнепадов.
Возвращаемся назад к катеру. Можно помочить ножки в ледяной байкальской воде.
На обратном пути пьём горячий чай с сибирскими травами.
Проходим недалеко от истока Ангары. Слева – порт Байкал (туда ходит паром), справа – Листвянка.
Вот она, Ангара – единственная река, вытекающая из Байкала. В легенде говорится, что у Байкала 333 сына – это реки, впадающие в него. А Ангара – непокорная дочь, которая убежала от отца к красавцу Енисею...
После экскурсии я попробовала-таки знаменитого байкальского омуля. В ресторан, который мне посоветовала экскурсовод, добираться было далеко, а потом предстояло ещё идти назад на автостанцию – поэтому я решила поесть здесь же, в кафе "Шуры-Муры". Ну... запечённая в фольге рыбка средних размеров особого впечатления на меня не произвела. Типа сига или пеляди – вкусненькая, но ничего особенного. Что было здорово – из неё были извлечены все кости. Эта рыбка, кусочек хлеба и бутылка безалкогольного напитка (вина там не подавали) обошлись мне в 1200 рублей... Кстати, интересный факт: слово "омуль" здесь, похоже, под запретом! На рынке (здесь и в Иркутске) и в меню значится "байкальская рыба". Когда я спросила, что это, мне полушёпотом ответили: "Ну омуль же!"
А вот купленный на следующий день на городском рынке омуль горячего копчения был действительно вкусным!
На следующий день я покидала Иркутск.
Понравилось? Не забудьте поставить отметку об этом!
Интересно, что будет дальше? Подпишитесь, и не пропустите.
Несколько предыдущих статей (просто нажмите на ссылку):
Как я 20 дней добиралась до Владивостока.
Улан-Удэ: что такое дацан?
Пересекаю экватор в Хабаровске
Владивосток: в городе и за городом
Иркутск: архитектурное пиршество