Часть II: Постмодерн
Приставка «пост» зачастую обозначает не только «нечто, следующее после чего-то», но и «нечто, противоположное предшествующему». Можно вспомнить панк-рок и пост-панк, абсолютно противоположные по саунду. Или же импрессионизм и постимпрессионизм.
В эпоху модернизма художники и композиторы были окрылены открывшимися им возможностями сотворения нового без оглядки на старое. Постмодернизм, наоборот – отличается разочарованием, «усталостью культуры».
Если модернизм был направлен на отдаление от предшествующей культуры, то постмодернизм – наоборот, включает в контекст себя цитирование наследия прошлого. Причем цитирование именно в ироническом ключе. И понять заложенные смыслы сочинения зачастую может очень эрудированная публика, которая сможет не только узнать цитаты, но и связать их в логическую цепочку (чем исследователи и занимаются).
Модернизм ярко декларировал элитарность искусства. В постмодернизме такого не увидишь. Границ дозволенного и недозволенного уже не осталось. Таково творчество Энди Уорхола и его знаменитая картина «32 банки с супом» (обыденнее некуда!)
В свою очередь, в музыке развивается коллаж, аллюзия, цитирование. Композитор смело включает в свои сочинения цитаты предшественников, а то и вовсе собирает произведения лишь из них, комбинируя по горизонтали и вертикали. Такими техниками известен Альфред Шнитке. Один из примеров – его «Серенада» для пяти музыкантов , в которой он цитирует банальнейшие песенные и танцевальные интонации из собственной киномузыки, а ближе к концу включает цитаты уже из музыкальной классики: тема Шамаханской царицы, вступление из «Патетической», темы из Первого фортепианного и Скрипичного концертов Чайковского. При этом цитаты на слух распознаются тяжело, и звучит все как каша из разнородных интонаций, которая прерывается звучанием колокола.
Симфония Лучано Берио – еще одно сочинение, собранное из других. Так, во второй части проходит Скерцо Второй симфонии Густава Малера, на которую накладываются цитаты из Скрипичного концерта Берга, «Моря» Дебюсси, Шестой симфонии Бетховена и т. д. Одновременно с музыкальными цитатами используются цитаты текстовые: бразильские мифы, политические лозунги и роман Беккета «Безымянный».
Эдисон Денисов в пьесе для флейты «Людмила» из цикла «Силуэты» в качестве исходного материала берёт цитаты из каватины Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» Глинки (слишком много слова «Людмила» для одного абзаца, простите). Цитаты из каватины перемежаются с сочиненными Денисовым фрагментами. При этом все фрагменты – и цитированные, и сочиненные, играются в произвольном порядке.
—————————————————————————————————————
Другие статьи автора:
1) Они родились слишком поздно…
3) Немузыкальные инструменты в музыке: конкретная музыка
—————————————————————————————————————
Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊