Найти в Дзене

Пост, мета и просто модерн – разбираемся в нашей эпохе 2

Часть II: Постмодерн

Приставка «пост» зачастую обозначает не только «нечто, следующее после чего-то», но и «нечто, противоположное предшествующему». Можно вспомнить панк-рок и пост-панк, абсолютно противоположные по саунду. Или же импрессионизм и постимпрессионизм.

В эпоху модернизма художники и композиторы были окрылены открывшимися им возможностями сотворения нового без оглядки на старое. Постмодернизм, наоборот – отличается разочарованием, «усталостью культуры».  

Если модернизм был направлен на отдаление от предшествующей культуры, то постмодернизм – наоборот, включает в контекст себя цитирование наследия прошлого. Причем цитирование именно в ироническом ключе. И понять заложенные смыслы сочинения зачастую может очень эрудированная публика, которая сможет не только узнать цитаты, но и связать их в логическую цепочку (чем исследователи и занимаются).

Модернизм ярко декларировал элитарность искусства. В постмодернизме такого не увидишь. Границ дозволенного и недозволенного уже не осталось. Таково творчество Энди Уорхола и его знаменитая картина «32 банки с супом» (обыденнее некуда!)

Э. Уорхол "32 банки супа Кэмпбелл"
Э. Уорхол "32 банки супа Кэмпбелл"

В свою очередь, в музыке развивается коллаж, аллюзия, цитирование. Композитор смело включает в свои сочинения цитаты предшественников, а то и вовсе собирает произведения лишь из них, комбинируя по горизонтали и вертикали. Такими техниками известен Альфред Шнитке. Один из примеров – его «Серенада» для пяти музыкантов , в которой он цитирует банальнейшие песенные и танцевальные интонации из собственной киномузыки, а ближе к концу включает цитаты уже из музыкальной классики: тема Шамаханской царицы, вступление из «Патетической», темы из Первого фортепианного и Скрипичного концертов Чайковского. При этом цитаты на слух распознаются тяжело, и звучит все как каша из разнородных интонаций, которая прерывается звучанием колокола.

А. Г. Шнитке
А. Г. Шнитке

Симфония Лучано Берио – еще одно сочинение, собранное из других. Так, во второй части проходит Скерцо Второй симфонии Густава Малера, на которую накладываются цитаты из Скрипичного концерта Берга, «Моря» Дебюсси, Шестой симфонии Бетховена и т. д. Одновременно с музыкальными цитатами используются цитаты текстовые: бразильские мифы, политические лозунги и роман Беккета «Безымянный». 

Лучано Берио
Лучано Берио

Эдисон Денисов в пьесе для флейты «Людмила» из цикла «Силуэты» в качестве исходного материала берёт цитаты из каватины Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» Глинки (слишком много слова «Людмила» для одного абзаца, простите). Цитаты из каватины перемежаются с сочиненными Денисовым фрагментами. При этом все фрагменты – и цитированные, и сочиненные, играются в произвольном порядке.

—————————————————————————————————————

Другие статьи автора:

1) Они родились слишком поздно…

2) Празднуем с музыкой!

3) Немузыкальные инструменты в музыке: конкретная музыка

—————————————————————————————————————

Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊