Превращение государства (кроме Китая и некоторых других) в инструмент эксплуатации народа глобальным управляющим классом сделало доминирующей идеологией либерализм (см. главу 18), требующий от государства служения глобальным финансовым монополиям. Последние образуют наиболее мощную часть, «фундамент» этого класса, так как распоряжаются наиболее мобильными и обладающими максимальной интегральной мощью – финансовыми – ресурсами и могут наиболее быстро концентрировать их для решения насущных задач.
Ключевую роль в глобальном бизнесе (и, соответственно, глобальном управляющем классе) играют «фонды фондов», владеющие глобальными корпорациями, и друг другом.
Пример 30
Обнажение «ядра» глобальной экономики
В середине 2011 года было опубликовано исследование, проведенное под руководством физика-теоретика Джеймса Глаттфельдера в Швейцарском федеральном институте технологий в Цюрихе. В базе данных Orbis по состоянию на 2007, содержащую информацию о 37 млн. компаний всего мира, ученые выявили 600.508 «экономических субъектов, которые соответствовали определению транснациональной компании (90% и менее активов в одной стране)» и проанализировали отношения собственности между ними. «Связи между 43.060 крупнейших компаний были представлены в графической форме; полученную структуру исследователи назвали «галстуком-бабочкой» (с компактным и плотным «узлом галстука»)» [353].
Анализ структуры собственности и участия в прибыли 43.060 компаний показал «ядро» из «1318 компаний с взаимными владельцами: …среднее число аффилированных партнеров составляет 20. Хотя доходы 1318 компаний составили 20% от общемировой операционной выручки, через свои фирмы они владели большей частью мировых «голубых фишек» и предприятий реальной экономики, обеспечивающих около 60% …мировой выручки.
Продолжив распутывать паутину собственности…, команда ученых выяснила, что большинство «нитей» идут от «суперорганизации» из 147 компаний: их активы пересекаются…, что …позволяет им контролировать 40% глобального корпоративного богатства. «По сути, менее 1% компаний контролируют 40% всей сети, — говорит Глаттфельдер. - Как мир уже узнал в 2008 году, такие сети являются неустойчивыми… Если одна компания терпит бедствие, это начинает распространяться на тех, с кем она связана"» [295].
«…Из 147 гигантов …выделили «ядро в ядре» из 50 корпораций и банков, находящихся на самой вершине этой пирамиды глобальной сети, … горсткой крупнейших инвестиционных банков, среди которых преобладают зарегистрированные в США» [330].
«Глаттфельдер указал на потребность в глобальном антимонопольном регулировании, которое сейчас существуют только на национальном уровне, чтобы ограничить чрезмерные связи между ТНК. Сугихара считает одним из …способов исключения порождаемых ими рисков налог за превышение уровня взаимосвязанности…Образование «супергруппы» вряд ли может быть результатом заговора по захвату власти над миром. "Такие структуры широко распространены в природе", - говорит Сугихара. В любой сети новички преимущественно подключаются к членам с большим, высоким уровнем связей... Если связи создают кластеры, то то же самое делает капитал, говорит Дэн Браха из NECSI: …денежные потоки движутся в сторону членов, имеющих наибольшее количество связей…».
Другой вопрос, …будет ли «супергруппа» предпринимать согласованные политические действия. Дриффилл считает, что 147 - …слишком много для… сговора. Браха подозревает, что они будут конкурировать на рынке, но действовать вместе, когда дело коснется общих интересов… Сопротивление изменениям в экономической структуре может быть одной из областей, представляющих для «ядра» глобальной экономики общий интерес» [12].
Три четверти «ядра» из 147 корпораций - банки, страховые общества и финансовые компании. В составе 40% мировых активов «супергруппа» контролирует 90% мировых банковских активов.
Но реальный уровень концентрации еще выше: «ученые из Цюриха связи между компаниями сводят лишь к участию в капиталах… Между тем… всё большую роль приобретают «неакционерные» формы контроля. На первом месте среди них — кредиты, инструмент, находящийся в монопольном владении банков… Муллинз в работе «Секреты Федерального резерва» [51] …приводит списки акционеров ФРС США. В них фигурируют те же… банки, которые были «вычислены» швейцарцами... Можно вспомнить… обнародованные в 2011 году результаты частичного аудита ФРС… В период последнего финансового кризиса Федеральный резерв раздал крупнейшим …банкам кредитов на… 16 трлн. долл.. …Мы видим …тот же набор банков [в скобках указаны суммы …кредитов ФРС, млрд. долл. – всего более чем на 12,7 трлн. долл. – М.Д.]: Citigroup (2500); Morgan Stanley (2004); Merril Lynch (1949); Bank of America (1344); Barclays PLC (868); Bear Sterns (853); Goldman Sachs (814); Royal Bank of Scotland (541); JP Morgan (391); Deutsche Bank (354); Credit Swiss (262); UBS (287); Lehman Brothers (183); Bank of Scotland (181); BNP Paribas (175) [о потерях только на первом этапе острой фазы кризиса см. параграф 16.6.1 – М.Д.] …Их… отношения [к ФРС] крайне простые:
а) банки, образующие суперсубъект [«ядро» глобальной экономики в 147 корпораций], являются основными акционерами частной корпорации под названием «Федеральный резерв»;
б) Федеральный резерв, обладая монопольными правами на печатный станок, снабжает своей продукцией, т.е. деньгами, те самые избранные банки, которые и являются хозяевами ФРС.
…Полученные от ФРС деньги «избранные» банки направляют на скупку активов по всему миру – напрямую или через подконтрольные им нефинансовые корпорации, получающие из их рук дешевые или даже беспроцентные кредиты…» [174].
То, что эта простая и самоочевидная работа при всей актуальности была проведена лишь раз и тем более не ведется систематически (для оценки динамики корпоративной основы глобальной экономики), - признак болезненности темы. Вероятно, исследование было профинансировано и стало возможным потому, что было выполнено не экономистами, а физиком и специалистами по информационным системам, похоже, рассматривавшими его как топологическое и не сознававшими его политическое значение.
Крупнейшие инвестиционные компании, банки и фонды владеют акциями друг друга. «Достоверно выделен кластер… из 15-20 финансовых компаний и банков, тесно связанных между собой через владение акциями, причем… группа крупнейших инвестиционных компаний владеет акциями крупнейших банков… Инвесткомпании, акции которых …выведены на фондовый рынок, находятся в сложных отношениях перекрестного владения между собой. А весь этот конгломерат банков и финансовых компаний, в свою очередь, владеет ценными бумагами американских и иностранных корпораций… Объем активов под управлением топ-20… этой группы составляет …не менее 20 трлн. долл… [на начало 2016 года – М.Д.]. Все… указанные финансовые структуры… вовлечены в государственно-частные органы «согласования и управления» фондовым рынков США…
В пятерку крупнейших инвесткомпаний США входят BlackRock (управляет активами на 4,5 трлн. долл.), Vanguard Group (свыше 3 трлн. долл.), State Street Corporation (около 2,5 трлн…), Fidelity Management and Research (FMR) LLC (около 2 трлн…), Pacific Investment Management Company LLC (PIMCO, около 1,5 трлн. долл.)… Общий объем активов под управлением этих пяти компаний составляет около 14 трлн. долл.. [62,8% капитализации всех американских компаний, акции которых находились в обороте на момент оценки активов в управлении крупнейших инвесткомпаний – М.Д.]…
Группа крупнейших инвестфондов, связанная… партнерскими отношениями, а также отношениями… перекрестного владения, заняла доминирующее положение на фондовом рынке США… вследствие целенаправленной политики по их выращиванию со стороны регуляторов фондового рынка и экономики США в целом» [330].
Структура глобального управляющего класса, как и положено структуре социальных вихрей (пусть и элитарных) в ходе беспрецедентной трансформации человечества, глубоко меняется, - как минимум, в отраслевом и географическом разрезах.
Перерастание социальных сетей в социальную инфраструктуру и, далее, в социальные платформы, создающие среду обитания человека и определяющие его поведение (см. раздел 4.5. введения), качественно повышает значение их разработчиков и управленцев в составе глобального управляющего класса. Финансисты из «фондов фондов», по-прежнему владея информационными корпорациями, утрачивают возможность понимать, чем именно они владеют. В результате представители социальных сетей из второстепенных фигур становятся (возможно, временно) как минимум равнозначимыми «хозяевам денег». Ведь они управляют поведением людей, их мнениями и эмоциями прямо, а не через посредство собственности и денег.
Это дополняет конфликт внутри глобального управляющего класса между представителями стагнирующего Запада и стремительно возвышающегося Китая (которые вдобавок срощены со своим государством и выражают интересы своего общества, а не используют их как инструменты и потому являются патриотами) принципиально новым глубоким конфликтом - между финансовыми и социальными владельцами мира.
Указанные конфликты внутри глобального управляющего класса дополняют главный конфликт современности – между глобальными и обособленными структурами (в частности, между глобальным бизнесом и оформленными Вестфальским миром обществами-государствами, которые и породили народы в их сегодняшнем понимании) – и дают новые шансы патриотам, стремящимся вернуть захваченные глобальным бизнесом и используемые им государства своим народам.
Интересно, что об этом явлении как содержании новой эпохи говорил еще Сталин на XIX съезде КПСС в 1951 году. Тогда умирание последней из колониальных, Британской империи и становление первой неоколониальной Американской империи (второй может стать Китай) создавали ситуацию, схожую с нынешним умиранием Американской империи, влекомой историей по пути предыдущих. Конечно, господство индустриальных и аграрных технологий, обеспечивая сплоченность населения, повышали шансы на успех национально-освободительных движений 67 лет назад, - но нынешние качество коммуникаций и эффективность технологий формирования сознания могут компенсировать негативные последствия нынешней производственной разъединенности людей возможностью объединять их в процессе всей обыденной, а не только трудовой, жизни.