На экраны вышел завлекательный, как говорится в Википедии, первый полнометражный анимационный фильм по вселенной популярной мульт-франшизы «Сказочный патруль». В нём раскрывается великая тайна бессмертия Кощея и истинная цель его исканий.
Не буду ничего говорить о кинематографических достоинствах и недостатках этого творения. О них очень хорошо написал champion-maks (https://otzovik.com/review_12820536.html) из Пензы (добавлю от себя: в этом городе прошло около тридцати лет моей жизни).
Единственный момент отзыва меня обратил на себя внимание: «Какие-то непонятные герои, непонятные события, нелепый сюжет, борьба добра с добрым. В конечном итоге вообще непонятно кто за что борется и сколь вообще ценен этот красный камешек. В итоге более менее сюжет остепеняется, но здравого смысла в нем немного».
Но возможно ли в принципе, чтобы серьёзные финансовые средства были отправлены на создание фильма, в котором непонятно что: «Какие-то непонятные герои, непонятные события, нелепый сюжет, борьба добра с добрым»?
Я как семейный психолог-практик в области мотивов и установок, не могу с этим согласиться. Думается, в плане семиуровневой пирамиды установок (перечислю их снизу доверху): физические – личностные – межличностные – этнические – социальные – принципиальные – интегративные установки – целью атаки в мультфильме являются этнические установки.
Ведь что такое Кощей Бессмертный в архетипическом сознании русского народа?
Это символ смерти! Для человека жизни – нечто отвратительное!
Известный исследователь народной сказки В.Я.Пропп пишет: «Запах живых так же противен и страшен мертвецам, как запах мёртвых страшен и противен живым» (В.Я.Пропп, 1998, с. 159).
По логике наших предков, существует два мира – мир живых и мир мёртвых. И эти два мира страшны и противны друг другу.
При переводе на язык психологии – это глобальное противостояние либидо и Танатоса (по позднему З.Фрейду), противостояние биофилов (любящих Жизнь) и некрофилов (любящих Смерть – по Э.Фромму).
Это фундаментальное противоречие охватывает всю жизнь – от повседневного быта до политики высших сфер.
А в мультике? – Кощей влюблён, обретает бессмертие, ездит на байке и вообще – сплошное обаяние и очарование!
В общем – воплощение не сегодняшнего лозунга «Живи ярко – умри молодым!», а ещё более крутого призыва «Живи ярко, делай что хочешь – и обретёшь бессмертие!»
Символ смерти в мультике выглядит очаровательно и обаятельно. Это и есть главный посыл мультика – придание смерти обаяния и очарования! Мультик – своего рода троянский конь, но – «Бойтесь данайцев, дары приносящих!»
Предупреждение Кассандры убедительно и сегодня…
А многие родители стержневого мультфильма не видят и потому пишут: «Смотрела данный мультфильм со своим сыном, ему он понравился… Если будет продолжение данного мультфильм, то я с сыном с удовольствием его посмотрим. Поставлю мультику оценку пять и буду рекомендовать его к просмотру» (sacura555); «Нужно сыну показать» (Sheremetova91); «класс будем смотреть на новогодних» (marissa-86); «Одним словом, мультфильм "Кощей. Начало" мне очень понравился. Он получился очень интересным. Идеально подойдет для семейного просмотра!» (Sema16) и т.д. и т.п.
Но если дети перестанут различать законы жизни и законы смерти, если они перестанут понимать, что для них хорошо, а что плохо, – что с ними будет?
А почему у статьи такое двусмысленное название? – Объяснение достаточно прозрачно.
Создание фильма с таким названием и содержанием – это измена, или предательство, национальной памяти, если создатель относит себя к русскому народу.
Одновременно – это уничтожение, разрушение, диверсия против русской народной памяти (этнических стереотипов), если создатели к русским людям себя не причисляют.
Имеющий уши да слышит…