Своеобразие яркого вклада, которое внесло европейское искусство 18 века в историю глобальной художественной культуры, определяется в основном тем, что данный промежуток был последним историческим этапом длительной переходной от феодализма к капитализму эпохи. 18 век в истории западноевропейского искусства представляет собой временем следующего видовирования ряда национальных художественных школ, среди которых которое ведёт значение покупает французская. Яркий расцвет переживают и одни другие национальные школы, прежде всего английская. Крайняя в начале после эпохи средневековья начинает играть видную значение в развитии мирового искусства. Совместно с тем Фландрия и Голландия, которые пережили в 17 веке промежуток исключительного подъема художественной культуры, в 18 веке уже не выдвигают в искусстве крупных явлений, которые могли бы претендовать на европейское значение. Это в существенной мере относится и к Испании, где возрождение национальной художественной культуры наступает лишь в последней четверти 18 века.
В Италии в данный промежуток оригинальные и существенные произведения создает в основном лишь венецианская школа. Оживление художественной существования можно отметить в Германии. К концу 18 века относится и ряд достижений в искусстве Соединенных Штатов Америки.
К середине XVII века умирают все «великие старики»: в 1660 г.— Веласкес. Который пришел на изменение «великим старикам» «великий век», «большой стиль Людовика XIV» —искусство пышное, величественное, велеречивое, не имеющее ничего совокупного с высокой духовностью Пуссена и Рембрандта, с прозорливостью и яркостью свойств Веласкеса, с искренним, практически языческим жизнелюбием Рубенса.
К концу существования Людовика (1715) Франция стала уже далеко не столь могущественна, как во второй половине XVII века. Век пышных празднеств и искусства «большого стиля» ушел в прошлое. Ему на изменение приходит камерное искусство аристократических салонов — рококо, искусство совершенно светское (хотя оно и обращается часто к образам Священного Писания) — одно из выражений процесса секуляризации всей культуры XVIII века.
XVIII век принято называть веком Просвещения, хотя в реальности его идеалы формировали культуру и искусство лишь со второй половины века. Механизм данный совпал с осмыслением первых археологических раскопок в древних городах Геркулануме, Стабии и Помпеях, завершившимся знаменитым трудом Винкельмана и последовавшей далее новой волной классицизма (неоклассицизм). В культуре Просвещения принимали деятельное участие мудрецы, социологи, экономисты, литераторы, каждый по-своему толкуя задумки свободы, равенства, братства. Задумки эти как будто должны были воплотиться во Французской революции 1789—1794 гг., но, она стала их крушением.
Литература, музыка и театр достигают в эту эру той художественной зрелости, которая пришла к живописи в XVI—XVII вв., вполне назвать романы Прево, Филдинга, Смоллета, Стерна, «Кандида» Вольтера и «Страдания молодого Бергера» Гёте, музыку Баха, Моцарта, Глюка или Гайдна.
Изобразительному искусству XVIII века в лучших произведениях типичны анализ тончайших волнений человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, но и аналитическая наблюдательность (порой бессердечная) —которые характерны черты искусства XVIII в. как в жанре портрета, так и в бытовой живописи. Эти оченьсти художественного восприятия существования выступают вкладом XVIII века в развитие глобальной художественной культуры, хотя необходимо признать, что это было достигнуто ценой потери универсальной полноты в изображении духовной существования, цельности в воплощении эстетических мнений общества, которые свойственны живописи Рубенса, Веласкеса, Рембрандта, Пуссена.
Хотя, как мы видим, развитие искусства 18 века, развитие его главных прогрессивных эстетических идеалов протекало по-разному в различных государствах, все же в целом для его формирования характерны два этапа. Первый длился в зависимости от определенных исторических условий в одних государствах до середины 1740—1750-х гг., в прочих — до 1760-х гг. Данный этап связан с завершением поздних форм барокко и выделением в ряде стран художественно-стилистического направления, получившего название «рококо» или «рокайльного стиля» (Рококо - от французского слова рокайль, то имеется раковинообразный; в искусстве такого направления один из излюбленных декоративных стимулов напоминал по форме прихотливо изогнутую раковину.). Для второго этапа свойственно утверждение искусства классицизма и сентиментализма в качестве господствующих разветвлений.
Архитектура позднего барокко, более динамически усложненная, декоративно перегруженная и менее величаво-монументальная, чем в 17 в., получила широкое развитие в тех государствах, где не назревали еще причины к устранения абсолютизма и переходу к капитализму. К примеру, в Италии барочные традиции продолжали функционировать на протяжении первых двух третей 18 в. не только в архитектуре, но и в живописи и в скульптуре.
Вместе с классицизмом в культуре второй половины 18 в. получили развитие такие направления, как сентиментализм и так называемое предромантическое движение в искусстве. Эти направления очень полно воплотились в поэзии, театре, прозаической литературе. В изобразительных искусствах их воздействие было менее видимым и, очень во Франции, менее плодотворным. Если классицизм выражал в основном высокие гражданские и моральные идеалы эпохи в их очень всеобщей и отвлеченной форме, то сентиментализм и предромантизм обращались напрямую к утверждению ценности индивидуального мира чувств человека или драматичности его конфликтов с окружающей реальностью.
Развитие европейского искусства XVIII в. трудно и неровно. В лишенной национального общности Италии самые высокие достижения связаны с венецианской школой. Во Франции, уже прочно ставшей законодательницей новых художественных веяний, выделяется эволюция от рококо к искусству программно-гражданственной направленности. В искусстве и особенно в литературе Англии уже зарождались которые характерны черты реализма развитого буржуазного общества. Молодой Гойя в Испании всем своим творчеством, по существу, подготавливал романтизм нового века. Ценнейшим наследием XVIII в. явились которые заложены в нем ядра эстетики и искусствознания как истинно научной предмета.
8. Искусство Франции 1ой половины 18 в.
Архитектура. В начале 18 века в связи с планомерным упадком абсолютизма прерывается строительство крупных дворцовых парадных сооружений.. Именно данный круг покупателей выдвигает новые требования к жилью — стремление к удобствам, оптимальности и необходимости Строительство особнякового типа городских домов покупает в эти годы очень широкий размах. Предлагаются новые, значительно более оптимальные, чем ранее, схемы плановых решений, здания дифференцируются по назначению, уточняются взаимные отношения между отдельными комнатами.
Кроме создания вопросов обшей предприятия жилою лома идет разработка приемов решений интерьеров и новых типов мебели. Вместе с особняками формируется строительство многоэтажных многоквартирных домов, предназначавшихся для представителей «третьего сословия» — буржуазии.
Своеобразие французского зодчества первой половины 18 века представляет то, что рационально и целесообразно которые построены новые дома типа особняков, или, как их именовали во Франции, — отелей, декорируются очень изощренными приемами. При данном окружающий вид сооружений сохраняется достаточно простым и строгим, и только в некоторых, относительно второстепенных деталях проявляются характерные для времени декоративные вставки. Во внутренних же отделках именно орнаментация становится господствующим компонентом архитектуры
Жак Куртон. Характерным примером нового типа дома-особняка представляет собой нормально который сохранился в натуре отель Матиньон в Париже, который построен в 1720—1724 годах
архитектором Жаком Куртоном.