История австралийского Легкого патруля на Ford-T в 1918-м году.
В 1916-м году для ведения войны в Африке британскими военными были созданы специальные подразделения - Легкие Патрули на автомобилях - Light Car Patrol. Автомобиль показал, что даже в таком несовершенном виде, как он был в начале второго десятилетия 20-го века, это отличное средство перемещения из точки А в точку Б. Первые опыты использования легких пикапов Форд Т, закупленных военным ведомством для работы в Египте, показали, что скорость снабжения вырастает минимум в 10 раз по сравнению с караванами верблюдов. Следующим шагом было создание шести боевых подразделений, каждое из которых было вооружено шестью максимально облегченными автомобилями Ford Model T, пять из которых были вооружены ручными пулемётами, а шестой выступал в качестве машины тендера. В конце 1916-года прилично изношенный машинный парк 1-st Light Car Patrol был передан австралийцам. На этих Фордах, уже минимум полгода эксплуатировавшимися в Африке, бойцы из Южного полушария не только успели повоевать в Африке, но и будучи переброшенными в Палестину, оказать существенную помощь кавалерийским частям в ходе операции Беэр-Шева (Beersheba) в конце 1917-года. Активное боевое применение окончательно добило матчасть Австралийского легкого патруля и в декабре 1917-го подразделение пересело на новые Форды.
Ford T Light Car Patrol/Ford T LCP/Легкие патрульные автомобили Форд-Т
Стана: Британская империя
Производитель: Армейские мастерские Каир
Год выпуска: 1916-1917
Кол-во: 42
Шасси: Ford Model T
Двигатель: Ford T, 2896 см3, 22,5 л. с., при 1800 об/мин
Бронирование: не использовалось
Вооружение: .303 Lewis gun или .303 Vickers gun
Боевая масса: 700-800 кг
Размеры: 3350 ммх1650 ммх1860 мм (с тентом)
Экипаж: 2-3
Где увидеть: Фестивали в Австралии, новодел от Champ restoration
В 1917-м году Генри Форд провёл небольшую модернизацию своей единственной модели Ford Model T. Принципиально в современном мире такие изменения назвали бы рестайлингом, но для Генри Форда рестайлинг ради рестайлинга был невозможен. Все изменения должны были вести к росту производства и удешевления стоимости производства. Самыми существенными изменениям подвергся кузов и электрооборудование машины, которое, например головные фары просто были заменены на современные. У двигателя путем увеличения размеров головки было улучшено охлаждение. Самым заметным внешне стали изменения капота и формы радиатора, Верхняя часть радиатора получила пирамидальную форму с плавным закруглением в верхней части, а сам капот стыковался с элементами оперения кабины плавно. Кузов был немного расширен и приобрел более простые и более современные формы. Модель 1917-года получила в свою программы полноценный пикап.
Во второй половине 1917-го года модернизированные Форды стали поступать в распоряжение британских вооруженных сил в том числе в Африку и на Ближний Восток. Одними из первых был перевооружен на новую технику отличившийся в песках Палестины австралийский 1-st Light Car Patrol. Старые машины отслужили в пустынях Судана и Египта, а затем и Леванта почти полтора года только благодаря простоте ремонта и наличию большого количества запасных частей, в том числе и в виде вышедших из строя транспортных машин, которые не выдерживали жесткого режима службы. 10-11 декабря 1917-го года 1-й Легкий автомобильный патруль получил новую технику и занялся её освоением, тем более, что на фронте в Палестине было относительное затишье, после потери турками Газы. В Палестину были переброшены так же 2nd и 7th Light Car Patrols с британскими экипажами, так же получившими новую матчасть.
Боевые машины, попавшие на вооружении Легких автомобильных патрулей в конце 1917-года, не подвергались столь суровым издевательствам, как машины в Египте. Фактически кроме перекраски в зеленый цвет, удаления лобовых стекол и тента кузова, на машины устанавливались только стойки для крепления пулемётов Льюис или установки в кузов пикапа станкового пулемёта Виккерс. Новые машин имели собственные имена: Anzac, Billzac, Osatal, Silent Sue, Imshi и Bung.
Различить боевые машины 1st Australian Light Car Patrol и британских частей достаточно просто, хотя они и базируются на Форд-Т. Машины, на которых воевали в 1917 имеют верхнюю часть радиатора из прямых линий трапецеидальной формы, а машины 1918-го имеют скругленный сверху близкий к треугольному радиатор. Так же машины 1918-го года уже не облегчались по максимуму, с них не снимали часто только двери и тенты.
25 апреля 1st Australian Light Car Patrol arrives прибывает на Мёртвое море и включается в операции с базы Dead Sea Post, в том числе и с использованием захваченных турецких патрульных лодок, превратившись в "морских" австралийцев. 2 сентября 1917-го года австралийский Патруль вернулся с "добычей" - был захвачен германский легковой автомобиль Lorely, который стал использоваться как штабной. Вместе с 1-м (австралийским) Патрулем в операциях в Леванте использовались так же перевооруженные новыми Форд-Т 2-й и 7-й британские Легкие Патрули.
Выбор бойцов Легких патрулей для водного патрулирования на катерах был сделан из-за высоких требований к технической грамотности и умению обслуживать двигатели и пулемётно-пушечное вооружение. Только в частях LCP были специалисты подобного профиля. Став параллельно и "водным" патрулем, части Легкого Автомобильного Патруля не забывали и о своей обычной работе - рейдах на оснащенных пулемётами Форд-Т. Принципиально выполняемые задачи не сильно отличались от того, что они делали в Африке: дальние рейды, разведка противника, изучение коммуникаций, сопровождение транспортных колонн, перехват путей снабжения войск противника. Как и в Египте части на легких Форд-Т применялись совместно с бронеавтомобилями Роллс-Ройс из Батарей Легких бронеавтомобилей, но театр боевых действий был немного более благоприятный - меньше песков, не так жарко, больше населенных пунктов.
Первой операцией, в которой отличились легкий патрули на новой технике, стала операция, получившая название в англоязычных источниках как "Армагедоннская битва" или Битва при Мегиддо. В ходе операции, итогом которой стал полный разгром турецкой группировки войск в Палестине, были продемонстрированы лучшие образцы тактики, которая через 25 лет получит название "блицкриг" или "глубокая операция". Перед операцией были предприняты экстраординарные меры по убеждению противника в том, что наступление будет в другом месте - долине реки Иордан. Операция началась 19 сентября 1918 года после мощным и неожиданным огневым налётом по отдельным участкам фронта. Союзные войска составленные из британских, индийских, австралийских и новозеландских частей и небольшими контингентами французов и добровольческим армянским корпусом прорвали оборону турецких войск, которые были поддерживали германскими "инструкторами". С помощью германцев турки построили эшелонированную оборону, но это им не помогло.
В разрывы обороны, захваченные пехотой союзники вводили конные индийские и новозеландские части, поддержанные легкими батареями бронеавтомобилей в сочетании с машинами Легкого патруля. В тылу, обороняющихся частей противника разведка на автомобилях Форд, вооруженных пулемётами захватывала перекрестки дорог, уничтожала караваны с боеприпасами. Совместно с активным использованием авиации автомобильные силы полностью отрезали части от штабов и лишили их управления, нарушили коммуникации, изолировав зону операции. Окруженные оставшиеся очаги обороны были в течении недели ликвидированы, а передовые части автобронесил и кавалерии вошли в Дамаск, фактически закончив активную часть боевых действия на этом ТВД.
Операция при Мегиддо стала образцом для генералов, воевавших в Европе, как с минимальными потерями провести операцию против подгдотовленного противника. Генерал Алленби, британский командующий египетских экспедиционных сил, за её проведение удостоился звания первого виконта Алленби Мегиддо. Сочетание дезинформации, внезапности, тесного взаимодействия кавалерии, авиации и автобронетанковых войск в комплекте с задействованием арабских "прокси" отрядов позволило Алленби полностью достичь поставленных перед операцией задач.
Финальным аккордом в использовании легких боевых машин-пулемётовозов на базе Форд Модель Т стала операция по рейду на Алеппо, печально известному сирийскому городу в современной истории мира 21-го века. К Алеппо стекались вырвавшиеся из окружения при Мегиддо турецкие войска, в городе была возможность создать опорный пункт обороны, особенно с учётом наличия железной дороги для снабжения армии. Кавалерийские части британского контингента были прилично потрепаны и не могли обеспечить приследования и разгрома остатков армии противника. Британское командования предоставила генералу Алленби карт-бланш на проведение операции по захвату Алеппо оставшимися в его распоряжении силами. Провести её нужно была максимально быстро, пока не сформировали турки устойчивую оборону. Причем всякая ответственность за результаты операции с героя Мегиддо была снята.
Планом Алленби был глубокий рейд ограниченными силами, как и в истории с операцией при Биэр-Шэве в котором многое было запланировано в стиле "хайли-лайкли". В рейде приняли участие часть 5-й кавалерийской дивизии в виде 15-й (Имперская служба) кавалерийской бригады (15th (Imperial Service) Cavalry Brigade, трех батарей легких бронемашин (2nd, 11th и 12th Light Armoured Motor Batteria) на Роллс-Ройсах, три легких патруля со штатным вооружением (1st, 2nd и 7th Light Car Patrols). Всего 24 броневика и 18 вооруженных пулемётами Форд-Т. Все боевые машины в сопровождении полутора тысяч всадников двигались одной колонной, вторую колонну составляла только кавалерия 13-й и 14-й бригад 5-й кавалерийской дивизии. Первыми шли сменяя друг другу Легкие Патрули на Форд-Т. В случае необходимости они ожидали тяжёлые броневика, а кавалерия должна была закрепить успех.
Преследование отходящих турецких войск получило в истории наименование Гонка преследования к Харитану - Pursuit to Haritan. Боевые колонны союзников за месяц с 1-го по 28-го октября, начав движение от Дамаска, закончили его в Алеппо. Преследование противника начиналось авиационной разведки, которая передавала информацию Легким Патрулям, которые висели на хвосте у турок, не давая им закрепится, захватывая перекрестки и колодцы. Вслед за Форд-Т двигались пулеметные бронетранспортёры Роллс-Ройс (Rolls-Royce Armoured Car Admiral Pattern). В ключевых точках колонны собирались, приводили в порядок технику и коней и двигались дальше. 350 км от Дамаска были пройдены за 25 дней.
Из Хамы колонна броневиков одним рывком, оставив позади себя кавалерию 15-й бригады, выдвинулись к Алеппо, и сходу атаковали турецкую кавалерию в Хан-Тумане к югу от Алеппо. После того как кавалерия была рассеяна, бронеавтомобили и легкие разведчики уткнулись в пехотные османские 1-ю и 11-ю дивизии в 5 км к югу от города. Суммарно разведка с воздуха и информация легких патрулей позволила оценить число обороняющихся в 8-9 тысяч штыков.
Генерал-майор Х. Дж. Макандрю, командующий 5-й кавалерийской дивизией, отправил командира 7-го легкого патруля на автомобиля с белым флагом и предложением сдать город. Миссия была неудачной, османы отказались сдаваться и легкие патрули отправили уже с севера города для розыска пути в обход через холмы. Но с севера для автомобилей дорога была непроходима и разведка вернулась назад в Хан-Туман.
Генерал-майор Х. Дж. Макандрю, планировал взять Алеппо ударом с трех сторон 26 октября, взяв противника в "вилы", где центральным штырем должны были быть вооруженные автомобили, а краями конница. Но арабы решили, что они не могут отдать победу каким-то автомобилистам и начали наступление ночью. Британцам на броневиках во главе с Макандрю оставалось войти уже в захваченный Алеппо. Так закончились боевые действия на палестинском ТВД и это были последние операции частей легкого патруля, хотя в Африке они служили и в 1920-м.
3 марта 1919 года Австралийское подразделение после торжественного парада сдала свои машины на хранение на склад в Алеппо и весь состав патруля выехал на поезде в Каир. В мае 1919-го года часть была полностью расформирована и последние офицеры 1st Australian Light Car Patrol погрузились на HT Kaiser-i-Hind для возврата домой. И хотя через сто лет кажется, что участие добровольцев в чужой войне за десятки тысяч километров от родины, отделенной от ТВД океанами, приведшая к самым большим относительным потерям частей Австралии и Новой Зеландии в этой войне, было бессмысленным, сами австралийцы так не считают. По их мнению показав мужество и решимость именно в этой войне Австралия заслужила права быть не просто независимым государством, а страной имеющей авторитете в мировой политике.
Поставить на полочку машины Легкого патруля Австралийских имперский войск можно только немного помучившись: купив, склеив и покрасив, или не покрасив пластиковую модель от фирмы ICM. В масштабе 1:35 производитель пластиковых моделей выпускает командирскую, патрульную машины и пикап-тендер. Патрульная машина выпускается с пулемётами Виккерс или Льюис. Купить можно как по отдельности модели, так и набор сразу из трёх машин, с экипажем и без экипажа, а можно экипаж отдельно. В общем всё на благо коллекционера.
В 2017-м году австралийские умельцы из Champ restoration построили очень качественную реплику машины обр 1917-го года, которую показывают на слётах местных реконструкторов Первой мировой.
Видеоматериалы о том, как 1st Australian Light Car Patrol входит в Алеппо можно посмотреть здесь: Australian War Memorial Collection F00049
Другие статьи о броневых машинах, которые принимали участие в боевых действиях со стороны союзников и машинах на шасси Минерва можно посмотреть здесь:
Приключения австралийцев в пустыне. 1st Armoured Car Battery. 1916. Часть 1. Бронированный Даймлер.
Приключения австралийцев в пустыне. 1st Armoured Car Battery. 1916. Часть 2. Бронированный Мерседес.
Приключения австралийцев в пустыне. Часть 5. Light Car Patrol. 1917. Легкая кавалерия на Форд-Т.
Жестянка Лиззи для России. Ford Model T RNAS Armoured Car. 1916. Настоящая "техничка".
Бельгийские пионеры. Часть 4. Auto Blindée Mors. Франко-бельгиец. С лучшей стороны на обоих фронтах.
У страха глаза велики. Autocanon Ford model T. 1914. Подразделения пушечных машин на Таити.
Первый польский броневик. Ford FT-B. 1920. Жестянка Лиззи в бронированной конфедератке против РККА.
Источники:
David A Finlayson & Michael K Cecil. Pioneers of Australian Armour in the Great War. Pen & Sword Military. 2017
Light Car Patrols 1916-19: War and Exploration in Egypt and Libya with the Model T Ford, Claud Williams, Russell McGuirk (Editor)
https://warfarehistorynetwork.com/2021/11/12/battle-of-megiddo/