Найти тему
Remont1969

Приключения австралийцев в пустыне. Часть 6. Ford-T Light Car Patrol. 1918. Легкие британские патрули на Синае

История австралийского Легкого патруля на Ford-T в 1918-м году.

В 1916-м году для ведения войны в Африке британскими военными были созданы специальные подразделения - Легкие Патрули на автомобилях - Light Car Patrol. Автомобиль показал, что даже в таком несовершенном виде, как он был в начале второго десятилетия 20-го века, это отличное средство перемещения из точки А в точку Б. Первые опыты использования легких пикапов Форд Т, закупленных военным ведомством для работы в Египте, показали, что скорость снабжения вырастает минимум в 10 раз по сравнению с караванами верблюдов. Следующим шагом было создание шести боевых подразделений, каждое из которых было вооружено шестью максимально облегченными автомобилями Ford Model T, пять из которых были вооружены ручными пулемётами, а шестой выступал в качестве машины тендера. В конце 1916-года прилично изношенный машинный парк 1-st Light Car Patrol был передан австралийцам. На этих Фордах, уже минимум полгода эксплуатировавшимися в Африке, бойцы из Южного полушария не только успели повоевать в Африке, но и будучи переброшенными в Палестину, оказать существенную помощь кавалерийским частям в ходе операции Беэр-Шева (Beersheba) в конце 1917-года. Активное боевое применение окончательно добило матчасть Австралийского легкого патруля и в декабре 1917-го подразделение пересело на новые Форды.

Ford T Light Car Patrol/Ford T LCP/Легкие патрульные автомобили Форд-Т

Стана: Британская империя

Производитель: Армейские мастерские Каир

Год выпуска: 1916-1917

Кол-во: 42

Шасси: Ford Model T

Двигатель: Ford T, 2896 см3, 22,5 л. с., при 1800 об/мин

Бронирование: не использовалось

Вооружение: .303 Lewis gun или .303 Vickers gun

Боевая масса: 700-800 кг

Размеры: 3350 ммх1650 ммх1860 мм (с тентом)

Экипаж: 2-3

Где увидеть: Фестивали в Австралии, новодел от Champ restoration

В 1917-м году Генри Форд провёл небольшую модернизацию своей единственной модели Ford Model T. Принципиально в современном мире такие изменения назвали бы рестайлингом, но для Генри Форда рестайлинг ради рестайлинга был невозможен. Все изменения должны были вести к росту производства и удешевления стоимости производства. Самыми существенными изменениям подвергся кузов и электрооборудование машины, которое, например головные фары просто были заменены на современные. У двигателя путем увеличения размеров головки было улучшено охлаждение. Самым заметным внешне стали изменения капота и формы радиатора, Верхняя часть радиатора получила пирамидальную форму с плавным закруглением в верхней части, а сам капот стыковался с элементами оперения кабины плавно. Кузов был немного расширен и приобрел более простые и более современные формы. Модель 1917-года получила в свою программы полноценный пикап.

Ford Model T выпуска 1917-1923
Ford Model T выпуска 1917-1923

Во второй половине 1917-го года модернизированные Форды стали поступать в распоряжение британских вооруженных сил в том числе в Африку и на Ближний Восток. Одними из первых был перевооружен на новую технику отличившийся в песках Палестины австралийский 1-st Light Car Patrol. Старые машины отслужили в пустынях Судана и Египта, а затем и Леванта почти полтора года только благодаря простоте ремонта и наличию большого количества запасных частей, в том числе и в виде вышедших из строя транспортных машин, которые не выдерживали жесткого режима службы. 10-11 декабря 1917-го года 1-й Легкий автомобильный патруль получил новую технику и занялся её освоением, тем более, что на фронте в Палестине было относительное затишье, после потери турками Газы. В Палестину были переброшены так же 2nd и 7th Light Car Patrols с британскими экипажами, так же получившими новую матчасть.

-3

Боевые машины, попавшие на вооружении Легких автомобильных патрулей в конце 1917-года, не подвергались столь суровым издевательствам, как машины в Египте. Фактически кроме перекраски в зеленый цвет, удаления лобовых стекол и тента кузова, на машины устанавливались только стойки для крепления пулемётов Льюис или установки в кузов пикапа станкового пулемёта Виккерс. Новые машин имели собственные имена: Anzac, Billzac, Osatal, Silent Sue, Imshi и Bung.

Добавьте описание
Добавьте описание
Различить боевые машины 1st Australian Light Car Patrol и британских частей достаточно просто, хотя они и базируются на Форд-Т. Машины, на которых воевали в 1917 имеют верхнюю часть радиатора из прямых линий трапецеидальной формы, а машины 1918-го имеют скругленный сверху близкий к треугольному радиатор. Так же машины 1918-го года уже не облегчались по максимуму, с них не снимали часто только двери и тенты.
-5

25 апреля 1st Australian Light Car Patrol arrives прибывает на Мёртвое море и включается в операции с базы Dead Sea Post, в том числе и с использованием захваченных турецких патрульных лодок, превратившись в "морских" австралийцев. 2 сентября 1917-го года австралийский Патруль вернулся с "добычей" - был захвачен германский легковой автомобиль Lorely, который стал использоваться как штабной. Вместе с 1-м (австралийским) Патрулем в операциях в Леванте использовались так же перевооруженные новыми Форд-Т 2-й и 7-й британские Легкие Патрули.

Бойцы  1st Australian Light Car Patrol на патрульном турецком катере в ходе "морского" рейда.
Бойцы 1st Australian Light Car Patrol на патрульном турецком катере в ходе "морского" рейда.

Выбор бойцов Легких патрулей для водного патрулирования на катерах был сделан из-за высоких требований к технической грамотности и умению обслуживать двигатели и пулемётно-пушечное вооружение. Только в частях LCP были специалисты подобного профиля. Став параллельно и "водным" патрулем, части Легкого Автомобильного Патруля не забывали и о своей обычной работе - рейдах на оснащенных пулемётами Форд-Т. Принципиально выполняемые задачи не сильно отличались от того, что они делали в Африке: дальние рейды, разведка противника, изучение коммуникаций, сопровождение транспортных колонн, перехват путей снабжения войск противника. Как и в Египте части на легких Форд-Т применялись совместно с бронеавтомобилями Роллс-Ройс из Батарей Легких бронеавтомобилей, но театр боевых действий был немного более благоприятный - меньше песков, не так жарко, больше населенных пунктов.

Автомобиль Форд-Т выполняющий роль машины Капитана Макинтайра, командир 7-го легкового патруля с белым флагом, выезжает с предлоожением капитуляции.
Автомобиль Форд-Т выполняющий роль машины Капитана Макинтайра, командир 7-го легкового патруля с белым флагом, выезжает с предлоожением капитуляции.

Первой операцией, в которой отличились легкий патрули на новой технике, стала операция, получившая название в англоязычных источниках как "Армагедоннская битва" или Битва при Мегиддо. В ходе операции, итогом которой стал полный разгром турецкой группировки войск в Палестине, были продемонстрированы лучшие образцы тактики, которая через 25 лет получит название "блицкриг" или "глубокая операция". Перед операцией были предприняты экстраординарные меры по убеждению противника в том, что наступление будет в другом месте - долине реки Иордан. Операция началась 19 сентября 1918 года после мощным и неожиданным огневым налётом по отдельным участкам фронта. Союзные войска составленные из британских, индийских, австралийских и новозеландских частей и небольшими контингентами французов и добровольческим армянским корпусом прорвали оборону турецких войск, которые были поддерживали германскими "инструкторами". С помощью германцев турки построили эшелонированную оборону, но это им не помогло.

Оборона турок при Мегиддо
Оборона турок при Мегиддо

В разрывы обороны, захваченные пехотой союзники вводили конные индийские и новозеландские части, поддержанные легкими батареями бронеавтомобилей в сочетании с машинами Легкого патруля. В тылу, обороняющихся частей противника разведка на автомобилях Форд, вооруженных пулемётами захватывала перекрестки дорог, уничтожала караваны с боеприпасами. Совместно с активным использованием авиации автомобильные силы полностью отрезали части от штабов и лишили их управления, нарушили коммуникации, изолировав зону операции. Окруженные оставшиеся очаги обороны были в течении недели ликвидированы, а передовые части автобронесил и кавалерии вошли в Дамаск, фактически закончив активную часть боевых действия на этом ТВД.

Итог атаки транспортной турецкой колонны - на дороге Форд-Т лёгкого патруля
Итог атаки транспортной турецкой колонны - на дороге Форд-Т лёгкого патруля

Операция при Мегиддо стала образцом для генералов, воевавших в Европе, как с минимальными потерями провести операцию против подгдотовленного противника. Генерал Алленби, британский командующий египетских экспедиционных сил, за её проведение удостоился звания первого виконта Алленби Мегиддо. Сочетание дезинформации, внезапности, тесного взаимодействия кавалерии, авиации и автобронетанковых войск в комплекте с задействованием арабских "прокси" отрядов позволило Алленби полностью достичь поставленных перед операцией задач.

На фотографии 1-й Легкий патруль в полном составе - четыре машины с установленными Виккерсами, машина-тендер и машина связи и управления.
На фотографии 1-й Легкий патруль в полном составе - четыре машины с установленными Виккерсами, машина-тендер и машина связи и управления.

Финальным аккордом в использовании легких боевых машин-пулемётовозов на базе Форд Модель Т стала операция по рейду на Алеппо, печально известному сирийскому городу в современной истории мира 21-го века. К Алеппо стекались вырвавшиеся из окружения при Мегиддо турецкие войска, в городе была возможность создать опорный пункт обороны, особенно с учётом наличия железной дороги для снабжения армии. Кавалерийские части британского контингента были прилично потрепаны и не могли обеспечить приследования и разгрома остатков армии противника. Британское командования предоставила генералу Алленби карт-бланш на проведение операции по захвату Алеппо оставшимися в его распоряжении силами. Провести её нужно была максимально быстро, пока не сформировали турки устойчивую оборону. Причем всякая ответственность за результаты операции с героя Мегиддо была снята.

-11

Планом Алленби был глубокий рейд ограниченными силами, как и в истории с операцией при Биэр-Шэве в котором многое было запланировано в стиле "хайли-лайкли". В рейде приняли участие часть 5-й кавалерийской дивизии в виде 15-й (Имперская служба) кавалерийской бригады (15th (Imperial Service) Cavalry Brigade, трех батарей легких бронемашин (2nd, 11th и 12th Light Armoured Motor Batteria) на Роллс-Ройсах, три легких патруля со штатным вооружением (1st, 2nd и 7th Light Car Patrols). Всего 24 броневика и 18 вооруженных пулемётами Форд-Т. Все боевые машины в сопровождении полутора тысяч всадников двигались одной колонной, вторую колонну составляла только кавалерия 13-й и 14-й бригад 5-й кавалерийской дивизии. Первыми шли сменяя друг другу Легкие Патрули на Форд-Т. В случае необходимости они ожидали тяжёлые броневика, а кавалерия должна была закрепить успех.

Легкий патруль  1st Australian Light Car Patrol и батарея Armoured Car Batteries
Легкий патруль 1st Australian Light Car Patrol и батарея Armoured Car Batteries

Преследование отходящих турецких войск получило в истории наименование Гонка преследования к Харитану - Pursuit to Haritan. Боевые колонны союзников за месяц с 1-го по 28-го октября, начав движение от Дамаска, закончили его в Алеппо. Преследование противника начиналось авиационной разведки, которая передавала информацию Легким Патрулям, которые висели на хвосте у турок, не давая им закрепится, захватывая перекрестки и колодцы. Вслед за Форд-Т двигались пулеметные бронетранспортёры Роллс-Ройс (Rolls-Royce Armoured Car Admiral Pattern). В ключевых точках колонны собирались, приводили в порядок технику и коней и двигались дальше. 350 км от Дамаска были пройдены за 25 дней.

-13

Из Хамы колонна броневиков одним рывком, оставив позади себя кавалерию 15-й бригады, выдвинулись к Алеппо, и сходу атаковали турецкую кавалерию в Хан-Тумане к югу от Алеппо. После того как кавалерия была рассеяна, бронеавтомобили и легкие разведчики уткнулись в пехотные османские 1-ю и 11-ю дивизии в 5 км к югу от города. Суммарно разведка с воздуха и информация легких патрулей позволила оценить число обороняющихся в 8-9 тысяч штыков.

No. 12 Light Armoured Motor Battery и No. 7 Light Car Patrol с 5th Cavalry Brigade по дороге на Алеппо
No. 12 Light Armoured Motor Battery и No. 7 Light Car Patrol с 5th Cavalry Brigade по дороге на Алеппо

Генерал-майор Х. Дж. Макандрю, командующий 5-й кавалерийской дивизией, отправил командира 7-го легкого патруля на автомобиля с белым флагом и предложением сдать город. Миссия была неудачной, османы отказались сдаваться и легкие патрули отправили уже с севера города для розыска пути в обход через холмы. Но с севера для автомобилей дорога была непроходима и разведка вернулась назад в Хан-Туман.

No. 1 Australian Light Car Patrol at Aleppo Railway Station in November 1918. From left to right: two Model T Ford ‘fighting’ cars armed with Lewis machine-guns, a Ford tender, German Loreley,
another Ford Tender, two ‘fighting’ cars and two motorcycles. Clearly some effort has been made to
reassemble the cars at the end of the war (AWM B00707).
No. 1 Australian Light Car Patrol at Aleppo Railway Station in November 1918. From left to right: two Model T Ford ‘fighting’ cars armed with Lewis machine-guns, a Ford tender, German Loreley, another Ford Tender, two ‘fighting’ cars and two motorcycles. Clearly some effort has been made to reassemble the cars at the end of the war (AWM B00707).

Генерал-майор Х. Дж. Макандрю, планировал взять Алеппо ударом с трех сторон 26 октября, взяв противника в "вилы", где центральным штырем должны были быть вооруженные автомобили, а краями конница. Но арабы решили, что они не могут отдать победу каким-то автомобилистам и начали наступление ночью. Британцам на броневиках во главе с Макандрю оставалось войти уже в захваченный Алеппо. Так закончились боевые действия на палестинском ТВД и это были последние операции частей легкого патруля, хотя в Африке они служили и в 1920-м.

-16

3 марта 1919 года Австралийское подразделение после торжественного парада сдала свои машины на хранение на склад в Алеппо и весь состав патруля выехал на поезде в Каир. В мае 1919-го года часть была полностью расформирована и последние офицеры 1st Australian Light Car Patrol погрузились на HT Kaiser-i-Hind для возврата домой. И хотя через сто лет кажется, что участие добровольцев в чужой войне за десятки тысяч километров от родины, отделенной от ТВД океанами, приведшая к самым большим относительным потерям частей Австралии и Новой Зеландии в этой войне, было бессмысленным, сами австралийцы так не считают. По их мнению показав мужество и решимость именно в этой войне Австралия заслужила права быть не просто независимым государством, а страной имеющей авторитете в мировой политике.

Добавьте описание
Добавьте описание

Поставить на полочку машины Легкого патруля Австралийских имперский войск можно только немного помучившись: купив, склеив и покрасив, или не покрасив пластиковую модель от фирмы ICM. В масштабе 1:35 производитель пластиковых моделей выпускает командирскую, патрульную машины и пикап-тендер. Патрульная машина выпускается с пулемётами Виккерс или Льюис. Купить можно как по отдельности модели, так и набор сразу из трёх машин, с экипажем и без экипажа, а можно экипаж отдельно. В общем всё на благо коллекционера.

В 2017-м году австралийские умельцы из Champ restoration построили очень качественную реплику машины обр 1917-го года, которую показывают на слётах местных реконструкторов Первой мировой.

Видеоматериалы о том, как 1st Australian Light Car Patrol входит в Алеппо можно посмотреть здесь: Australian War Memorial Collection F00049

Другие статьи о броневых машинах, которые принимали участие в боевых действиях со стороны союзников и машинах на шасси Минерва можно посмотреть здесь:

Приключения австралийцев в пустыне. 1st Armoured Car Battery. 1916. Часть 1. Бронированный Даймлер.

Приключения австралийцев в пустыне. 1st Armoured Car Battery. 1916. Часть 2. Бронированный Мерседес.

Приключения австралийцев в пустыне. 1st Armoured Car Battery. 1916. Часть 3. Вспомогательные силы - пикап Минерва

Приключения австралийцев в пустыне. 1st Armoured Car Battery. 1916. Часть 4. Боевой пулемётовоз New Hudson.

Приключения австралийцев в пустыне. Часть 5. Light Car Patrol. 1917. Легкая кавалерия на Форд-Т.

Жестянка Лиззи для России. Ford Model T RNAS Armoured Car. 1916. Настоящая "техничка".

Бельгийские пионеры. Часть 4. Auto Blindée Mors. Франко-бельгиец. С лучшей стороны на обоих фронтах.

У страха глаза велики. Autocanon Ford model T. 1914. Подразделения пушечных машин на Таити.

Первый польский броневик. Ford FT-B. 1920. Жестянка Лиззи в бронированной конфедератке против РККА.

Танк Mark IV Grit участвует в Параде Победы в Мельбурне 19 мая 1919-года.
Танк Mark IV Grit участвует в Параде Победы в Мельбурне 19 мая 1919-года.

Источники:

David A Finlayson & Michael K Cecil. Pioneers of Australian Armour in the Great War. Pen & Sword Military. 2017

https://www.awm.gov.au/advanced-search?query=1st%20Armoured%20Car%20Battery&collection=true&facet_type=Photograph

Light Car Patrols 1916-19: War and Exploration in Egypt and Libya with the Model T Ford, Claud Williams, Russell McGuirk (Editor)

https://warfarehistorynetwork.com/2021/11/12/battle-of-megiddo/