Найти тему
Журнал "Лучик"

Что лежит в чаше на знаменитой «Троице» Рублёва?

Всем известен этот шедевр живописи, но вряд ли все ли знают, что на нём происходит. Не что изображено – а именно что происходит! А между тем это интереснейшая история...

Андрей Рублёв. Троица. (1411 или 1425-27 гг.)
Андрей Рублёв. Троица. (1411 или 1425-27 гг.)

Начнём с чаши. Она занимает центральное место в композиции. Логично предположить, что это не случайно, что чаша символизирует нечто важное, имеющее отношение к пониманию сюжета. Что в ней лежит?

-2

Так сразу не скажешь... Взглянем на другие иконы с изображением Троицы. Но тут, например, вовсе не видим чаши, просто разложена еда:

-3

И тут:

-4

А здесь? Опять что-то странное... У вас возникли предположения? Что это, по-вашему?

-5

А вот здесь уже прекрасно видно, что это, и становится жутковато...

-6

Что за лицо в чаше? Выглядит человеческим... Обратите внимание на узор на чаше – это голова овна или тельца.

Овны (овцы, бараны) и тельцы (быки и телята) были жертвенными животными. Но к чему эта путаница? Почему было не изобразить жертвенного тельца прямо? Как здесь, например:

-7

или здесь:

-8

Чтобы это понять, обратимся к истории сюжета.

Как в истории научного знания квантовая механика существует "поверх" классической ньютоновской механики, но при этом не опровергает и не отрицает её, так в христианской культуре новозаветная традиция существует поверх ветхозаветной. Образ Троицы имеет дохристианское – ветхозаветное – толкование: "Гостеприимство Авраама".

Согласно библейскому сюжету, праотец Авраам сидел возле своего шатра под зеленью Мамврийской дубравы...

Вот так, кстати, выглядел реликтовый Мамврийский дуб в 1869 году:

-9

Вот так – в начале ХХ века:

-10

А вот так – в наше время (увы):

-11

(Не удивляйтесь и не отмахивайтесь – дескать, "всё это враки для привлечения паломников": для дубовой рощи пять-шесть тысяч лет – это вполне приемлемо. Например, роща осинообразных тополей по в американском штате Юта существует уже... 80 тысяч лет! О других деревьях-долгожителях можно будет прочитать и посмотреть на них по ссылке в конце поста.)

Итак, Авраам отдыхал в тени дуба возле своего шатра – и вдруг увидел трёх путников. Это были Господь Яхве и двое сопровождавших его ангелов. Авраам пригласил путников отдохнуть и подкрепиться. Сарра, жена Авраама, испекла хлеб, а сам он выбрал лучшего телёнка и велел заколоть его.

-12

За трапезой Господь предсказал Аврааму, что от его сына, которому предстоит родиться, пойдёт народ иудейский.

Вот тут автор иконы о явлении Святой Троицы Аврааму цитирует Рублёва – обратите внимание на позы Бога и ангелов:

-13

Везде мы видим Авраама и Сарру, ухаживающих за гостями. Вот ещё очень трогательная интерпретация – с кухонным ножиком и морковочками:

-14

Везде в центре композиции – дуб. Ну, а шатёр пастуха-кочевника Авраама видоизменился сообразно более поздним представлениям о достойном праотца жилище. Сравним с классической иконой Рублёва:

-15

Здесь мы видим и Авраамов дуб (за крылом ангела, сидящего в центре), и Авраамово жилище (каменный дом с колоннами слева), и накрытый стол. Но не видим самих Авраама и Сарры. Потому что теперь это другая история. Не о возникновении иудейского народа. А о чём?

Мир снова погрузился во тьму... "Снова" – потому что в библейской истории такое случалось неоднократно, и всякий раз ветхозаветный Бог решал проблему, уничтожая погрязших во грехе людей (Потоп; Содом и Гоморра). Не помогало. На этот раз...

-16

Все помнят, как называется картина? Нет, это не шутка и не кощунство. Просто художник Пётр Белоусов изобразил ровно тот же сюжет: переосмысление пути и предчувствие великой, но и трагичной судьбы... Но уже с использованием образов, дозволенных в его время.

Именно это – предвидение великого и страшного будущего – происходит на иконе "Троица". Бог-отец (посередине), Дух Святой (справа) и Христос (слева) словно ведут беззвучную беседу, решая, как по-новому, не уничтожая мир людей, искупить грехи человеческие?

Бог Отец и Святой Дух обращаются к Христу – словно с немым вопросом. "Я пойду искуплю", – будто отвечает Он, смиренно склонив навстречу им голову.

-17

Вот почему чаша на новозаветной "Троице" – не просто посуда, из которой ели усталые путники, гости Авраама. Это символ самопожертвования Христа, перекликающийся с молением о чаше в Гефсиманском саду ("Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия").

Кадр из фильма "Страсти Христовы", 2004, режиссёр Мэл Гибсон
Кадр из фильма "Страсти Христовы", 2004, режиссёр Мэл Гибсон

Вот почему на этой иконе у жертвенного тельца человеческое лицо.

-19

Есть другая интерпретация расположения фигур: в центре Христос, слева Отец, справа Святой Дух. Она весьма популярна и часто оправдана (христиане считают Христа "главным" воплощением Триединого Бога), но не является единственно верной. Существуют также интепретации, помещающие Сына справа, а Святого Духа посередине... В общем, мы не настаиваем, просто перечисляем версии.

Остался "неразгаданным" последний символ на иконе Рублёва – гора в верхнем левом углу. Дело в том, что явления Бога и божественной сути Христа людям всегда происходили на какой-либо возвышенности. (Не случайно на торжественном поэтическом и богослужебном языке "высший" звучит как "горний" – "горный".)

На горе Синай в Египте Бог явился Моисею и сообщил ему свои заповеди:

Гора Синай
Гора Синай

На горе Фавор случилось Преображение Господне – когда Иисус явил свою божественную суть (одежды его стали белоснежными, и сам он вознёсся в воздух) троим своим избранным ученикам.

Гора Фавор
Гора Фавор

На горе Голгофе произошла Искупительная Жертва Христа...

Голгофа (местонахождение неизвестно; фото сделано в Крыму)
Голгофа (местонахождение неизвестно; фото сделано в Крыму)

И наконец, на горе Елеонской (Масличной) случилось вознесение Христа – завершение его земной миссии и возвращение к Отцу.

Елеонская гора
Елеонская гора

Вот что означает гора на рублёвской иконе.

Итак, повторим на всякий случай ещё раз, что ПРОИСХОДИТ на иконе. Бог решает, что делать с людьми. И решает их не убивать. Вместо этого – убить себя – больше, чем себя, хуже, чем себя – сына. Он призывает Сына и говорит: "Ты должен стать человеком, пойти к людям и научить их, как жить. А чтобы они поверили... Докажи, что веришь в это, приняв мучения. Умри за это. Тогда... кто-нибудь поверит. Людей впечатляет, когда погибает кто-нибудь молодой и красивый. Они это запомнят. На пару тысяч лет, вряд ли дольше..." И Сын принимает волю отца. А душа Отца в это время скорбит.

На этом пока всё. Спасибо, если вам было интересно!

Далее:

"Разве я ругался?" Случай на операции
Ночью звонок из поселковой больницы. Вскрыли женщине живот – и не знают, что делать дальше. «Приезжайте, пожалуйста».

-24