Найти в Дзене
Штангенциркуль

"Американский бакелитовый кирпич" от 1928 года из Чикаго

DeVry, 1928 год. Чикаго.
DeVry, 1928 год. Чикаго.

Я уже писал, что моя покупка большого лота в США принесла мне много приятных находок.

Одна из них - QRS Kamra DeVry K-1, выпущенная в 1928 году небольшой компанией из Чикаго.

Рассмотрим ее со всех сторон:

Вид со стороны объектива и визирного окна.
Вид со стороны объектива и визирного окна.
Вид сверху. Визирное окошко, счетчик кадров, перемотка ленты и рычаг выбора режима затвора.
Вид сверху. Визирное окошко, счетчик кадров, перемотка ленты и рычаг выбора режима затвора.
Вид сзади. Защелки фиксации съемной крышки.
Вид сзади. Защелки фиксации съемной крышки.

Кому лень читать - можете глянуть небольшой видео-обзор: https://zen.yandex.ru/video/watch/61fcfec87af52614851c0ae9

Про изготовителя камеры известно не много. Прошло 93 года, да к тому же в ее истории это всего одна камера - пробный шар, так сказать.

Прототипом этой камеры была камера Ellison Kamra, выпущенная в 1926 году Майклом Эллисоном и Эдвардом МакОлиффом из Лос-Анджелеса. Это еще более редкая камера, чем та, что в моей коллекции.

Ellison Kamra (Фото отсюда: http://camera-wiki.org/wiki/Ellison_Kamra)
Ellison Kamra (Фото отсюда: http://camera-wiki.org/wiki/Ellison_Kamra)

QRS Kamra DeVry K-1 изготавливалась компанией QRS из Чикаго (название DeVry добавилось к названию компании после ее объединения с компанией DeVry) с 1929 года. Kamra DeVry в любом случае является точной копией (включая название) Ellison Kamra, сделанной всего годом или двумя ранее, хотя она немного меньше, чем Ellison. В частности, QRS Kamra опирается на тот же затвор с кривошипным приводом, запатентованный владельцами компании Ellison Kamra в Лос-Анджелесе, при этом кривошип на верхней части камеры как продвигает пленку (при намотке по часовой стрелке), так и управляет затвором ( при вращении против часовой стрелки). Источники утверждают, что рукоятка обеих камер была хрупкая и сломана на большинстве сохранившихся экземпляров. Мне повезло - у моего аппарата рукоятка перемотки сохранилась.

Та самая рукоятка перемотки. И рычажок выбора режима работы затвора.
Та самая рукоятка перемотки. И рычажок выбора режима работы затвора.

Камера в стандартной комплектации оснащалась фиксированным фокусным расстоянием 40 мм f / 7.7 Graf Anastigmat без регулировки диафрагмы, и зеркальной призмой видоискателя. К слову сказать - за дополнительную плату поставлялся фотоаппарат и с фокусирующим объективом F / 3.5 Graf, с ирисовой диафрагмой.

Объектив и визир утоплены в корпус.
Объектив и визир утоплены в корпус.

Был на камере и счетчик ленты.

Окошко визира и счетчик кадров.
Окошко визира и счетчик кадров.

Камера в нерабочем состоянии, что неудивительно для 93 лет, но неработоспособность ее (в этом возрасте) была заложена конструктивно. Дело в том, что камера снаряжалась 35 мм пленкой (вторая модель в США, после Ellison Kamra), которая применялась в кинематографе. После неудачи с DeVry K-1, фотопленка формата 35мм вернулась в фотоаппараты США только в 1930-х годах с камерами Argus. Но об этом позже. Так о проблеме - 35мм пленка наматывалась в кассеты из жесткого картона, который оборачивался несколькими слоями ленты (что-то вроде нашей черной тканевой изоленты) и со временем кассета разбухала от влаги и застревала в фотоаппарате. Тоже произошло и с моим экземпляром - кассета там сидит как влитая. Я ее подергал чуток, но доставать не решился - корпус эбонитовый, может лопнуть.

Злополучная кассета. За ней виден номер патента США на камеру.
Злополучная кассета. За ней виден номер патента США на камеру.
Номер патента покрупнее.
Номер патента покрупнее.

Вид на камеру со снятой крышкой.
Вид на камеру со снятой крышкой.

Немного про сам бакелит. Для экономии бакелита и придания дополнительной прочности материалу, владелец DeVry договорился с соседней фабрикой, выпускающей хлопчато-бумажную ткань о поставках обрезков ткани. Мелко порубив лоскуты, добавляли их в бакелитовую массу до отливки корпуса. Этим объясняется тот неповторимый (в буквальном смысле) рисунок на корпусах камер. Пары одинаковых не найти.

Самым удивительным для меня было решение со спуском затвора. Только переведя надписи я догадался, как это работает. Проматывая пленку против часовой стрелки вы заодно взводите и механизм затвора. А повернув рычаг по часовой - производите спуск. Решение спорное. К сожалению не могу проверить какое усилие надо приложить на рычаг, чтобы произвести спуск затвора и не дернется ли при этом камера.

Поясняющие надписи о работе рычага взвода/спуска.
Поясняющие надписи о работе рычага взвода/спуска.
Кожаная ручка для переноски камеры. Дожила до наших дней.
Кожаная ручка для переноски камеры. Дожила до наших дней.
Вот такой вот "кирпичик" из Чикаго.
Вот такой вот "кирпичик" из Чикаго.

Компания DeVry выпустила всего одну модель фотоаппарата с революционным на тот момент решением использовать кинопленку 35мм, но не учла природную лень американцев и не развитость инфраструктуры - если пленку Kodak проявляли в лабораториях по свей стране и там же печатали фотографии и заряжали новую пленку, владельцам DeVry К-1 все это приходилось делать самому. Не все были к этому готовы.

Впоследствии компания DeVry сконцентрировалась на выпуске кинокамер и кинопроекторов.

Где-то в закромах коллекции лежит родная инструкция и полкоробки от упаковки - но искать накануне НГ - только накликать санкции от второй половины, при случае разыщу. А пока покажу вам сохранившиеся в сети рекламные буклеты на продукцию DeVry, в том числе и на QRS Kamra DeVry K-1.

-15
-16