Найти тему
История таблетки

«Лекарство» для Брежнева.

Говоря о бурном развитии психофармакологии во второй половине ХХ века, невозможно не вспомнить о самом высокопоставленном советском пациенте того времени, и, наиболее вероятно, жертве бессистемного приёма седативных препаратов – Л.И. Брежневе. Или система была и делалось это преднамеренно? Давайте разбираться.

В виду элитного статуса субъекта исследования (Персона №1, пусть и бывшая) данных для анализа у нас не очень много. Конечно, доступ к историям болезни, амбулаторной карте и листам назначений закрыт и вряд ли эта информация вскроется в ближайшие лет сто. Это вам не колоноскопия Байдена.

Но есть мемуары и интервью тогдашнего министра Е.И. Чазова, лечащего врача генсека Косарева, воспоминания других приближённых к Первому. К тому же, дело происходило не триста лет назад, говорят, видеосъемка и стереозвук уже были. Ютуб, правда, при кровавом совке был запрещён, и даже Нетфликс блокировали, мы-то знаем. С видео фактов и начнём. Если вначале выскочит реклама, я не виноват, ютуб шалит (не зря запрещали!)).

Вот Брежнев выступает с трибуны в 1974. Вполне себе бодр в свои 68 лет (1906 г.р.), хотя и с дефектами речи. Все эти шамканья и причмоки связаны не с неврологическими нарушениями, а с некачественными зубными протезами. Исправлено западногерманскими специалистами в 1977 году. Некоторые связывают нарушение дикции с прошлым ранением в челюсть (упоминаний нет даже в «малой Земле») или даже с курением! Очень сомнительно.

1978. Обратите внимание, с дикцией всё нормально, тремора и другой «неврологии» не наблюдается, речь бодрая, но уже вызывает вопросы. Так же как и юмор с памятью. «Работёшка такая».

Год спустя. Генсек уже несколько потерян, коментирует собственные поступки (я взял другие очки). Ассиметрии лица и других признаков очагового поражения мозга нет.

А вот и последний для Брежнева 1982. Читает исключительно по бумажке, Но при этом, достаточно быстро. Голос дрожит. Передвигается самостоятельно, хотя и с трудом. Мелкая моторика нарушена, но с заколками орденов справляется сам (2:40 – 3:10).

Почему я акцентируюсь на неврологических симптомах? Потому что самые частые причины нарушений речи – травма, инсульт и опухоль мозга. Е. И. Чазов, переживший всех своих кремлёвксих пациентов и ушедший из жизни в 2021 году, в книге «Здоровье и власть. Воспоминания «кремлевского врача.» не указывает ни на то, ни на другое.

В относительно молодом возрасте (45 лет) Брежнев переносит инфаркт миокарда (бывает ещё и инфаркт мозга, термин используется редко, наиболее распространен «ишемический инсульт»), но он не вызывает таких неврологических симптомов.

Первые ласточки «слабости нервной системы» (дословно по Чазову) появляются у Брежнева в 1973 году.

Хотя 5 лет назад, в 1968 году случается «Пражская весна». Конечно, ситуация для всего руководства страны, и для генсека особенно, крайне напряжённая, требующая экстренных мер, работы, как сейчас бы сказали 24 на 7. Бессонные ночи, тяжёлые переговоры и совещания, конечно, непрерывное курение. А Брежнев уже не мальчик – 62. Как результат – гипертонический криз, до инсульта дело не дошло.

«25 августа во время проведения очередного совещания у Брежнева нарушилась дикция, появилась слабость, он был вынужден прилечь на стол — генсек в присутствии подчиненных перенес гипертонический криз. Пришли врачи, пытались отправить его домой отлежаться, а он остался».

В табаке полезного мало, даже если ты куришь эксклюзивную «Новость» из лучших сортов и пользуешь американский подарок – портсигар с таймером. В 1975 Брежнев бросает курить, но зависимость от никотина настолько серьёзная, что требует назначения (а скорее всего, увеличения дозы и спектра) седативных препаратов.

В начале 70-х бензодиазепины в советской медицине, даже такой продвинутой, как кремлёвская, ещё не вошли в повседневную практику. Отечественные оригинальные препараты – фенибут и мебикар - слабы и не совсем подходят по спектру действия.

Основной симптом отмены никотина, беспокоящий Брежнева и его врачей – бессонница. Поэтому остаётся одна группа подходящих лекарств – барбитураты. Что это за зверь, и почему я не говорил о них в предыдущих статьях? Исправляюсь.

Производные барбитуровой кислоты (барбитал, барбамил, фенобарбитал (люминал), этаминал – натрий) вошли в практику ещё в начале ХХ века, прежде всего, как снотворные, хотя в малых дозах действуют как транквилизатор. Но проблема в том, что эта малая доза очень быстро становится «слишком малой». Развивается зависимость (в том числе и физическая), увеличение дозы, жуткий синдром отмены (абстиненция) – все признаки наркомании.

В воспоминаниях Е.И. Чазова названий препаратов нет вообще (старая школа – Скала!), М. Косарев (лечащий врач Брежнева в 75-82 годы) в интервью упоминает только транквилизаторы (без дозировок, длительности и комбинаций):

- Эуноктин, радедорм. Торговые названия нитразепама, бензодиазепина с выраженным снотворным действием. Обе марки – стран СЭВ (Венгрия, ГДР).

- Ативан (лоразепам).

- Седуксен (диазепам).

Вполне современная схема, даже для 80-х. В правильности дозировок, комбинаций и длительности курсов, даже не сомневаюсь. 4-е управление МЗ – это высшая лига. Who am I to disagree?

Но тот же Косарев упоминает о «наркотиках», которые даёт Брежневу его медсестра без назначения врача. Без названий, но слишком свободная пресса без апелляций (как и положено) заявляет – нембутал.

Перед рубрикой «Политический детектив», не свойственной каналу, два слова об этом соединении.

Пентобарбитал (этаминал) натрия. Барбитурат с быстрым снотворным действием. Также из эффектов (при высоких дозах) – эйфория и галлюцинации, поэтому препарат популярен среди наркоманов. Зависимость через несколько недель приёма, часто переход на внутривенное введение. При передозировке – кома, остановка дыхания и смерть. Применялся в США для смертной казни, используется для эвтаназии (где это разрешено) и для усыпления животных.

Впечатляющее досье для «лекарства»? Или оно больше выглядит как химический инструмент в больших политических играх? А теперь обещанная конспирология.

В начале 70-х у Брежнева, с подачи предыдущего лечащего врача Н. Родионова (к тому моменту уже пожилого и больного), появляется новая личная медсестра. Осторожный Чазов в мемуарах называет её просто – Н.. Косарев – Нина Александровна. Мы знаем её как Нину Александровну Коровякову.

Профессионал с завышенными амбициями и cамомнением. Хваткая, верткая, пробивная (по воспоминаниям последней медсестры Брежнева – В. Лелеко). И… удивительно похожая на фронтовую любовь генсека – врача Тамару!

Новенькая и молодая (разница в 20 лет) сестричка быстро входит в расположение генсека и становится чуть ли не самой приближённой особой к Первому. Именно она, по словам кремлёвских врачей, и снабжает генсека снотворными в обход всех назначений и, конечно, без всяких записей.

Действовала она самостоятельно и ради личной наживы? Второе – несомненно. Квартира в Москве, стремительная карьера мужа в КГБ от капитана до генерала. Не говоря уже о заграничных шмотках и других подарках. Первое – маловероятно. До Медичи, Коровякова, при всех своих «достоинствах» никак не дотягивает. Здоровье первого лица - это музыка высших сфер, её играли и играют «большие дяди».

Тогда кто внедрил специально подобранную по внешности и тщательно обученную агентессу, а затем снабжал её препаратами и инструкциями? Почему всесильный Андропов не мог сразу устранить эту Мату Хари? Он, кстати, благодаря Чазову (и не только) был в курсе всех деталей, но видимо, куратор Коровяковой был ему не по зубам. В конце концов её мягко отстранили (не устранили), но процесс психического распада дорогого Леонида Ильича уже был необратим…

Многие авторы упоминают фактически второе лицо государства – председателя президиума ВС СССР Подгорного - и связанную с ним хлопковую мафию (Рашидов). Но эта тема, хоть и увлекательная, но выходит за рамки канала. История фармакологии не менее интересна и до сих пор полна своих тайн и открытий.

С наступающим Новым годом и будьте здоровы!