===
Коломыйский завод сельскохозяйственного машиностроения («Коломыясельмаш») ещё в 1978 году разработал и запустил в серийное производство специальную машину на базе колёсного трактора ЮМЗ-6.
Этот трактор, получивший заводской индекс ПЭА-1,0 (погрузчик-экскаватор автономный грузоподъёмностью 1 тонна) и имя собственное «Карпатец», предназначен для погрузки различных материалов, а также для выполнения землеройных и бульдозерных работ.
===
Коломыя – небольшой город (около 60 тысяч жителей) в Ивано-Франковкой области Украины. Завод Коломыясельмаш начал производство сельскохозяйственных машин в 1948 году и являлся крупнейшим производителем грейферных погрузчиков в Советском Союзе.
---
===
При этом конструкцию базового трактора ЮМЗ-6 существенно изменили и усилили. На ПЭА-1.0 устанавливался дизельный двигатель Д-65Н номинальной мощностью 60 лошадиных сил.
Трансмиссия также заимствована от ЮМЗ-6, но с некоторыми изменениями, поскольку трактору приходилось работать в тяжёлых условиях.
===
Погрузчик-экскаватор ПЭА-1.0 имел вылет стрелы 4,5 метра, ёмкость грейферного ковша – 0,67 кубометра, грузоподъёмность составляла одну тонну, глубина копания экскаватора – 2,7 метра.
Гидравлическая система погрузчика-экскаватора состояла из привода погрузчика (два насоса НШ-50) и привода экскаватора (насос НШ-32). Рулевое управление – гидрообъёмное. Кабина – собственной разработки, с поворотным сиденьем оператора, оснащена отопителем.
===
В 1990-е годы трактор ПЭА-1.0 модернизировали, и он получил заводской индекс ПЭА-1А Карпатец-1560С.
Изменилась кинематическая схема ходовой части – задний ведущий мост стали устанавливать от тяжёлого колёсного трактора Т-150К производства Харьковского тракторного завода.
Двигатель также установили более мощный – дизель Д-243, производства Минского моторного завода. Объём двигателя ММЗ Д-243 составляет 4,75 литра, номинальная мощность – 81 лошадиная сила.
---
===
Изменили и гидравлическую систему погрузчика: она – итальянского производства и теперь вместо двух насосов НШ-50 устанавливается один мощный насос NSH-71. Вылет стрелы увеличился до 5,7 метра.
При этом на одну тонну уменьшилась эксплуатационная масса машины (до 7 тонн), а также существенно увеличилась максимальная транспортная скорость – до 40 км/ч.
---
===
В 2015 году «Карпатец» снова модернизировали, и он получил заводской индекс «НС-1500». Отличительной особенностью новой модели стала комфортабельная кабина с кондиционером и джойстиками для управления механизмами.
===
Спасибо за внимание. Подписывайтесь на канал «Тракторист-Моторист»!
Рекомендуем почитать: ХТЗ исполнилось 90 лет: история и современность Харьковского тракторного завода
-----