Найти тему
Тракторист-Моторист ☑️

Уникальный трактор «Карпатец» три – в одном: экскаватор, погрузчик и бульдозер

Погрузчик-экскаватор ПЭА-1А производства Коломыясельмаш
Погрузчик-экскаватор ПЭА-1А производства Коломыясельмаш

===

Коломыйский завод сельскохозяйственного машиностроения («Коломыясельмаш») ещё в 1978 году разработал и запустил в серийное производство специальную машину на базе колёсного трактора ЮМЗ-6.

Этот трактор, получивший заводской индекс ПЭА-1,0 (погрузчик-экскаватор автономный грузоподъёмностью 1 тонна) и имя собственное «Карпатец», предназначен для погрузки различных материалов, а также для выполнения землеройных и бульдозерных работ.

Погрузчик-экскаватор ПЭА-1.0 на выставке в Москве (1978 год)
Погрузчик-экскаватор ПЭА-1.0 на выставке в Москве (1978 год)

===

Коломыя – небольшой город (около 60 тысяч жителей) в Ивано-Франковкой области Украины. Завод Коломыясельмаш начал производство сельскохозяйственных машин в 1948 году и являлся крупнейшим производителем грейферных погрузчиков в Советском Союзе.

---

Погрузчик-экскаватор ПЭА-1 в работе
Погрузчик-экскаватор ПЭА-1 в работе

===

При этом конструкцию базового трактора ЮМЗ-6 существенно изменили и усилили. На ПЭА-1.0 устанавливался дизельный двигатель Д-65Н номинальной мощностью 60 лошадиных сил.

Трансмиссия также заимствована от ЮМЗ-6, но с некоторыми изменениями, поскольку трактору приходилось работать в тяжёлых условиях.

Погрузчик-экскаватор ПЭА-1, вид спереди-сверху
Погрузчик-экскаватор ПЭА-1, вид спереди-сверху

===

Погрузчик-экскаватор ПЭА-1.0 имел вылет стрелы 4,5 метра, ёмкость грейферного ковша – 0,67 кубометра, грузоподъёмность составляла одну тонну, глубина копания экскаватора – 2,7 метра.

Гидравлическая система погрузчика-экскаватора состояла из привода погрузчика (два насоса НШ-50) и привода экскаватора (насос НШ-32). Рулевое управление – гидрообъёмное. Кабина – собственной разработки, с поворотным сиденьем оператора, оснащена отопителем.

Рабочие параметры погрузчика-экскаватора "Карпатец" ПЭА-1
Рабочие параметры погрузчика-экскаватора "Карпатец" ПЭА-1

===

В 1990-е годы трактор ПЭА-1.0 модернизировали, и он получил заводской индекс ПЭА-1А Карпатец-1560С.

Изменилась кинематическая схема ходовой части – задний ведущий мост стали устанавливать от тяжёлого колёсного трактора Т-150К производства Харьковского тракторного завода.

Двигатель также установили более мощный – дизель Д-243, производства Минского моторного завода. Объём двигателя ММЗ Д-243 составляет 4,75 литра, номинальная мощность – 81 лошадиная сила.

---

Погрузчик-экскаватор ПЭА-1А (Карпатец-1560С), вид слева
Погрузчик-экскаватор ПЭА-1А (Карпатец-1560С), вид слева

===

Изменили и гидравлическую систему погрузчика: она – итальянского производства и теперь вместо двух насосов НШ-50 устанавливается один мощный насос NSH-71. Вылет стрелы увеличился до 5,7 метра.

При этом на одну тонну уменьшилась эксплуатационная масса машины (до 7 тонн), а также существенно увеличилась максимальная транспортная скорость – до 40 км/ч.

---

Погрузчик-экскаватор Карпатец НС-1500, вид справа
Погрузчик-экскаватор Карпатец НС-1500, вид справа

===

В 2015 году «Карпатец» снова модернизировали, и он получил заводской индекс «НС-1500». Отличительной особенностью новой модели стала комфортабельная кабина с кондиционером и джойстиками для управления механизмами.

Кабина погрузчика-экскаватора Карпатец НС-1500
Кабина погрузчика-экскаватора Карпатец НС-1500

===

Спасибо за внимание. Подписывайтесь на канал «Тракторист-Моторист»!

Рекомендуем почитать: ХТЗ исполнилось 90 лет: история и современность Харьковского тракторного завода

-----