Василий Сергеевич был соседом и партнером папы по шахматам. Вся наша семья очень любила Василия Сергеевича. Звали мы его Василь Сергеич. Переделав русское имя Василий, на узбекский манер - Василь. Даже будучи маленькими крохами, мы называли его не дядей Васей, а Василь Сергеичем. Он преподавал в Политехническом институте.
До сих пор старожилы двора вспоминают дворовые шахматные турниры. Папы, Василия Сергеевича и дяди Лёны. Ежедневные сражения трех дворовых шахматистов на черно-белой доске длились бесконечно. Василий Сергеевич приносил шахматы, папа выносил коробок спичек. Располагались "соперники" во дворе. Папа вытряхивал коробок со спичками. Они делились на две равные кучки. После каждой партии победитель получал награду. Одну спичинку.
Василий Сергеевич обожал снег. Когда он шел - радовался словно мальчишка. В порыве неподдельной детской радости восторгался:
- Смотрите! Снег идет!
Мы же совсем не разделяли его восторг. Недоумевали: «Чего снегу радоваться? Ведь растает через полчаса!» Все время думала, почему Василий Сергеевич так сходит с ума по обычному снегу? А он стоял, молча и с улыбкой смотрел на падающий за окном снег.
А что у нас в Ташкенте снег? Как видение. Пройдет несколько часов наше солнце может растопить даже айсберг.
Таял снег. Радостное возбуждение нашего соседа начинало спадать, уступая место глубокой печали. Только с годами я поняла. Для Василия Сергеевича, родившегося в заснеженной России снег олицетворял Дом. Детство его прошло среди снежных барханов и кружащихся в танце снежинок.
У нас жара. Тает мороженое. Плавиться асфальт, мозги, все… Невыносимая жара влияет на поведение людей. Не хочется ничего. Хочется тишины, покоя и немного прохлады. Василий Сергеевич умер в такую жару.
Трепетное отношение Василия Сергеевича к снегу научило меня любить снег. Восторгаться им. Любоваться танцем кружащихся в падении снежинок. Умиляться, когда они приземляются на ресничках детишек и пульсируют, когда они моргают. Мне он теперь тоже очень нравится. Жду его с нетерпением и большой радостью. Чувство радости уже мешает воспринимать снег как простое природное явление. Снег словно ожил. Сейчас даже боюсь ступать на снег. Кажется, когда ботинками давишь его, то слышишь не просто скрип…
Это под моей тяжестью ломаются снежинки. И оглушительный скрип этот образуется от последнего вскрика каждой снежинки…
Всех с первым снегом!!!