Найти тему
Игорь Орлов

Профессор Осипов о главном вызове РПЦ сегодня, на который она не хочет отвечать, и не ответит.

Оглавление

Возможно, что профессор был несколько категоричен, но общее направление его мысли мне показалось интересным и близким. Поделился. Пишите.

-2

Острые вопросы.

На одной из лекций профессору богословия Осипову Алексею Ильичу задали такие два жизненно важных и острых вопроса:

«Какого, на Ваш взгляд, состояние православия в современной России? Каковы главные вызовы, стоящие сегодня перед церковью?"

Патриарх Кирилл и патриарх Варфоломей (фото из Яндекс Картинки)
Патриарх Кирилл и патриарх Варфоломей (фото из Яндекс Картинки)

Ответ профессора, на основании святых.

Профессор Осипов ответил не сам собой, а опираясь на мнение трех православных святых 19 века:

Святителя Игнатия Брянчанинова, святителя Феофана Затворника, праведного Иоанна Кронштадтского.

Осипов А.И. сказал, что ничего не улучшилось, но ухудшилось за 2 века.

Святитель Феофан говорил в 19 веке, что еще одно-два поколения и в России вообще не будет православия.

-4

Святитель Игнатий пишет: «Монашество иссякло полностью. Осталась одна внешность».

-5

Профессор пояснил, что монашество – умное делание. Молитвенное делание, отрешенное от всех мирских суетных забот. Оно, как заметил святитель Игнатий, совсем утрачено. Даже внешней дисциплины, которая, например, была хороша в Оптиной пустыни, ее уже нет.

Зайдите, говорит профессор Осипов, в мужской монастырь. Вы не поймете: мужской это монастырь или женский. Но ведь есть строгое правило любого мужского монастыря: женщин там просто не должно быть. Как пример из истории. В Оптиной пустыни была специальная «хибарка», за территорией монастыря, в которой старец мог общаться с приезжавшими женщинами. Даже если приезжали царственные особы, им не делалось исключение. Правило монастыря было священно.

Праведный Иоанн Кронштадтский говорит:

«Кровью обливается душа моя, когда я смотрю на состояние нашего народа, христианского».
-6

Какова главная задача церкви.

Главная задача – говорит профессор Осипов – стоящая перед христианской церковью – хоть немного обратить внимание на духовную сторону жизни.

Очень большое внимание сейчас обращается на внешнюю церковную деятельность. Обсуждаются вопросы экономики, экологии, культуры, миссионерства, некоторые богословские проблемы. Нет ни одной конференции, которая была посвящена проблемам духовной жизни сегодня.

4 проблемы, названные профессором Осиповым.

  • Вот смотрите – замечает профессор – проблема номер 1: молитва. Что это такое?
  • Проблема номер 2: понимание добрых дел. Что это такое – добрые дела в христианстве, в православии?
  • Проблема номер 3: заповеди. Что это такое?
  • Проблема номер 4: грех. Что это такое?

Вот, кажется, грех – простая для понимания вещь. Но что это такое?

Ведь грех – это не вызов Богу. Это вред, рана, своей собственной душе.

Насколько важно понимание этих вещей. Как можно вести правильную духовную жизнь, если нет понимания основных ее понятий, применительно к самому себе. Вот, какие проблемы и вызовы должна решать сегодняшняя церковь.

Что самое главное?

О чем угодно говорят сегодня в церкви и российском обществе, кроме одного, самого главного.

А что это главное? – задает вопрос аудитории профессор Осипов, и, делая паузу, отвечает – состояние нашей души.

Вокруг себя человек готов решать все проблемы, только никак не может решить проблему своей души. Каким я был – таким остался. Вот истинное положение дел духовной жизни человека. И это беда.

На что надо дать ответ?

Но что делать? – задает вопрос аудитории профессор – Нужен практический ответ на вопрос: как наладить правильную духовную жизнь, свою жизнь.

Вот ответы на какие вопросы важны:

  • Что такое духовная жизнь?
  • Какие опасности есть в духовной жизни?

И это главные задачи современной церкви. А не те, которые она сегодня решает.

Заблуждение сегодняшней церкви

Я готов, говорит представитель церкви, заниматься миссионерством, просвещать всех и вся. А сам-то кто? Хуже язычника. Что проку – задает вопрос профессор Осипов – от такого миссионерства? Где живой пример?

Но церковь не поднимает проблем духовной жизни, не собирает форумы по ней, не дает решений именно по этой, главной, проблематике.

Кто главные враги церкви?

И вот смотрит церковь на себя и говорит: мы хорошие, мы не такие как эти безбожники (глядя по сторонам), мы не такие, как наша бывшая безбожная власть.

Но, подчеркивает Осипов, у церкви нет внешних врагов. Враги ее - внутренние. Потому что Промысл Божий действует через внутреннее состояние наших душ. Над этим состоянием и надо работать.

В чем уверен профессор Осипов?

Но церковь над этим не работает. И я не сомневаюсь, уверен на 100 процентов, заключает профессор, что она и не будет над этим работать. Церковь будет говорить об образовании, миссионерстве, катехизации, о чем угодно, кроме главного – внутреннего духовного состояния церкви, самих людей. Никого это не волнует.

Фрагмент из евангелия по теме

Профессор напоминает о фрагменте из евангелия от Матфея, где Христос, обличает "внешних старателей":

"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обхо́дите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас (Мф 23:15)."

Почему так? - задает вопрос профессор. И отвечает: потому что прежде чем учить других, надо исцелиться самому, вести духовную жизнь. Чтобы понимать, на своей практике и опыте ее.

(из материалов ответов на вопросы слушателей по лекции Осипова от 18.09.2015 «Состояние Православия в современной России»)

Если хотите поделиться по теме данной статьи – пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.