Найти тему
Газета "Гудок"

Путеец номер один

Родился Семешко в селе Белогородка Томской губернии в семье крестьянина. Отец, мастер на все руки, чтобы прокормить семью, устроился на железную дорогу сначала кондуктором, а затем рабочим пути. В 1915 году они перебрались на перегон Яя – Ижморская, на 291-й километр, где и проживали до 1932 года. Только до третьего класса Павлик мог учиться в начальной школе соседнего села Николаевка, а потом надо было ехать за десятки километров – в Мариинск или Тайгу. По выходным дням мальчик на поезде, как и другие ребятишки, ездил в Яю к родителям – за продуктами. На каникулах паренёк шёл работать на пути временным рабочим. Пролетел девятый класс, и настало время решающего шага. «Самое простое было – остаться работать по месту жительства и одновременно подать заявление в техникум или институт. Что я и сделал. А поскольку местное отделение путейского околотка возглавлял отец, мне пришлось устраиваться на соседнее», – вспоминал Семешко. Первый рабочий день закончился для него кровяными мозолями на руках. Но постепенно втянулся, руки огрубели и вскоре уже не реагировали на черешки подбойки и костыльных молотков. Начинающий путеец во всём стремился достичь мастерства. Вскоре он уже с молодецкой удалью забивал костыли с полутора ударов. Но лучше всего, по его личному признанию, Павел научился «рихтовать и выправлять путь на глаз как в кривых, так и в прямых участках», что в дальнейшем ему очень помогло в предмете «геодезия». В 1931 году он по дополнительному набору поступил на строительный факультет Сибирского института инженеров транспорта. «За пятёрками я не гнался, – признавался Павел Трофимович, – старался твёрдо усвоить суть. Важно лишь то, как ты сможешь применить знания на практике, когда столкнёшься не с теоретической, а с реальной проблемой». На защите дипломной работы в 1938 году Семешко получил оценку «хорошо» и отеческое благословение от главного путейца. «Степан Фадеевич Мацкевич сказал, что быть мне хорошим начальником дистанции пути», – вспоминал он. По личной просьбе молодой инженер путей сообщения был направлен на Томскую железную дорогу. Свой трудовой путь Павел Семешко начал с должности заместителя начальника Усятской (Прокопьевской) дистанции пути. «На счастье, до моего приезда обязанности заместителя исполнял старший дорожный мастер Александр Николаевич Дмитриев. Это был старожил дистанции, проработал здесь почти с начала строительства. С ним мы и договорились, что обойдём пешком всю дистанцию и что он меня познакомит с дорожными мастерами и бригадирами пути, а также и с особенностями отдельных станций», – описывал Семешко свои первые дни работы в дистанции. Эта привычка – первым делом пройти пешком, всё увидеть и оценить своими глазами, усвоенная с юности, – станет его «фирменной». И гораздо позже, когда Семешко успеет поработать начальником Алейской и Новосибирской дистанций и будет приглашён в службу пути, он всегда будет неуклонно следовать ей. «Работая в управлении дороги, я не мог отучить себя от «алейской» привычки делать пешком обходы перегонов, которые мне казались не совсем благополучными по состоянию пути», – рассказывал корреспонденту «Транссиба» «путеец номер один». На склоне лет он гордился тем, что родную, бывшую Томскую, железную дорогу обошёл как минимум дважды, а большую Западно-Сибирскую – один раз точно. Это без малого 30 тыс. км. Потому и знал её досконально. В 1946 году Павел Семешко возглавил коллектив Новосибирской дистанции пути.В первые послевоенные годы хозяйство пути находилось в особенно тяжёлом состоянии: средняя балловая оценка состояния пути составляла более 1000 единиц, совершенно отсутствовала механизация каких-либо путевых работ. Под руководством Павла Трофимовича новосибирские путейцы за два года выполнили большой объём работ по строительству новых и реконструкции действующих путей станций Новосибирск, Кривощёково, Ельцовка и на прилегающих перегонах. К 1966 году Новосибирская дистанция пути, которую Павел Семешко курировал все эти годы, дважды завоёвывала переходящее Красное знамя МПС и ЦК профсоюза железнодорожников. Новосибирцы постоянно выступали с прогрессивными инициативами. Развернули соревнование за наивысшую качественную оценку колеи и призвали всех путейцев сети дорог активно включиться в соревнование за повышение производительности вагона. Подняли флаг соревнования «За отличный путь на решающих направлениях магистрали Урал – Кузбасс». Быстро пройдя должности заместителя начальника и начальника службы пути, в апреле 1950 года Семешко стал заместителем начальника Томской (а затем и Западно-Сибирской) железной дороги по пути и строительству. В строительстве никогда не бывает тихо да гладко. Павел Трофимович вспоминал, как приходилось преодолевать сопротивление, отстаивая интересы дороги, защищать свою точку зрения и порой даже ходить «под выговором». Он писал: «Несмотря на неприятности, строительную базу я продолжал создавать». Эта база позволила дороге активно строить жилье, детсады, школы, больницы, новые вокзалы, такие как Барнаул, Новокузнецк, Кемерово, и помельче: Тутальская, Яя, Чулымская, Обь, Чаны… Продолжалась и начавшаяся в 1953 году электрификация железных дорог, а в связи с ней и перестройка больших и малых станций с удлинением приёмоотправочных путей. За время работы Семешко на посту заместителя начальника дороги было переустроено 25 узловых и 275 полевых станций и разъездов. Были введены в состав магистрали линии Кулунда – Барнаул, Алтайская – Артышта, Входная – Среднесибирская, Иртышское – Кзыл-Ту и другие. Павел Трофимович уделял особое внимание профессиональному росту специалистов, благодаря чему многие его подчинённые стали крупными руководителями. Наряду с высоким профессионализмом Семешко отличала особая человечность, доброжелательность и расположенность к людям, заботливое и справедливое отношение к ним. Этого же он требовал и от своих помощников. «Я ценю тех руководителей, которые умеют держать своё слово, не горячиться, воспитывать в первую очередь своим личным примером», – не уставал повторять «патриарх путейцев». За свой многолетний добросовестный труд Павел Семешко удостоен орденов Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта» (дважды), многих медалей, в том числе «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие». Павел Трофимович – почётный железнодорожник и заслуженные строитель РСФСР. В числе первых и самых заслуженных работников магистрали ему присвоено звание «Почётный ветеран Западно-Сибирской железной дороги». В 2006 году его имя присвоено Новосибирской дистанции пути. На её административном здании в том же году была установлена мемориальная доска памяти П.Т.Семешко. Это явилось ярким примером преемственности поколений железнодорожников. Проходя мимо неё, путейцы видят портрет знаменитого земляка, который как бы спрашивает: «Не подведёшь?». И труженики дистанции достойно продолжают традиции своего предшественника. Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, друзья!https://t.me/Gudokru Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в«Яндекс Дзене».