11 декабря 2017 года с этой молодой женщиной случилось страшное: собственный муж отрубил ей кисти обеих рук. Тому предшествовала не очень спокойная жизнь с Дмитрием Грачевым, рождение двоих сыновей и перспектива развода. Молодая красивая пара не сумела сохранить любовь, что вовсе не редкость в наше время.
По словам Риты, поведение ее мужа в последние несколько месяцев до трагедии становилось все более агрессивным, супруг ревновал ее, безосновательно, с ее же слов, и часто поднимал руку.
Молодая женщина написала несколько заявлений участковому с просьбами о защите и подала заявление на развод. Несколько последних месяцев они уже не жили вместе. Однако муж приходил к детям, иногда помогал забирать их из сада, пытался наладить отношения, хотя и делал это своеобразно: всякий раз подобные переговоры заканчивались скандалом с применением силы. Трудно предположить, что все-таки заставило Риту поверить ему в очередной раз и сесть в машину...
Не буду описывать и саму экзекуцию, всем она печально известна.
Спустя 4 года Рита примерно на 30% владеет левой, приживленной, рукой и пользуется дорогим протезом на правой. Тем самым дорогущим протезом, на который собирали всем миром, и который надо менять раз в 2-3 года, ремонтировать, и уж, понятное дело, он не заменит на 100% утраченную конечность.
Но как бы там ни было, Рита не пала духом, она пробовала себя в качестве ведущей на телевидении, написала книгу,
ведёт блог и даже устроила свое личное счастье: два года назад Грачёва вышла замуж и родила третьего сына.
Муж принял её такой, какая она есть, вместе с двумя маленькими детьми.
Мужу, теперь уже бывшему, Дмитрию Грачёву, дали 14 лет колонии, лишили родительских прав. Дети по возрасту пока ещё не знают, что сотворил их отец.
Маргарита Грачёва обратилась около 3 лет назад в Европейский суд по правам человека с требованием о выплате ей материальной компенсации к России (получается так) за бездействие полиции и ответственных лиц после её заявлений на Грачёва, написанных до трагедии. Вместе с ней к иску присоединились ещё 3 женщины. Их коллективный иск был удовлетворён. В общей сумме РФ должна выплатить 460 тысяч евро, из которых 370 тысяч лично Грачёвой, и остальное между другими жертвами в равных долях: по 20 тысяч каждой +5 тысяч на компенсацию судебных издержек.
На это событие можно смотреть по- разному. С одной стороны создан прецедент: за содеянное и бездействие должностных лиц придется отвечать государству. Быть может, это стимулирует соответствующие органы работать как надо, а не так, как сейчас. И неизбежность наказания для насильников и домашних тиранов. Если бы не одно "но": помимо материальных требований ЕСПЧ вынес и ещё одно определение: непременное принятие закона о домашнем насилии. Мнения относительно этого закона расходятся среди наших соотечественников. Зная проблемы в нашей ювенальной системе в целом тут недалеко и до перегибов с злоупотреблениями. Впрочем, у нас так везде и во всем.
С другой стороны (а я всецело за пострадавших женщин), никакой закон не защитит жертву, если она сама того не хочет. Домашний тиран, поднявший один раз руку, не остановится никогда. Это повторится и во второй раз, и в сотый- все полностью зависит только от вашего терпения. Вот поэтому особо важно создать организации, способные предоставить кров, юридическую и физическую защиту таким жертвам. Это поможет избежать страшного, того, что происходит с огромным количеством женщин, мужчин, детей и стариков, подвергающихся такому вот домашнему воздействию, порой приводящему к потери здоровья, а часто и жизни.
Так что, Маргарита молодец, она сумела найти себя в жизни.
Пусть и после жуткой трагедии. И если она в самом деле получит эти деньги, у нее будет возможность делать новые протезы и лечиться (а лечение левой кисти ей понадобится пожизненно) долгое время. А другим пострадавшим поможет отстаивать свои права и быть уверенными в том, что они найдут защиту. Во всяком случае в это хотелось бы верить.
И последнее: тут не важна степень вины или не вины самой Риты, ибо что бы она ни делала по отношению к своему мужу, она не заслужила такой расправы. Есть много более цивилизованных способов выхода из семейных проблем. Вина ее лишь в том, что она не оценила степень опасности некогда близкого ей человека, а те, кто мог бы, не оказали ей помощи.
Всем любви и спокойствия, друзья!