Найти тему
EverCare

Цифровые профили пациентов — новая ступень к цифровому здоровью

Дальнейшая цифровизация системы здравоохранения России позволит прогнозировать развитие медицины и обеспечит каждому пациенту персональный подход.

Когда здравоохранение шагнуло в цифровую революцию, мобильные устройства, большие данные и прочие инновации открыли новые горизонты в медицине. Эта тенденция стала откровенно доминирующей в дни короновирусной пандемии. С помощью приложений для мобильных телефонов началось отслеживание распространения вируса, телемедицина помогла сократить количество эпидемиологически опасных контактов, а искусственный интеллект пришел на помощь врачам для ускорения диагностики признаков пневмонии и степени поражения легких, которые вызывает SARS-CoV-2.

В ближайшем будущем ожидается, что цифровизация здравоохранения дополнительно усовершенствует и расширит весь спектр высококачественных результатов от профилактики и терапии заболеваний до современных технологий ухода сестринского процесса. Это позволит национальной медицинской системе использовать ресурсы более эффективно, делая их более устойчивыми и надежными с эпоху массового долголетия.

Одним из важных инструментов для обеспечения прогностических функций станет оформление цифровых профилей пациентов. Эта задача поставлена Министром здравоохранения РФ Михаилом Мурашко в его выступлении на съезде Профсоюза работников здравоохранения РФ. Он назвал приоритетным направлением в развитии российской системы здравоохранения организацию персонализированной медицины. Главным инструментом новой формы медицинского обслуживания станет цифровой профиль пациента, аккумулирующий персональный подход и рекомендации для пациента.

У каждого человека происходят изменения в состоянии здоровья в течение жизни, бывают такие периоды, когда назревает какая-либо патология. Причинами ее появления могут быть возрастные изменения, социальные условия, образ жизни, привычки и др. Болезнь может проявиться позже, но предупредить пациента о возможном развитии патологии реально. Например, спрогнозировать здоровье человека на ближайшие несколько лет способна медицина, использующая прогностические умения искусственного интеллекта.

Благодаря достижениям в области данных, искусственного интеллекта и других цифровых технологий, ресурс индивидуального медицинского обслуживания продолжает расти, в то время как расходы продолжают снижаться, высвобождая такие потенциальные возможности, как способность более эффективно планировать лечение и профилактику для каждого пациента с учетом всех персональных особенностей его состояния здоровья на протяжении всей жизни. Все это позволит более точно оценивать риски медицинских вмешательств и подбирать безупречные алгоритмы терапии.

Поэтому цифровое здоровье вызывает все более растущий интерес как врачей, так и пациентов, а также ИТ-компаний, разработчиков цифрового медицинского оборудования, проектировщиков «умных клиник». Это обещает вероятность более мощно и стабильно вовлекать пациентов в свою помощь до, во время и после посещения отделения неотложной помощи.

Такие технологии задействованы при создании медицинских информационных систем, предназначенных для сопровождения пациента.

Единый профиль пациента расширяет вовлеченность человека, поскольку он может видеть и понимать всю свою информацию в одном месте.

Министр заявил о необходимости создания в России системы медицинского сопровождения пациента на протяжении всей жизни. Он выделил несколько периодов системы:

  • Детство. В это время закладывается основа здоровья.
  • Трудоспособный возраст. Это время, когда важно сохранить здоровье.
  • Пенсионный возраст. В этот период значение имеет поддержка здоровья.
В России есть регионы, которые создают цифровые базы пациентов. Но пока собираемые данные не структурируются. Министр подчеркнул, что основной задачей своего ведомства он видит переход на формат подсказки в принятии решения при последующей диагностике здоровья человека.

Чтобы извлечь максимальную пользу из цифровой революции, потребуется фундаментальный концептуальный сдвиг. Мы привыкли к тому, что система здравоохранения ориентирована на предоставление единообразной помощи большому количеству людей. Это подход, имел смысл в прошлом, когда создание персонифицированной терапии для каждого человека было трудным, стоило дорого, поэтому было доступно только избранным. Но digital-эпоха изменила правила игры. Теперь в пределах досягаемости появилась высоко персонализированная медицина, радикально меняя подход к здравоохранению.

Прецизионная медицина предполагает вовлеченность пациентов, которые заинтересованы и способны в полной мере участвовать в медицинской помощи, помогая самому себе быть активным, осознанным и ответственным в отношении своего собственного здоровья.

Носимые устройства и приложения для мобильных телефонов все чаще продвигаются как средство облегчения взаимодействия врача с пациентами.

Они нужны для того, чтобы

  • контролировать свое физическое состояние;
  • поощрять изменение поведения;
  • улучшить понимание диагнозов и планов выписки;
  • динамически обмениваться данными между пациентами, их медицинскими данными и клиницистами.

Инструменты цифрового здравоохранения постепенно становятся легко распространяемыми решениями, которые стимулируют пациентов взять на себя ответственность за свое медицинское обслуживание.

Переход от существующих моделей оказания помощи открывает перспективы для системы отечественного здравоохранения, поставщиков медицинских услуг и пациентов, обязывает переосмыслить и выстроить новую модель оказания комплексной индивидуализированной терапии с применением инструментов цифрового здоровья.

#ЦИФРОВАЯМЕДИЦИНАВРОССИИ

#МЕНЕДЖМЕНТВЗДРАВООХРАНЕНИИ

#ЦИФРОВЫЕПРОФИЛИПАЦИЕНТОВ #ЦИФРОВОЕЗДОРОВЬЕ