Ралли Dakar, стартующий в этом году уже в 44 раз, притягателен и желанен для миллионов людей по всему миру. Но помимо всеобщей романтики и приятного возбуждения от накала спортивной борьбы Dakar – это сложнейшее соревнование, которое требуют большой подготовки.
Если вы думаете, что всё, что от вас требуется, это подготовить технику, купить билет на самолет и стартовать, то можете даже не пробовать. Мелочей столько, сколько не войдёт ни в один документ – без личного опыта и советов тех, кто там уже был, ничего не получится.
Главный совет, если вы обрели финансовое благополучие, достаточно прост: всё нужно делать заранее. Сильно заранее. Например, заявку на участие нужно оформить в июле (стартовый взнос можно оплатить частями, стоп-дата по приёму платежей в этом году – 1 ноября).
Сколько стоит участие в Dakar
Стартовый взнос напрямую зависит от зачетной категории
- Мото, квадры – 15 700 евро
- Автомобили (Т1, Т2) – 26 600 евро
- Мотовездеходы (T3, T4) – 24600 евро
- Грузовики (Т5) – 39 400 евро
Это ТОЛЬКО стартовый взнос за экипаж. Каждый механик, менеджер, человек, который хочет приехать и вас поддержать, стоит 12 000 евро.
С прессой немного проще.
И да, за прессу надо платить. Если журналист едет на своей машине по дорогам общего пользования, не заезжая на гоночную трассу (трек асисстанс) – 4000 евро. НО! В машине может быть минимум 2 человека, максимум – 4. Стартовый взнос за машину прессы – 2500 евро. Если машина прессы едет по гоночному маршруту, то человеческий взнос автоматически вырастает до 4500 евро (и здесь особые требования для техники, машина должна быть подготовлена и иметь каркас безопасности). Пресс-офицеры и другие люди из команды стоят 7000 евро (маршрут гонки) и 6500 евро (машина по маршруту асисстанс).
Если у журналиста нет возможности найти себе напарника в машину, и он едет на технике асисстанс, то он автоматически приравнивается к механику. Его участие на Dakar обойдется также в 12 000 евро.
Если не ехать, а лететь между бивуаками на самолете организатора, то стартовый взнос для журналиста составит 8000 евро (16000 евро для пресс-секретаря).
Но! Это только за то, чтобы тебя пустили на бивуак. Организатор Dakar компания A.S.O. имеет эксклюзивные права на видео и фото трансляцию с соревнования. Нельзя просто так приехать и стоять на финише с видеокамерой. Нельзя просто показать свое видео на YouTube или в Instagram. Раньше организаторы закрывали глаза на небольшие команды, отрабатывая по максимуму на больших и богатых. Судя по ситуации с Dakar 2022 гайки будут затянуты для всех (к примеру, в этом году запретили установку онборд камер в машину, не заплатив перед этим 5 000 евро).
Туда + обратно = 70 000
Один из сложнейших логистических вопросов – это покупка авиабилетов. Если до начала пандемии на Dakar 2020 главное было купить билеты заранее (полтора месяца до даты вылета мест уже не было), то с началом ковид-ограничений проблема 2020 стала просто проблемкой. На Dakar 2021 билетов не было в принципе из-за того, что авиасообщение с Саудовской Аравией было закрыто. Несколько десятков спортсменов не смогли попасть на старт из-за того, что рейсы отменили, а новых не назначили. Единственный вариант попасть на гонку – чартерый самолет. Организаторы в декабре 2020 организовали сами несколько чартерных рейсов из Европы (но в Европу россиянам было не попасть) и ОАЭ. На Dakar 2022 попасть можно только с оглядкой на санитарный протокол (документ, который организаторы выпустили в октябре, последняя редакция – середина декабря). Попасть в Саудовскую Аравию нельзя было тем, кто последние две недели посещал ряд стран (Турцию, Индонезию, Пакистан, Бразилию, Ливан, Египет, Индию, Эфиопию, Афганистан, Вьетнам). И здесь для прилетающих из России снова на первое место вышли ОАЭ.
Как помогают организаторы
Организаторы ралли Dakar 100% адекватны. На простейший вопрос участника они никогда не скажут: «смотрите регламент соревнования», а максимально доступно объяснят и подскажут, что и как.
Также они помогают своим участникам найти спонсоров. На сайте соревнования есть специальный раздел, где, в том числе, опубликована для использования готовая презентация для спонсоров (нужно только имя своё вписать и то, чем можешь гордиться), а также то, почему участник Dakar – это выгодное медиа-вложение. Отдельно прописаны правила использования логотипа, собственно, сам логотип можно тоже скачать, и многое другое.
Отдельный раздел сайта посвящен подготовке к участию в гонке – известные и многократные спортсмены делятся своим опытом навигации, поддержания себя в физической форме. На самом деле, ответы на ВСЕ вопросы про Dakar можно найти на сайте. Если вы, конечно, заинтересованы в этом.
Как одеваться на Dakar
Вся спортивная экипировка, в которой допустимо выступление на таких соревнованиях как Dakar и этапы Чемпионата и Кубка мира FIA / FIM по ралли-рейдам (или кросс-кантри ралли на языке мотоциклистов и квадроциклистов) должна быть омологирована. То есть отвечать строгим требованиям защиты и иметь необходимую сертификацию. Такая экипировка препятствует возгоранию и сделает всё возможное, чтобы сохранить жизнь своему владельцу. Омологированным должно быть все, что надето на спортсмена во время движения по спецучастку – нижнее белье, носки, подшлемник, и, конечно, комбинезон. К комбинезону особые требования – нельзя ни в коем случае нарушать его целостность (нанесение спонсорских логотипов – это отдельное искусство), с 2022 года все спортивные комбинезоны должны соответствовать международному стандарту FIA 8856-2018.
Спортивная экипировка – это не все, что понадобится вам на Dakar из одежды. Отдельного внимания заслуживают теплые вещи для движения на лиазонах. Лиазон – это участок дорожного маршрута от бивуака (базового лагеря) до точки старта, а также от финиша спецучастка до бивуака. Каждый день участники не только стартуют и финишируют с разных мест, по мере продвижения маршрута меняется и месторасположение базового лагеря. Как правило, в день только на лиазонах спортсмены проезжают от 100 до 400 км. Несмотря на то, что движение это по асфальтированным дорогам общего пользования (навигационных и прочих ловушек здесь нет), присутствует своя дополнительная трудность – утренние и вечерние температуры. Большинство людей, не знакомых с Саудовской Аравией, предполагают, что здесь, в пустыне, всегда тепло. Однако, к примеру, на Dakar 2020 участников марафона с одного бивуака на другой провожал снег. Эта история хоть и не типична для Аравийского полуострова, но все равно утренние и вечерние часы в январе требуют более теплой одежды. Для мотоциклистов, квадроциклистов, а также спортсменов, передвигающихся на открытых багги (популярные категории Т3 и Т4), актуально иметь дополнительные комбинезоны и костюмы для движения по лиазонам. Многие спортсмены изготавливают для себя специальную экипировку в фирменном стиле. К примеру, мотоциклист Лоренцо Сантолино (стартовый номер 15 на Dakar 2021) заказал себе комбинезон для движения по лиазонам в уральской компании Dragonfly. Комбинезон настолько пришелся итальянцу по душе, что на следующий год он привёл за собой друзей. На Dakar 2022 продукцию из Екатеринбурга будет также представлять Сандра Гомез. Сандра – чемпионка мира по суперэндуро, обладательница несколько медалей в XGames, первая женщина, финишировавшая на Redbull Romaniacs в высшей категории (золото).
Одев спортсмена, нужно не забыть про его механиков, менеджеров и группу поддержки. Абсолютное большинство команд, участвующих не только в Dakar, но и в других соревнованиях, предпочитает носить фирменную экипировку. Она зачастую выполнена в командных цветах с нанесением логотипов спонсоров и партнеров. Как правило, в командную экипировку входят футболки, поло, а также куртки, толстовки, кепки. Реже – брюки. Часто эту одежду распространяют среди болельщиков (иначе говоря, продают). И в данном случае качество продукции стоит на первом месте (и для себя, и для покупателей важно сделать хорошо). На Dakar 2017 и Dakar 2020 компания Dragonfly сделала полный комплект командной экипировки для Гоночной команды Сергея Карякина. В продукции DF уральский спортсмен стал первым россиянином – победителем и призером ралли Dakar в двух категориях (2017 – 1 место в Quad, 2020 – 2 место в Т3).
Только спросить
Можно ли поехать на Dakar «просто посмотреть»? Можно. Организаторы и сами проводят такие туры на гонку, беря на себя сопровождение (купят вам билет на самолет, забронируют гостиницу, организуют трансфер на бивуак и фототочки), но стоит это больших денег. И да – впрыгнуть в уходящий поезд тоже не получится, заявки на такие туры в этом году закончили принимать 15 ноября.
Можно ли новичкам попасть на Dakar? Да, но для этого надо доказать организаторам, что ты готов к этому. На дебютанта марафона запрашивается досье (откуда, где принимал участие, какие результаты), также приветствуется патронаж – более опытный участник может взять тебя под своё крыло. Он, опытный, за тебя ручается и обещает тебе помогать, ему за это бонус – минус 2000 евро из стартового взноса.
Российские экипажи на ралли Dakar 2022
- 193 Александр Максимов (квадроциклы)
- 208 Владимир Васильев / Олег Уперенко (Car)
- 216 Денис Кротов / Константин Жильцов
- 218 Алексей Кузьмич (штурман)
- 312 Павел Лебедев / Кирилл Шубин
- 315 Борис Гадасин / Дмитрий Павлов
- 320 Андрей Новиков / Дмитрий Кожухов
- 406 Сергей Карякин / Антон Власюк
- 465 Татьяна Сычева / Александр Алексеев
- 500 Дмитрий Сотников / Руслан Ахмадеев / Ильгиз Ахметзянов
- 501 Антон Шибалов / Дмитрий Никитин / Иван Татаринов
- 505 Эдуард Николаев / Евгений Яковлев / Владимир Рыбаков
- 509 Андрей Каргинов / Андрей Мокеев / Иван Мальков
#dakar #dakar2022 #нашинадакар #сергейкарякин #дакар #дакар2022 #саудовскаяаравия #париждакар #камаз-мастер #камазмастер #камаздакар