Найти тему
Karmapolitan

Иногда они возвращаются: самые яркие камбэки музыкантов.

Оглавление

Мы всегда ждем возвращения любимых исполнителей, даже если для этого могут потребоваться десятилетия. А если они все же возвращаются, особенно приятно, когда новый материал оказывается сильнее всего, что артист делал раньше. KARMA рассказывает о знаковых возвращениях музыкантов разных жанров.

Red Hot Chili Peppers

В середине 1990-х калифорнийские фанк-панки оказались на распутье. Из группы ушел гитарист Джон Фрушанте, у которого возникли серьезные проблемы с наркотиками (cитуация усугублялась тем, что Фрушанте занял место Хиллела Словака, умершего от передозировки). Вместо него «перцы» пригласили Дэйва Наварро из Jane's Addiction. Их сотрудничество вылилось в альбом One Hot Minute, который многие считают самой неуверенной и запутанной записью RHCP.

Как оказалось, это был лишь «минутный» кризис. Победивший зависимость Фрушанте вернулся в RHCP, чтобы сделать с ними тройку ставших классикой альбомов: Californication, By The Way и Stadium Arcadium. Уже во время записи Californication группа чувствовала, что сильно повзрослела: помимо привычных для «перцев» вопросов пластинка затрагивала темы смерти, самоубийств, наркотиков и глобализации.

Californication — самый коммерчески успешный альбом RHCP. Он добрался до 3 строчки Billboard 200, на сегодняшний день продано более 16 млн копий пластинки, включая 5 млн в США. Многие критики выделяют его как переломную запись, изменившую музыкальный стиль группы. На фоне предыдущих работ RHCP Californication выглядит гораздо более спокойным и рефлексивным.

«Перцы» вернулись с новыми силами, однако в конце 2010-х Фрушанте снова ушел из группы… чтобы снова вернуться. Музыканты уже готовят новый альбом. О возвращении Джона, которого заменял его друг Джош Клингофер, было объявлено еще до начала первого локдауна. RHCP уже анонсировали серию концертов и подтвердили, что пластинка почти готова. Кто знает, возможно, им удастся повторить свой успех.

Johnny Cash

К моменту, когда Кэш решил вернуться в индустрию, ему исполнилось 63, а новый альбом должен был стать 81-м в его дискографии. Только безумец увидит перспективы у подобного исполнителя. Таким безумцем оказался продюсер Рик Рубин, который горел идеей поработать с кем-то из великих музыкантов. И даже хорошо, что дела у артиста давно не идут в гору, — это значит, у Рубина будет возможность вытащить его из творческого кризиса.

Рик был очарован темной стороной Кэша. Вполне возможно, что человека, который однажды написал «Я застрелил человека в Рино, чтобы посмотреть, как он умирает», продюсер воспринимал таким же преступником с богатым прошлым, как рэперов из Комптона. В то же время он слышал в работах Кэша голос «святого грешника», который искал раскаяния. С годами музыка артиста потеряла эту мрачную грань, что сделало ее менее интересной. Рубин был заинтригован перспективой вернуть Джонни то, что делало его таким колоритным.

И у него получилось! Альбом American Recordings не только вернул Кэша фанатам (и открыл новой аудитории), но и подарил ему «Грэмми». А заодно и вдохновение для еще нескольких важных пластинок. Возможно, если бы не встреча Кэша с Риком Рубином, не случился бы и феноменальный кавер на «Hurt» Трента Резнора.

Лидеру Nine Inch Nails и автору «Hurt» идея кавера поначалу показалась странной, хоть он и был польщен вниманием легендарного музыканта. Но когда Резнор услышал версию Джонни, он был глубоко тронут. Клип на песню стал своеобразным прощанием Кэша — через полгода артист умер. После этого «Hurt» стали воспринимать чуть ли не как работу самого Кэша — настолько убедительно она выглядит в качестве его эпитафии.

Dr. Dre

На протяжении 1990-х Дре был главным камертоном хип-хопа Западного побережья. В 1992-м он выпустил хрестоматийный для джи-фанка альбом The Chronic, а уже в 1996-м покинул Death Row, чтобы основать Aftermath Entertainment, и выпустил сборник Dr. Dre Presents: The Aftermath. Однако критики осудили Дока, потому что не получили еще один высокоуровневый сольный проект.

В начале нового тысячелетия Дре объединился со Снуп Доггом и выпустил «Still D.R.E.» — главный сингл альбома 2001. За первый же год пластинка 6 раз стала платиновой. Док не только вновь подтвердил статус чуткого к звуку продюсера, но и зарекомендовал себя как несокрушимый и неустаревающий артист.

Daft Punk

Через 8 лет после релиза Human After All французский дуэт заручился помощью Фаррелла Уильямса и Найла Роджерса, чтобы записать один из главных хитов последних 20 лет. «Get Lucky» — выдающийся трек из альбома Random Access Memories. В день премьеры песня побила рекорд Spotify и стала самой прослушиваемой в течение суток композицией в Британии и США.

«Get Lucky» сразу стала современной классикой, покорила чарты и разлетелась на мемы и пародии (от видео с Бараком Обамой до исполнения русским полицейским хором на открытии Олимпийских игр). Сам альбом же стал вершиной творчества группы. Random Access Memories получил «Грэмми» в номинациях «Альбом года», «Лучший электронный/танцевальный альбом» и «Лучший инжиниринг неклассического альбома». Пластинка стала одой музыке 1970-1980 годов. Daft Punk сделали из ретромании искусство и устроили слушателям музыкальную экскурсию в прошлое, когда полноформатные альбомы имели большее значение. Музыканты отмечали, что ориентировалась на Rumors Fleetwood Mac, The Dark Side of the Moon Pink Floyd, The White Album и Sgt. Pepper The Beatles, а также Quadrophenia и Tommy The Who. Каждый из этих альбомов стал вехой своего времени — к этому стремились и Daft Punk. Судя по отзывам критиков и слушателей, они справились.

Madonna

По мнению большинства критиков, эпоха правления Мадонны закончилась в 2003-м с выходом American Life. С середины 1980-х до конца 1990-х она была звездой первого эшелона и отвечала как за главные жанровые рекомбинации, так и за скандалы. В 2003-м все ждали нового высказывания артистки о политике президента Буша. Но альбом, который планировался как самая бескомпромиссная акция Мадонны, оказался беззубым фарсом. Это был не первый раз, когда королеве поп-музыки пророчили карьерную (или хотя бы творческую) гибель, но первый, когда появилось ощущение, что процесс и правда необратим.

Мадонна не привыкла сдаваться и сразу начала работу над следующим проектом. Выпущенный в 2005-м Confessions on a Dance Floor стал одним из самых успешных релизов в карьере певицы. Всего за пару месяцев он продался тиражом более 5 млн экземпляров и возглавил хит-парады в 40 странах. Всемирные продажи, по разным оценкам, составили от 8,5 до 12 млн копий.

Мадонна вернулась к тому, что умела лучше всего — танцевальной музыке. Никто уже не ждал от нее синглов и альбомов уровня классических записей, и все же «Hung Up» стал невероятным хитом. Это первая песня Мадонны со времен «Vogue» (1990 г.), которая больше недели держалась на первой строчке национального чарта США. Что особенно интересно, в «Hung Up» используется сэмпл ABBА. Легенды диско известны строгим контролем авторских прав и всегда наотрез отказывались предоставлять свои песни другим исполнителям. Но не в этот раз. «Hung Up» стал вторым треком в истории, когда ABBA позволили кому-то распоряжаться их музыкой.

Сингл и альбом открыли Мадонну новому поколению слушателей. Королева поп-музыки в очередной раз доказала, что ее корона начнет бронзоветь только тогда, когда этого захочет Ее Величество.

Cher

Долгие годы Шер оставалась на виду, но к началу 1980-х ее музыкальная карьера, как тогда казалось, достигла потолка. Певица даже начала сниматься в кино, что было популярной практикой у «исписавшихся» поп-звезд тех лет. В 1980-х Шер сыграла в 7 фильмах, в том числе в признанных кинокритиками Иствикских ведьмах и Власти Луны. Певица не пропадала с радаров, а ее творческий потенциал не спешили хоронить. Но на музыкальном поприще от нее вряд ли ждали новых откровений.

Однако вечно молодая Шер смогла дважды громко напомнить о себе. Сначала она вернулась в 1989-м с типичным для тех лет, но успешным шлягером «If I Could Turn Back Time». Песня не попала на первое место Billboard, но пополнила каталог «визитных карточек» 1980-х и стала постоянным гостем ностальгических музыкальных каналов (вроде MTV Classic).

Почти десять лет спустя Шер снова громко заявила о себе хитом «Believe». Он стал одним из самых успешных синглов за всю историю музыки — в мире было продано более 11 млн копий. Песня получила «Грэмми» как «Лучшая танцевальная запись» и была номинирована на «Запись года», а также заняла 8 место в списке самых любимых в мире песен британского медиа BBC. Не менее важно и то, что в сингле Шер предвосхитила тренд на использование автотюна (именно с «Believe» критики начинают историю автотюна как доминирующей вокальной модуляции ХХI века).

Liam Gallagher

Когда в 2009-м распались Oasis, казалось, дальше братья Галлахеры просто продолжат делать то же самое, только порознь. Отчасти так и произошло. Ноэль, вечный фанат Пола Маккартни, собрал свою версию Wings, а Лиам остался с музыкантами из Oasis, но сменил название на Beady Eye. Не имея сонграйтерских способностей брата, Лиам столкнулся с тем, что свой Wonderwall группа выдать не в силах. Синглы вроде «The Roller» были в равной степени симпатичными и бесхарактерными. Как в плане имиджа, так и с точки зрения звука Beady Eye утопали в ретромании еще больше, чем поздние Oasis. Выпустив два альбома, группа распалась.

Младший Галлхер впал в депрессию и творческий кризис, а позже снял об этом документальный фильм. Но к моменту выхода ленты экс-фронтмен Oasis снова вернулся в строй, причем гораздо убедительнее, чем кто-то мог представить. Лиам прошел героический путь и открыл в себе авторское начало. Он отказался от алкогольного эскапизма, занялся спортом и, кажется, всерьез задумался об устаревании своего таблоидного имиджа. В результате музыкант вернулся на сцену под своим именем и выпустил один из самых пылких и честных британских альбомов 2010-х.

Ему есть чем гордиться — никто из ветеранов брит-попа не возвращался так громко. Дэймон Албарн всегда лавировал от одного проекта к другому, Suede никуда особо не исчезали, а Pulp устроили хоть и броский, но вполне дежурный реюнион. Никто из них, в отличие от Лиама, не перезапускал свою карьеру. Его сольник As You Were получил одобрение критиков, дебютировал на первых строчках чартов Великобритании и уже за первую неделю продаж стал золотым (а потом и платиновым). Альбом также стал самой продаваемой за неделю виниловой пластинкой за последние 20 лет. В 2018-м продюсер Грег Курстин получил за работу над As You Were «Грэмми» в категории «Продюсер года в жанре неклассической музыки». Но главное — Лиам вернул себе статус иконы и заметно обогнал брата.

David Bowie

Внезапное возвращение Боуи в 2013-м после многолетнего молчания (предыдущий альбом вышел аж в 2003-м) было громким. Все-таки уроженец Брикстона еще к началу 1990-х был канонизирован как один из главных артистов эпохи. Так что возвращался Боуи уже в статусе исторической фигуры. Камбэк-альбом The Next Day ударил по миру со скоростью и силой молнии — в день релиза пластинка заняла первое место в чартах 11 стран из 12 возможных.

Впрочем, Боуи не был бы Боуи, если бы не доказал, что молния может дважды ударить в одно место. В 2016-м великий артист вернулся с альбомом Blackstar, который стал еще большей сенсацией. Боуи выпустил пластинку 8 января 2016 года, в свой 69-й день рождения, а через два дня умер. Едва ли чья-то смерть ввергала мир в такой шок. Масштабом своего распространения скорбь была обязана не только интернету, но и тому, что все видео к последнему альбому были пропитаны намеками на скорую смерть музыканта. Он уже полтора года в тайне от медиа боролся с раком, что очевидным образом отразилось в клипах и песнях. Blackstar стал не просто лебединой песней Боуи, но и уникальным камбэком в истории музыки. Ни один артист не умирал при подобных обстоятельствах.