Найти тему
Navygaming Channel

Первый по длительности проектирования, первый по мощности - и всё это линкор "Северная Каролина"

"Северная Каролина» («North Carolina»)- стал одним из первых американских линкоров, построенных после перерыва, установленного Вашингтонским договором 1922 года и продленным Лондонским в 1930-м году. Открыв в Америке эпоху быстроходных линкоров, воплотившей в себе лучшие черты супердредноутов и линейных крейсеров Первой мировой войны, ЛК «Северная Каролина» считался самым мощным кораблем в мире, пока в строй не вступили японские «Ямато» и «Мусаси».
Статья Е013КХ40RUS из архива Navygaming, №2(2)/2013.

«North Carolina» бесспорно занимает первое место по длительности проектирования и количеству рассмотренных вариантов. Американским конструкторам приходилось учитывать опыт мировой войны и новейшие технические достижения, придерживаться договорных ограничений, касающихся водоизмещения и калибра главного орудия (35000 тонн и 406-мм соответственно). Отсутствовал опыт проектирования быстроходных и одновременно хорошо защищенных кораблей, какие удалось создать, например, англичанам (тип «Куин Элизабет») или немцам (тип «Дерфлингер»). Потому, прежде чем получить вид того линкора, который мы знаем ныне, данный корабль имел множество вариантов проектов, которые подбирались в зависимости от требований времени и прочих факторов. Так что первыми послевоенными могли стать только, выражаясь американской терминологией, «линкоры 1937 года». Как же американские специалисты пришли к такому решению мы узнаем далее.

Германские линейные крейсера "Гинденбург" и "Дерфлингер"
Германские линейные крейсера "Гинденбург" и "Дерфлингер"

Впервые вопрос о проектировании новых ЛК секретарь флота поднял в июле 1928 года. На рассмотрение был представлен эскизный проект 35000-тонного корабля со скоростью 22-23 узла, с шириной 30,5 м, девятью 406-мм орудиями, 343-мм главным поясом, 114-мм бронепалубой и «слоистой» системой ПТЗ с пятью переборками. Во многом, этот проект напоминал линкоры типа «Саут Дакота» — последние спроектированные в США, которые так и не были достроены по условию Вашингтонского договора.

Схематичное изображение линкора типа "Саут Дакота"
Схематичное изображение линкора типа "Саут Дакота"

Ограничение по водоизмещению заставили убрать одну башню главного калибра. Ничего удивительного в таком сходстве не было, поскольку на верфях и заводах имелись уже изготовленные трехорудийные башни и минимум два комплекта броневых плит палуб и пояса. В ходе предварительных проектных исследований типа новых линкоров отсутствие опыта заставило во многих случаях копировать британские «Нельсон» и «Родней» — единственные линкоры, построенные в соответствии с условиями Вашингтонского договора.

После того, как в марте 1934 года Япония, главный потенциальный противник на Тихом океане, объявила о своем намерении далее не соблюдать условия договоров по ограничению морских вооружений, Бюро Конструирования и Ремонта (БКР) было поручено разработать серию эскизных проектов так называемых «максимальных» линкоров с 406-508-мм орудиями (сначала фигурировал даже 610-мм калибр) и с размерениями, еще позволявшими использовать Панамский канал. На этих проектах из-за экономии веса американские конструкторы практически отказались от защиты дымоходов, чему ранее на линкорах уделялось много внимания. Теперь они бронировались всего лишь 51-76-мм плитами на высоту одного межпалубного пространства над главной бронепалубой.

В мае 1935 года Генеральный Совет, ответственный на флоте США за кораблестроительную политику, запросил начать проектные исследования для «линкоров 1937 года». К 1935 году американцы уже вполне осознали угрозу от «ныряющих» снарядов. По результатам экспериментов с кессонами конструкторы предложили добавить под главным поясом еще вспомогательный из тонких плит стали STS высотой около 2,14м и со средней толщиной 89 мм. Но даже такой пояс (вес 420 тонн) не удавалось втиснуть в пределы 35.000 тонн водоизмещения.

Британский линкор "Нельсон" - один из немногих "правильных" договорных линейных кораблей
Британский линкор "Нельсон" - один из немногих "правильных" договорных линейных кораблей

Первая схема была достаточно консервативна: все три башни с девятью 356-мм/50 орудиями располагались в носу, защита от огня таких орудий в пределах дистанций от 20 до 25 км (пояс 293, палуба 114 мм). Для защиты от снарядов американского 406-мм/45 орудия на тех же дистанциях требовались 381-мм пояс и 132-мм палуба. Башни располагались с небольшим возвышением одна над другой, так что все 9 орудий могли вести носовой огонь на углах возвышение не менее 4,5°, что соответствовало дистанции около 9 км. Это было важно для быстроходного линкора, спроектированного для действий на преследовании. Вторая и третья схемы показывали 30,5-узловые корабли с защитой от 356-мм снарядов в пределах дистанции от 17 до 27 км (пояс 336, палуба 133 мм), вооруженные соответственно 12-ю 356-мм или 8-ю 406-мм орудиями в четырех башнях традиционного расположения. Защита от 406-мм снарядов на тех же дистанциях обеспечивалась бы 420-мм поясом и 157-мм палубой.

Все три проекта имели варианты с другим (эшелонным) расположением механизмов, чтобы свести до минимума риск потери хода от единственного удачного подводного попадания. При этом изменялось и число труб. Для экономии веса конструкторы решили пожертвовать одной противоторпедной переборкой (осталось 4), поскольку быстроходный корабль имел больше шансов уклониться от торпед.

В целом, ни один из проектов не нашел поддержки на флоте. Генеральный Совет обратился в военно-морской колледж с просьбой ответить, какой линкор следует построить: обычный 23-узловый с 8-ю или 9-ю 406-мм орудиями и 381-406-мм поясом или же быстроходный по одному из вариантов (А, В или С). Главнокомандующий флотом США 23 августа ответил, что следует строить обычный линкор с увеличенной до 18.000 миль дальностью.

После этого БКР вернулось к 35000-тонным проектам. В сентябре 1935 года были рассмотрены пять проектов, из которых только два последних представляли традиционные 23-узловые линкоры с 9-ю 356-мм орудиями и броневой защитой от новых 356-мм снарядов на дистанциях от 20 до 25 км. Это были прямые последователи проектов 1933-34 годов, хорошо укладывавшиеся в договорные лимиты. Комиссия по предварительным проектам отметила особенно хорошую сбалансированность четвертого проекта, но так он не отвечал требованиям Генерального Совета по скорости, его дальше не рассматривали.

Первой решительной мерой со стороны БКР по снижению веса стало уменьшение высоты пояса с 5,33 до 4,72 м. Высокий пояс был нужен для компенсации изменения осадки по мере расходования топлива. Специалисты посчитали, что командиры кораблей будут заменять израсходованное топливо забортной водой, и осадка изменяться не будет. Экономия на броне позволила бы установить на последних двух проектах 406-мм орудия, а также обеспечить им защиту от снарядов на дистанциях от 17 до 27 км. Удлинение корпуса до 229 м позволяло обойтись механизмами меньшей мощности. Тем не менее, стандартное водоизмещение в обоих случаях оказалось гораздо больше разрешенного договорами.

Модели корпуса №3557, 3556 и 3460, фотография сделана в Экспериментальном бассейне для моделей на Washington Navy Yard 5 октября 1938 года
Модели корпуса №3557, 3556 и 3460, фотография сделана в Экспериментальном бассейне для моделей на Washington Navy Yard 5 октября 1938 года

Наиболее необычным оказался последний проект, F, который был развитием одного из проектов 1933 года - гибрида авианосца и линкора. В носовой части корпуса имелось три катапульты с ангаром под ними, где со сложенными крыльями помещались 10 бомбардировщиков, а в корме стояли две 4-орудийные 356-мм башни. По причине экономии на весе барбетов башни стояли почти на одной горизонтали и не могли вести огонь одна поверх другой. Комиссия по предварительным проектам посчитала бомбардировщики более чем достаточной компенсацией отсутствия в носу орудий ГК и заключила, что выгоды проекта заставляют провести по нему дальнейшие проработки.

Накопленный опыт уже позволил специалистам уверенно заявить, что при соблюдении договорных лимитов имеется только две альтернативы: относительно легко вооруженный и легко защищенный 30-узловый корабль или не такой быстроходный, но более сбалансированный по вооружению и защите. Причем для того, чтобы дать ему защиту от 406-мм снарядов, потребуются поистине героические усилия.

Адмирал Уильям Стендли, командующий военно-морскими операциями, хотел бы видеть в составе флота четыре быстроходных линкора, чтобы образовать два оперативных соединения вместе с тяжелыми авианосцами «Лексингтон» и «Саратога». Он вовсе не считал, чтобы линкоры имели такую же 33-узловую скорость, как эти авианосцы, но требовал от них не менее 27 узлов, чтобы можно было гарантировано принудить к бою самые быстроходных японские корабли типа «Конго». К тому же Стендли понимал, что тихоходные американские линкоры не смогут навязать бой авианосным и крейсерским соединениям противника, которые в будущей войне будут обладать полной свободой действий.

Американский авианосец "Лексингтон" был достаточно быстроходен
Американский авианосец "Лексингтон" был достаточно быстроходен

Об исходящей от кораблей типа «Конго» опасности говорил и адмирал Уильям Пай. Проводимые в колледже игры постоянно показывали, что японцы вовсе не будут ввязываться в генеральное сражение до того, как ослабят линейный флот США, зато их быстроходные линкоры типа «Конго», которым США могли противопоставить только авиацию и торпедные корабли, будут играть слишком большую роль. Их даже прозвали «занозой в теле американского флота».

Опрос старших офицеров флота показал, что с перевесом 9 против 7 они хотят «линейный крейсер». Причем ни один из них не хотел, чтобы все будущие линкоры США были быстроходными. Одни говорили, что их нужно иметь 3-4 единицы, другие, что их нужно столько, сколько есть в других флотах, а один заявил, что нужно иметь по два на каждый японский. Было высказано и самое прогрессивное мнение: с японскими линкорами лучше всего справится авиация.

Перед началом следующего цикла работ следовало уточнить проектные требования. Бюро по морской артиллерии (БМА), естественно, хотело вооружить новые линкоры 406-мм пушкой, которая пробивала броню самого мощного японского линкора «Нагато» на всех дистанциях. Располагать стволы в башне следовало подальше друг от друга, чтобы устранить взаимное влияние снарядов при одновременном залпе и упростить операции заряжания. Однако БКР указывало, что это приведет к росту диаметра барбета и утяжелит установку. Например, на «Теннеси» расстояние между стволами составляло 1,8 м и вес брони барбета был равен 400 тоннам, тогда как на некоторых проектах 1934 года было 3 м и 500 т.

Японский линкор "Нагато", 1920 год
Японский линкор "Нагато", 1920 год

Наилучшим компромиссом считалось расстояние от 2,16 до 2,42 м при 900 тоннах неподвижной и вращавшейся брони на башню. Для управления стрельбой требовалось наличие двух постов на вершинах башеннообразных надстроек, отстоящих друг от друга не менее, чем на 23 м. Наконец, БМА считало, что 12 универсальных орудий значительно уступают по эффективности 12 противоминным и 8 зенитным пушкам того же 127-мм калибра (именно такая комбинация стояла почти на всех американских линкорах) и требовало усилить вспомогательную батарею.

Генеральный Совет пытался добиться от конструкторов обеспечения зоны неуязвимости против 356-мм/50 орудия (680-кг снаряд) в пределах 19000 и 27400 м (пояс 356 мм и палуба 133 мм). Зона для 406-мм 45- и 50-калиберного орудий при этом составляла от 21800 до 25000 м и от 25100 до 25600 м (т.е. для последнего практически отсутствовала). Наиболее ответственные посты в надстройках должны были иметь противоосколочную защиту.

Башни могли быть 3- или 4-орудийными, но обязательно разнесенными друг от друга для предотвращения выхода из строя от одного попадания. Вспомогательная артиллерия должна была состоять из 127- мм/38 универсальных орудий в закрытых одиночных и спаренных установках, легкое зенитное вооружение - из 28-мм автоматов и 12,7-мм пулеметов.

Скорость сохранялась в 30 узлов, но установка могла быть турбоэлектрической или турбозубчатой. Дальность должна быть не менее 15000 миль на 15 узлах из-за нехватки баз в западной части Тихон океана. Обитаемость должна быть выше, чем на других флотах. Требования закона Лафолетта об обитаемости торговых судов США (1926 год) было решено распространить на боевые корабли. Жилые помещения должны быть достаточного размера, хорошо вентилироваться и иметь системы кондиционирования. Всего за год с небольшим было рассмотрено 38 проектов, получивших обозначения римскими цифрами. Генеральный Совет признал наилучшей схему IV и 3 января 1936 года выбрал ее для дальнейшей проработки. Несмотря на предельно ужатую компоновку, Совет все же потребовал от конструкторов внести довольно существенные изменения.

Японский линейный крейсер "Харуна" (тип "Конго")
Японский линейный крейсер "Харуна" (тип "Конго")

Прежде всего, это касалось повышения числа 127-мм универсальных орудий с 12 до 16. В марте уже требовалось 20 стволов, которые могли размещаться в одиночных и спаренных установках (последних могло быть 4, 6 или 8). В качестве легкого зенитного вооружения корабль должен был нести два счетверенных 28-мм автомата и не менее 8 12,7-мм пулеметов. Зона неуязвимости от новых 356-мм снарядов простиралась от 17400 до 27400 м; скорость 30 узлов; дальность 15.000 миль на 15 узлах. Видимо, Совет плохо усвоил предыдущие уроки, поскольку затребовал снова вернуться к вариантам с четырьмя башнями, а также подготовить очередной проект «обычного» линкора с 12-ю 356-мм орудиями и 22-узловой скоростью и промежуточный с 10-ю орудиями ГК (схема VIII).

Однако, основные усилия сосредоточились на вариантах схемы IV, которые комиссия по предварительным проектам представила в апреле. БКР жаловалось, что от него требуют в рамках 35.000 тонн водоизмещения создать корабль, равный по силе британскому «Худу», имевшему на 6.000 тонн большее стандартное водоизмещение, используя только улучшения в механизмах и применяя 3-орудийные башни вместо 2-орудийных. Логичным выходом являлось применение 4-орудийных башен ГК, которые появились на схемах IXA, В и С. Пришлось Совету уменьшить свои притязания на скорость, и 15 мая 1936 года он запросил подготовить проекты 27-узлового линкора с 9 орудиями ГК.

Линейный корабль "Теннесси"
Линейный корабль "Теннесси"

Рассматривались варианты с добавлением 10-го орудия за счет потери 0,5 узла скорости. На схеме ХА одна башня имела 4 орудия, а две - по 3. Длина корпуса и мощность механизмов уменьшались, обеспечивая скорость 26,8 узла, зато броня более всего соответствовала требованиям Совета. На схеме XIA длина увеличивалась за счет уменьшения пояса с 366 до 320 мм. Схемы ХВ и XIB были 9-орудийными эквивалентами с несколько большей мощностью и на 6 мм более толстым поясом на ХВ. На схеме XII исследовалась возможность дальнейшего снижения скорости при усилении брони. Конструкторы чувствовали, что на схеме XII они слишком далеко зашли в отношении скорости и ее следует повысить с минимальными издержками.

Затем разработали проект с 226-метровым корпусом, скоростью 29 узлов (123000 л.с.) и 11 орудиями (4-орудийные башни в носу и корме). Такое усиление главной батареи выглядело привлекательно и в июне взялись за очередную серию проектов, обозначенных как «схема XV», где главный калибр мог иметь 9, 10 или 12 стволов. К этому времени Генеральный Совет, уставший от обилия рассмотренных вариантов, стал склоняться в пользу относительно тихоходного линкора с 11 или 12 орудиями ГК. Поэтому он приказал БКР перепроектировать схемы XV и XVE, израсходовав 450-тонный запас водоизмещения на усиление защиты.

В проектном задании, датированном 25 июня, указывались следующие характеристики: 28,5-узловая скорость, 11- 356-мм (2х4 и 1х3) и 16-127-мм (6х2 и 4х1) орудий с боезапасом 900 и 6800 снарядов соответственно; зона неуязвимости от 17400 до 27400 м (в районе погребов до 30200 м).

Перво-наперво, корпус укоротили до 217,6 м и ограничились скоростью 27 узлов. Защиту уменьшать не стали, поскольку открылись два новых обстоятельства. Испытания на моделях показали, что на скоростях порядка 20-27 узлов образуемые кораблем волны будут в оконечностях открывать нижнюю кромку пояса, и как раз в районе погребов. Одновременно, БМА установило, что подводные попадания снарядов опасны именно в диапазоне дистанций от 18300 до 27400 м.

Модель линкора с двигательной установкой и скегами, 30 мая 1937 года
Модель линкора с двигательной установкой и скегами, 30 мая 1937 года

Самым логичным выходом было добавить нижний пояс в районе погребов, но эта мера, как указывалось выше, отрицательно сказывалась на эластичности системы ПТЗ. К тому же БМА опасалось, что оценка выгоды от разделения палубной брони на три уровня является завышенной. Специалисты по артиллерии высказывались и против снижения толщины в нижней части носового траверза, как это было принято делать с поясом, поскольку снаряд, проходящий через небронированную оконечность корабля, теряет меньше энергии, чем в воде. Они же резко протестовали против отказа от второй башеннообразной надстройки с постами управления.

Но возможности конструкторов в отношении дополнительных модификаций были ограничены из-за чрезмерной плотности всех исходных 35000-тонных проектов. Например, чтобы увеличить глубину пояса в носу и корме (на 1,34 и 1,13 м соответственно), требовалось 490 тонн. Еще 787 тонн требовали 76-мм плиты нижнего пояса в районе погребов, и 340 тонн нужно было для усиления главной палубы. Снизить толщину противоосколочной палубы ниже 16 мм не удавалось по причинам структурной прочности корпуса. Единственную существенную экономию веса и пространства предлагало Инженерное Бюро, предложившее вместо 8 котлов оставить 6.

В констуркторском бюро (23 июня 1937) - сцена в отделе строительства и ремонта Депатамента ВМС США , работы над проектом близки к завершению
В констуркторском бюро (23 июня 1937) - сцена в отделе строительства и ремонта Депатамента ВМС США , работы над проектом близки к завершению

Чтобы поставить точку в затянувшемся проектировании, уже ясно показавшем невозможность в пределах договорных ограничений создания корабля с 9 орудиями ГК, 30-узловой скоростью и хорошей защитой, Генеральный Совет решил в корне отойти от американских норм, предъявляемых к линкорам, и высказался в пользу усиления вооружения за счет защиты. Результирующий проект по схеме XVI имел 12 356-мм стволов в трех 4-орудийных башнях и 16 127-мм универсалок (6х2 и 4х1), скорость 27 узлов, но пояс всего 285 мм. Была сделана и последняя попытка увеличить скорость до 30 узлов. В представленных в октябре альтернативных схемах XV1A, В, и С корпус снова удлинили до 221 м, а число орудий для усиления защиты уменьшили: сначала до 11 (257-мм пояс), затем до 10 (343-мм) и 9 (346-мм). 5 ноября Совет изменил свое мнение и высказался в пользу проекта XVC, считая главной задачей новых кораблей взаимодействие с быстроходными авианосцами. Однако, защита должна была оставлять им возможность участвовать в линейном бою в качестве быстроходного крыла.

Такие корабли могли также поддерживать легкие силы и крейсерско- авианосные группы в ходе рейдерских операций, которые по замыслу оперативного плана на войну с Японией должны были предшествовать эскадренному сражению. Генеральный Совет понимал специфичность проекта и решил, что построить по нему следует не более 3 единиц. Причем его члены склонялись в пользу более быстроходного варианта XVIC, поскольку считали вариант XVI плохим компромиссом, как с точки зрения скорости, так и защиты.

Однако в дело вмешался адмирал Ривз, бывший одним из основоположников авианосной тактики флота США и членом Генерального Совета. Он считал проект XVIC недостаточно быстроходным для действий с авианосцами и недостаточно мощным, чтобы оправдать затраченные на него средства. Вместо этого он предлагал модифицировать проект XVI в сторону усиления ПТЗ, как того требовало БМА. Ривзу удалось убедить адмирала Стендли, замешавшего секретаря флота в то время, и тот подписал изменение проектных характеристик, где также требовалось предусмотреть возможность замены 4-орудийных 356-мм башен на 3-орудийные 406-мм, «если это будет признано желательным». С этого времени проект корабля, который стал известен как «North Carolina», получил более-менее четкие очертания.

Представители промышленности и морского министерства изучают документы по будущему линкору
Представители промышленности и морского министерства изучают документы по будущему линкору

На совещании у директора военно-морских операций 18 ноября БКР попросили внести несколько окончательных штрихов: добавить еще 4 127-мм орудия; увеличить толщину пояса до соответствия внутренней границы зоны неуязвимости в 18300 м; повысить барбет башни №2, чтобы ее орудия могли стрелять поверх башни №1, и пододвинуть саму башню в нос, чтобы дать больше места для энергетической установки. Все надеялись, что внести эти изменения можно будет без существенной потери скорости.

Но сделать это оказалось непросто. Изменения требовали 782 тонн дополнительного веса, что заставляло снизить мощность до 65000 л.с. и скорость до 24 узлов. При этом метацентрическая высота резко уменьшалась. В качестве альтернативы предлагалось укоротить корпус до 214 м, но это делало корабль еще более тесным. Экономия веса принципиально позволяла повысить мощность и скорость до 87000 л.с. и 25,25 узла, но специалисты опасались, что для такой ЭУ не хватит места. Поэтому БКР предложило сделать минимальные модификации: пояс сделать 297 мм (379 т) с углом наклона 13° (в конце 1937 года угол решили увеличить до 15°) и заменить 4 одиночных 127-мм установки спаренными (88 т). Этот вариант и был представлен Генеральному Совета и другим техническим бюро флота.

В дальнейшем, даже после закладки головного корабля, в проект продолжали вносить различные изменения, касающиеся бронирования, состава и компоновки энергетической установки (стало 2 трубы вместо одной), вооружения. «North Carolina» оказался уникальными кораблями своего класса, для которого приказ об изменении главного калибра был получен уже после начала постройки.

Корпус линкора перед спуском на воду, лето 1940 года
Корпус линкора перед спуском на воду, лето 1940 года

Но поменять главный калибр для линкора было мало. Следовало соответственно изменить и защиту, сделать что-либо существенное, чтобы защитить корабли от 1016-кг снарядов «своего калибра», было уже невозможно. Тем более, что вскоре БМА предложило новый 1225- кг снаряд, под который нужно было еще переделать погреба. Постройка кораблей задержалась из-за большого количества вносимых в контрактные характеристики изменений и запозданий в поставках материалов. Сказалось и решение для экономии веса заменить в некоторых местах, несущественных для продольной прочности, клепку сваркой, хотя это и позволило сэкономить на корпусе и надстройках около 10%. Постройка корабля обошлась казне примерно в 77 миллионов долларов.

Уже укомплектованные и даже формально введенные в строй флота линкоры не могли приступить к службе из-за интенсивной продольной вибрации, вызванной необычной формой корпуса. В стремлении уменьшить сопротивление корпуса и улучшить защиту кормовых погребов и гребных валов конструкторы применили в кормовой части два киля (скега), через которые проходили внутренние валы. Уже предварительные заводские испытания показали, что уровень вибрации просто ужасен.

Свои первые морские испытания «North Carolina» пришлось прервать на мощности 70000 л.с. и скорости около 25 узлов, поскольку «обнаружилась неожиданная продольная вибрация, которая сделала продолжение пробегов на более высокой скорости нежелательным».

После установки специальных приборов линкор вышел в море, чтобы на мощности 90000 л.с (свыше 26 узлов) попытаться выяснить причину. Многочисленные эксперты, присутствующие на испытаниях, пришли к выводу, что, хотя корабль и может в случае острой необходимости дать полный ход, «существует большая вероятность аварии механизмов и пока не будут приняты эффективные меры, скорость следует ограничивать 23 узлами». Просматривалось три варианта «лечения»: 1-поставить другие винты; 2-подкрепить фундаменты турбин; 3- поставить дополнительные опоры для валов.

"Северная Каролина" после ввода в строй, 1941 год
"Северная Каролина" после ввода в строй, 1941 год

В июле 1941 года на конференции решили, что вибрацию можно уменьшить, если внутренним винтам дать по 5 лопастей, а внешним по 4, одновременно уменьшив их диаметр. На «North Carolina» диаметр внешних винтов уменьшили с 5,26 до 4,99 м и сделали их 4-лопастными. Линкор так часто выходил на пробеги с Нью-йоркской верфи, что заслужил прозвище «Шоубоут» (плавучий театр, показной корабль).

Несмотря на все проблемы, возникшие на испытаниях «North Carolina», первый из вошедших в строй американских линкоров последнего поколения, стал настоящим ветераном войны на Тихом океане, участвовавшим почти во всех операциях, начиная с высадки на острове Гуадалканал 7 августа 1942 года и заканчивая подписанием акта о безоговорочной капитуляции Японии на борту линкора «Миссури» в Токийской бухте 2 сентября 1945 года. В течение 40 месяцев непрерывной боевой службы он оставил за кормой 307000 миль, принял участие в девяти операциях по обстрелу берега, сбил 24 самолета противника и шесть раз японской пропагандистской радиостанцией «Токийская Роза» был объявлен потопленным.

Статья Е013КХ40RUS из архива Navygaming, №2(2)/2013.

Источники: Friedman N. US Battleships: An Illustrated Design History. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland.-1985.-479 с.; Балакин С.А. Суперлинкоры Америки. «Айова», «Миссури», «Нью-Джерси», «Висконсин»/ С.А.Балакин.- М.: Коллекция: Яуза: Эксмо, 2009. – 128 с.; Дашьян А. В., Патянин С.В. и др. Линкоры Второй мировой в цвете. Самая полная энциклопедия. - М.: Яуза, ЭКСМО, 2013. - 416 c.; Чаусов, В.Н. Линкоры типа «Саут Дакота» /В.Н. Чаусов//- Морская коллекция, спецвыпуск 1 – 2005. – 64 с.; Сулига, С. Линкоры типа «Норт Кэролайн». — Москва: Цитадель-трейд, 1998. — 52 с. ; С.Балакин, А.Дашьян, С.Патянин, М.Токарев, В.Чаусов. «Линкоры Второй мировой. Ударная сила флота». — Арсенал коллекция. — Москва: Эксмо, 2006. — 256 с.; материалы сети интернет.

Если понравилось - ставьте лайки, подписывайтесь, будет еще интереснее, делитесь комментариями, кто желает - может поддержать проект: