35,8K подписчиков

"Круче Дня Победы"

152 прочитали

Статья написана в 2005 году, в год появления в России нового праздника День Народного Единства, и является попыткой разобраться - что же мы празднуем?

Культурная программа новорожденного праздника Дня народного единства, отмечаемого 4 ноября, разнообразием не блещет. Если не считать культурными событиями всяческие шествия жириновцев и единороссов, то в меню наличествуют лишь установка в Нижнем Новгороде церетелиевской копии мартосовского памятника Минину и Пожарскому и открывшаяся в столичном Историческом музее выставка «Лета 7121-го октября в 26 день».

Статья написана в 2005 году, в год появления в России нового праздника День Народного Единства, и является попыткой разобраться - что же мы празднуем?

На безрыбье на вчерашнее открытие выставки явилось невиданное количество журналистов и вип-персон. Чрезвычайно довольный директор ГИМа г-н Шкурко не уставал подчеркивать, насколько же он рад видеть на открытии впервые посетивших Исторический музей митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в компании с префектом Центрального округа столицы: «И не надеялся даже, если честно, что примете наше приглашение».

Гости одобрительно кивали, а Владыка Кирилл даже выступил с длинной прочувствованной речью, в которой объяснил всем, что новый праздник круче, чем даже День Победы, потому что еще вопрос, «какое событие оказало большее влияние»:

«Гитлер все-таки в Москву не вошел, а Наполеон хоть и не вошел, но вертикаль власти не была разрушена».

Статья написана в 2005 году, в год появления в России нового праздника День Народного Единства, и является попыткой разобраться - что же мы празднуем?-2

А здесь же было разрушено все, национальная элита была разделена, национальное сознание помрачено. Лишь церковь устояла – именно она, устами патриарха Гермогена, помогла россиянам «определить, где правда, где кривда», а заодно и обеспечила ополчение материально – Кирилло-Белозерский монастырь вложился 23,5 кг серебра. На том, что церковь тогда была расколота точно так же, как и все остальные социальные институты, и, к примеру, будущий патриарх Филарет, по совместительству отец будущего царя Михаила Романова, был в то время одним из главных сподвижников «Тушинского вора» Лжедмитрия II, внимания, естественно, не заостряли.

Перерезав ленточку, выставку наконец-то открыли. И, к немалому удивлению собравшихся, высокие гости быстренько проскочили через зал, даже не оглянувшись на экспонаты, и юркнули на выход.

Статья написана в 2005 году, в год появления в России нового праздника День Народного Единства, и является попыткой разобраться - что же мы празднуем?-3

Недоумение разъяснилось практически сразу – эту выставку любой интересующийся историей житель Москвы видел уже многократно. Собственно, выставкой это можно назвать исключительно из желания отдать должное новому празднику. На самом деле в постоянной экспозиции музея есть зал, посвященный Смутному времени. Его и оставили фактически нетронутым, лишь по центру установили еще одну витрину, куда засунули парадную саблю князя Пожарского, митру и кадило – пожертвованные его вдовой в Спасо-Ефимьев монастырь, да золотую копейку, чеканенную новым «царем» — сыном польского короля Сигизмунда Владиславом.

Вот с таким существенным дополнением зал постоянной экспозиции стал именоваться выставкой «Лета 7121-го октября в 26 день». Слава богу, продлится эта «выставка» всего лишь две недели.

Статья написана в 2005 году, в год появления в России нового праздника День Народного Единства, и является попыткой разобраться - что же мы празднуем?-4

Впрочем, не будем слишком желчными. Стоит ли пенять музейщикам на торопливость, если государственные мужи, придумавшие праздник, слепили его настолько впопыхах, что не очень понятно не только «как», но и «что» праздновать. Ладно, то, что День народного единства приурочили к самому малопригодному к празднованию периоду нашей истории — Смуте, когда в стране все резали всех, спишем на нездоровое чувство юмора. Ну, ведь дату-то можно было не перепутать?

А то теперь опрашиваемые журналистами бедолаги-историки кряхтят, пытаясь хоть как-то объяснить, что же такого произошло 4 ноября.

Статья написана в 2005 году, в год появления в России нового праздника День Народного Единства, и является попыткой разобраться - что же мы празднуем?-5

Кто-то, как директор института Российской истории РАН Андрей Сахаров, пытается объявить 4 ноября «неким средним условным числом, объединяющим все те события», другие, как профессор РГГУ Игорь Курукин, гадают: «Возможно, просто решили взять некую промежуточную дату?»

Вот и пришлось устроителям выставки именовать ее по старому стилю: «Лета 7121-го октября в 26 день». И изо всех сил надеяться, что умников, разбирающихся в допетровском летоисчислении, окажется не очень много. Потому как если пересчитать памятную капитуляцию поляков «октября в 26 день» в григорианском стиле, то получается 5 ноября. Хотя, вообще-то, Кремль освободили 27 октября, по-нашему — 6 ноября.

В общем, с праздничком, дорогие товарищи и господа! А четвертого, пятого или шестого – вы уже сами разбирайтесь. Все равно все три дня на работу не ходить.

___________________

Если вы любите историю, можете почитать мою книгу Московиты. Книга первая - https://author.today/reader/42820/333819

Одна давняя и позабытая история о несчастном Слепце и трех братьях — Косом, Силаче и Красавчике. Школьные учебники сухо именуют ее "феодальной войной второй четверти XV века в Московском княжестве" и отводят ей максимум пару абзацев. На деле же этот эпизод российской истории ни в чем не уступит "Игре престолов".

Статья написана в 2005 году, в год появления в России нового праздника День Народного Единства, и является попыткой разобраться - что же мы празднуем?-6

Если вам понравится - я буду очень рад.