Победить в войне, похоже, часто помогала и смекалка советских людей, которые, не имея нужных ресурсов, выходили из трудных ситуаций.
Так произошло, например, в Одессе в 1941 году. Тогда город выдерживал давление немцев. Катастрофически не хватало танков, нужно было что-то придумывать.
И именно в это время появились советские танки «НИ-1». О том, что обозначало их название, речь еще в статье пойдет. Пока же разберемся с тем, как было начато производство.
Идея пришла в голову П.К. Романову, который был в должности главного инженера на одесском заводе, носившем имя Январского восстания. Мужчина понимал, что танков ему взять неоткуда. И это значило, что нужно придумать какой-то фокус. П.К. Романов предложил переоборудовать несколько тракторов СТЗ-НАТИ. Об этом писал Крылов Н.И. в своем труде под названием «Не померкнет никогда».
Романов получил добро на эксперимент. К процессу было подключено еще несколько технически-грамотных людей. В частности:
· И.А. Обедников – военный инженер;
· У.Г. Коган – инженер, занимавшийся артиллерийскими приборами и служивший в штабе военно-морской базы – в городе Одессе, естественно.
Авторы Бужор, Верещагина, рассказывая об истории Одесского судоремонтного, отмечали, что верхняя часть тракторов срезалась. Она была не нужна. Вместо неё устанавливали бронированный корпус с башней.
Вице-адмирал Кулаков отмечал, что в городе была нехватка брони. Из положения нашли выход.
Во-первых, детали для «танков» изготавливали на карусельном станке в трамвайных мастерских. Во-вторых, броню изготавливали из нескольких листов. Между ними помещали доски. Не самая прочная конструкция. Но и другого выхода не было. Нужно было каким-то образом делать танки.
Как писал Г.И. Пенежко, наиболее мощными были два первых «танка». На них установили 37-миллиметровые орудия. Их удалось взять от танков Т-26, которые не было смысла восстанавливать. А уже на остальные «НИ-1» ставили только лишь пулеметы. То есть, такой «танк» не мог адекватно ответить боевой машине противника. Он был эффективен исключительно против пехоты.
Когда стало понятно, что трактора более-менее успешны хотя бы против вражеской пехоты, то появилось распоряжение о переоборудовании 70 тракторов.
Во втором бою «танки» попали под обстрел нацистской артиллерии, и 8 машин было выведено из строя. Таким образом, переоборудованные трактора все же были не очень мощным оружием. Но можно было воевать хоть так, надеясь на скорые поставки вооружения.
Осталось, пожалуй, обсудить вопрос о названии «танков». Оно немного странное – «НИ». Цифра «один» - понятно, обозначала то, что первую версию техники произвели. А «НИ» - сложно расшифровать. Обозначали эти две буквы следующее: «На испуг».
Действительно, если верить Н.И. Крылову, румыны, увидев в темноте громко ревущие трактора, сильно испугались и покинули поле боя.