Найти тему
Севриновский live

Мои итоги 2021го года

Автор фото Евгения Данигевич
Автор фото Евгения Данигевич

Если прошлый год был для меня одним из самых успешных и счастливых, то этот выдался странным и половинчатым. Сделано было немного. Начатые большие проекты оказались долгосрочными, и когда они закончатся и закончатся ли вообще, толком неясно. Очень тяжело — знать много такого, что тянет на сенсацию федерального уровня, но до поры до времени молчать. Такова жизнь кинодокументалиста.

В более привычной мне журналистике цикл работы над материалом короче, и вовлекает куда меньше людей. Я сферу деятельности сменил сознательно, и все же по привычке тревожусь, когда долго не вижу результатов труда. Зато я больше времени уделял семье, и хотя бы стараюсь быть хорошим отцом. Взрослею, что ли?

Политический кризис в стране пробрал даже меня. Я считаю, что всякая власть, по выражению Мандельштама, «отвратительна, как руки брадобрея», а потому мне все равно, какой несчастный недалекий человек греет задницей трон сегодня, и какой этим займется завтра. Но репрессии в отношении СМИ в этому году перешли границы приемлемого. Многие медиа, с которыми я работаю или работал в прошлом, получили ярлык иноагентов. Некоторые закрылись, остальные пытаются выжить в условиях глубоководного давления.

Любители судебно оскорбляться опошлили, кажется, все немногие оставшиеся святыни, а председатель следкома лично борется с такими опасными преступниками, как рэперы Моргенштерн и Оксимирон. Хочется бежать от этой душной нечисти или за стену Кавказа, как Лермонтов, или на Енисей, как мечтал Мандельштам, и заниматься живыми людьми. У них тоже хватает проблем и тараканов в голове, но они хотя бы не покрылись плесенью. Об этих людях я и рассказывал свои истории.

Мои личные успехи этого года были, в основном, итогом долгой работы в прошлом. Вышла в свет книга про Дагестан, которую я писал девять лет. Огромный урожай наград собрало документальное кино «Остров», которое швейцарские кинематографисты снимали по моей идее на дагестанском острове Чечень. В этом проекте я также был местным продюсером и звукооператором. «Остров» взял российскую премию «Лавр», победил на канадском фестивале Hot Docs и даже был номинирован на «Оскар». Не удивлюсь, если он и там выиграет.

Надеюсь в следующем году устроить в Махачкале и на острове Чечень фотовыставку — материала за 4 года работы скопилось предостаточно.

Кадр из фильма «Остров»
Кадр из фильма «Остров»

Хотя фильм режиссера Матвея Трошинкина «Жизнь вокруг свадьбы», премьера которого состоялась весной на «Артдокфесте», и не собрал столько наград, мне он нравится не меньше. Если «Остров» — история поэтическая и политизированная, то «Жизнь» — пожалуй, лучший документальный фильм, когда-либо снятый именно о Дагестане. Каким-то чудом его создателям удалось ухватить дух этой замечательной республики. Горжусь, что хоть немного, но помог фильму появиться на свет — я нашел то самое селение и ту самую свадьбу. «Жизнь вокруг свадьбы» скоро выйдет на телеканале «Настоящее время», а «Остров» в открытом российском доступе, боюсь, не появится вообще.

Самый важный вышедший в этом году документальный фильм, снятый лично мной — полнометражный «Человек-овцебык» о жизни небольшого поселка в центре Таймыра. Думаю, это — начало цикла фильмов о людях, живущих возле реки Енисей. Второй фильм, о Тыве, уже снят, но будет готов лишь весной.

Также вышел фильм о кавказских экзорцистах — вполне познавательный, но технически несовершенный, поскольку был сделан буквально на коленке. Надеюсь в будущем переснять его на более высоком профессиональном уровне.

Состоялись две мои первые авторские фотовыставки — в Норильске и Нижнем Тагиле. Надеюсь, это только начало.

Журналистику я совсем не оставлю никогда, но важных статей в этом году немного:

«Шаман и Дарья» — история тувинского шаманизма и любви

«Кровь с молоком» — материал о собачьих боях в Дагестане

«Нужно в нашей шкуре побыть, чтобы понять, как нам работать приходится» — попытка осмысления жизни чеченской правозащитницы Хеды Саратовой, очень неоднозначного и противоречивого человека

«У них было страстное желание вырваться и начать свободную жизнь» — наверное, самое подробное описание истории неудавшегося побега двух дагестанок в Казань

Статьи-путеводители: по Дагестану для Медузы и отдельно по Юждагу для Перито.

А еще в уходящем году я создал эту страничку в Дзене, и пишу здесь о разных уголках России и не только. Из самых читаемых статей хотелось бы выделить эти:

Про настоящего капитана Джека Воробья

Про особенности семейных проблем на Кавказе

Про тамбовский музей греха

Про ингушские протесты

На этом, пожалуй, все. Надеюсь, следующий год будет для всех нас более интересным, плодотворным и счастливым. С наступающим!